Мышление в исследовательской и управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 02:17, контрольная работа

Описание работы

Мышление формируется, изменяется и развивается в процессе жизнедеятельности по мере накопления опыта, получения образования, в профессиональной деятельности. Оно зависит в определенной мере от индивидуальных особенностей личности, но может изменяться в довольно широких пределах под воздействием образовательных процессов, волевых усилий, специального тренинга, критических ситуаций, состояния здоровья.

Содержание работы

1.Мышление в исследовательской и управленческой деятельности…………....................3
2.Проблема организации и её место в методологии исследования систем управления…6
3.Сущность и задачи социологических и психологических исследований в изучении
Систем управления……………………………………………………………………………8
4.Список литературы.........................

Файлы: 1 файл

ису1.docx

— 35.45 Кб (Скачать файл)

           Московская Финансово-Юридическая  Академия

 

 

 

     Дисциплина: Исследование систем управления.

 

 

                        Контрольная работа.

                                   

 

Тема: Мышление в исследовательской и управленческой деятельности.

Проблема организации и её место в методологии исследования

Систем управления.

Сущности и задачи социологических  и психологических исследований в изучении систем управления.

     

 

                                                                      Выполнил 

                                                           Группы Мз 07-6

                                                                      Данилова Е.А.  _______________________

                                          Проверил

                        _______________________                                                                                  

 

                                                            

 

 

 

 

2012 

 Содержание

1.Мышление в исследовательской и управленческой деятельности…………....................3

2.Проблема организации и её место в методологии исследования систем управления…6

3.Сущность и задачи  социологических и психологических  исследований в изучении

Систем управления……………………………………………………………………………8

4.Список литературы...............................................................................................................12 

1. Мышление исследователя Мышление в исследовательской и управленческой деятельности

Мышление — это не только совокупность правил его осуществления. Есть смысл говорить и об искусстве  мышления. Оно проявляется во влиянии  интуиции на мышление, в формах мыслительного  процесса, его личностных особенностях, связях с процессами проявления эмоций, "переживанием мысли". Искусство  мышления-это и управление собственными мыслительными процессами, способность ограничивать и направлять мысли, "расковывать" их при необходимости, концентрировать, использовать временные параметры мыслительных процессов. 
Одной из важных характеристик человека, имеющей большое значение в его деятельности, является мышление. 
 
Мышление-это активный процесс отражения действительности в сознании человека, опирающийся на знания, интуицию, привычки и навыки и определяющий поведение человека в конкретной ситуации. 
 
Мышление формируется, изменяется и развивается в процессе жизнедеятельности по мере накопления опыта, получения образования, в профессиональной деятельности. Оно зависит в определенной мере от индивидуальных особенностей личности, но может изменяться в довольно широких пределах под воздействием образовательных процессов, волевых усилий, специального тренинга, критических ситуаций, состояния здоровья. 
 
Мышление — не просто запас знаний, это более сложная характеристика человека. Оно определяет успех его деятельности, чем бы человек вообще ни занимался. Деятельность менеджера заключается в работе с людьми, в принятии управленческих решений, которые выполняют сотрудники. Качество решений зависит от характера и типа мышления менеджера. Менеджер должен работать не только с людьми, но и работать над развитием некоторых собственных качеств. Это особенно важно относительно развития его мышления. 
 
По характеристикам мышления и формируется команда. Людям легче работать, если существует определенное сопряжение характеристик их мышления. Менеджера лучше понимают сотрудники, если понятен тип его мышления, если он дополняется типологическими характеристиками мышления другими служащими. 
 
Но для развития индивидуального мышления и для учета характеристик мышления при формировании команды необходимо знать, какие существуют типы мышления. 
 
Типология мышления 
 
Мышление человека разнообразно. Считается, что существует столько типов мышления, сколько людей, что мышление абсолютно индивидуально. Действительно, именно в мышлении человека проявляется главная особенность его личности и индивидуальности. 
 
Некоторой разновидностью этой типологической группы является разделение мышления по критерию проблемности на стандартное, проблемное и смешанное. Первое отличается оперированием готовыми рецептами, общепризнанными положениями, устоявшимися понятиями; второе — определением проблем как главных единиц мышления, как его основы; третье — совокупностью первого и второго, их сочетанием. 
 
Типология мышления имеет большое значение в практике организации и проведения исследовательской деятельности. Она позволяет сформировать исследовательские группы по критериям разнообразия типологических характеристик и их гармоничного взаимодействия в исследовательской деятельности. Она также позволяет менеджеру оценить свои особенности, чтобы лучшим образом использовать свой интеллектуальный потенциал. Наконец, типологические характеристики могут подсказать менеджеру в его работе над собой, как развивать способности в области мышления, как строить программы образования и профессионализации, как обеспечить действительную эффективность практической реализации этих программ. 
 
Эффективное мышление исследователя 
 
Все вышеперечисленные типы мышления существуют в практике, и как уже отмечалось, каждый из них имеет положительные и отрицательные стороны. Среди них нет плохих и хороших. Они проявляют свои положительные и отрицательные стороны лишь в определенных обстоятельствах. Поэтому эффективность мышления исследователя зависит от того, в какой мере органично присущее ему мышление соответствует конкретным условиям, целям и возможностям исследования, как развивается его мышление в процессах самообразования. 
 
Эффективность — это всегда сопоставление или, если это возможно, соизмерение результата деятельности и затрат на ее осуществление. Что может быть результатом мышления? 
 
Если говорить об индивидуальной деятельности менеджера, то таким результатом может быть не что иное, как его успех в решении проблем, удовлетворенность сделанной работой, предельная ясность в понимании того, что надо делать дальше и как это необходимо делать. Все это акты мыслительной деятельности. Когда менеджер разрабатывает стратегию фирмы, то наиболее эффективным оказывается тип творческого, гибкого, конструктивного мышления. Когда он решает текущие проблемы, необходимо мышление прагматическое, конкретное, непосредственное. 
 
Затраты усилий на необходимые в этих случаях результаты определяются тем, как развиты те или иные типы мышления менеджера, какие методологии он выбирает при решении проблем. Это определяет и затраты времени — самый важный ресурс управления, и затраты социально-психологических усилий, которые также ощутимы в деятельности менеджера. 
 
Но когда результатом интеллектуальной деятельности является решение, концепция, стратегия, миссия, разрабатываемые группой исследователей, тогда затраты становятся более зримы и значительны. Они уже характеризуют как человеческие ресурсы, так и интеллектуальный потенциал, который определяется в значительной мере формированием группы исследователей по критериям типологии мышления. 
 
Эффективность мышления характеризуют и ошибки, которые нельзя полностью исключить, но, возникновение которых необходимо свести к минимуму. 
 
Вероятно, есть смысл рассмотреть наиболее типичные ошибки, встречающиеся в процессах мышления.

  1.  
    Обобщение по недостаточному количеству фактов, а иногда и по единичному факту. Это всегда ведет к ложным выводам, снижает эффективность мыслительных процессов.
  2.  
    Перенос смысла, или точнее некорректная аналогия. В качестве примера можно привести понятие "искусственный интеллект". Оно построено на смешении двух несовместимых понятий. В обычном общении или поэтическом языке такое возможно, но научная терминология так строиться не должна. Почему мы не называем автомобиль искусственными ногами, авиалайнер летающим человеком? Компьютер является средством интеллектуальной деятельности человека, он повышает ее производительность, но сам по себе не может быть интеллектом. Конечно, термин может иметь знаковое значение, рассматриваться как некая условность, о значении которой можно договориться. Тогда эта условность должна быть строго определена и ситуативно ограничена. К разряду некорректной аналогии можно отнести такие, например, определения: "АСУ является совокупностью человека, математических методов и ЭВМ" или "субъект управления — это управляющая система". Одно неизвестное понятие определяется через другое неизвестное. Интересно, что понятие управляющей системы при этом определяют через понятие субъекта управления. Таких примеров может быть множество.
  3.  
    Подмена понятий, отход от исходного определения или его размывание в мыслительных процессах, вольное оперирование понятием. Сначала вкладывают в него одно содержание, потом оперируют им, полагаясь на другое содержание. Это часто встречается с понятиями "демократия", "система управления", "методы управления" и др.
  4.  
    Ошибки мышления часто наблюдаются в использовании различных схем доказательства, нарушении логики взаимодействия посылки и выводов.
  5.  
    Бывают и "непротиворечивые противоречия" в рассуждениях: противопоставление мелочей, выдаваемое за важное противоречие; потеря главного, основного; преувеличенное противопоставление главного и второстепенного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.  Проблема  организации и её место в методологии исследования систем управления

Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место  в методологии исследования. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов  и установление ориентиров и ограничений.

Часто путают проблему с задачей. Они различаются  тем, что задача предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алгоритма из известных.

Наиболее типичными проблемами в исследовании управления являются проблемы совершенствования организации  управления, технологии управления (разработки управленческих решений), системы эффективных мотиваций деятельности, разработка стратегий и инноваций и др. (схема 9а). И каждую из этих проблем можно решить только на основе ее исследования, т. е. на основе определения ее истоков, содержания, роли в развитии управления, последствий нерешения и возможностей решения и пр.

Проблема — это противоречие, которое не всегда тождественно задаче. Оно несет в себе в той или  иной степени элементы новых, неизвестных  ранее изменений. Решение проблемы всегда требует творческих усилий, решение задачи требует либо знаний, либо типовых схем и алгоритмов.

Исследование предполагает не только применение какого — либо известного метода, но и создание новых методов изучения, поиск новых подходов. Это определяется достаточно ясным пониманием сути проблемы, возможностей, в ней заложенных, трудностей, которые следует преодолеть.

В практике исследования систем управления большое значение имеет:

• отделение реальных проблем  от псевдореальных;

• отбор реальных проблем  по критерию необходимости их разрешения;

• отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата;

• выбор проблем в соответствии с критерием возможностей их разрешения.

Существуют реальные и  мнимые проблемы. Последние можно  разделить на три вида: а) уже не проблемы, т. е. проблемы решенные, но считающиеся  еще не решенными или такие, которые  переросли в другие проблемы; б) еще  не проблемы, т.е. проблемы, существующие лишь в предпосылках или возникшие  задолго до того, как сложились  условия для их решения; в) никогда не проблемы, т. е. проблемы для которых не существует решений.

Проблему как предмет  исследования характеризуют следующие  параметры: качество проблемы, определение проблемы, постановка проблемы (схема 15).

Качество проблемы — это ее реальность, необходимость разрешения (актуальность), возможность разрешения (ресурсы), предполагаемый результат и класс проблемы.

Определение и распознавание проблемы является важным этапом исследования систем управления. Оно предполагает комбинацию и последовательность множества различных операций.

1. Формулирование  проблемы, состоящее из вопрошения, постановки центрального вопроса; контрадикции, т. е. фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы; финитизации — предположительного описания предполагаемого результата.

2. Построение проблемы, представленное операциями стратификации — расщепления проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос; композиции — группировки и определения последовательности решения подвопросов, составляющих проблему; локализации — ограничения поля изучения в соответствии с потребностями исследования, отграничения известного от неизвестного в области объекта исследования; вариантификации — выбора установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиска альтернатив для всех элементов проблемы.

3. Оценка проблемы, характеризующаяся такими действиями, как кондификация — выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и пр.; инвентаризация — проверка наличных возможностей и предпосылок; когнификация — выяснение степени проблемности, соотношения известного и неизвестного в той информации, которую необходимо использовать при исследовании; уподобление — нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой; квалификация — отнесение проблемы к определенному типу.

4. Обоснование  проблемы, представляющее собой последовательную реализацию процедур экспозиции — установления ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами;

актуализации  — приведения доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения; компроментации — выдвижения сколь угодно большого числа возражений против проблемы; демонстрации — объективного синтеза результатов, полученных на стадии актуализации и компроментации.

5. Обозначение  проблемы, состоящее в экспликации понятий — перекодировке, переводе проблемы на иной научный или обычный язык; интимизации — выборе словесной нюансировки выражения проблемы и подборе понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы.

Таков наиболее типичный порядок  действий, необходимых для определения проблемы. В зависимости от опыта, квалификации и характера исследователя возможно изменение состава и последовательности процедур и операций. Некоторые из них могут осуществляться параллельно с другими, например стратификация и вариантификация; некоторые реализуются по мере развертывания всех процедур и операций, например экспликация понятий и уподобление.

Определение проблемы является важным фактором успеха исследования.

Следующей характеристикой  методологии исследования является постановка проблемы.

 

3. Сущность и  задачи социологических и психологических  исследований в изучении систем управления.

 
    Социологическое  исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении. 
 
Социологическое исследование включает в себя следующие этапы: 
 
1. Подготовительный: на этом этапе происходит разработка программы исследования. 
 
2. Основной: включает в себя проведение самого исследования. 
 
3. Завершающий: идёт обработка, анализ данных, а так же формирование выводов. 
 
     Виды исследований: 
 
1. Разведывательное исследование: небольшое, наиболее простое исследование, имеющее небольшое количество респондентов и сжатый инструментарий. 
 
2. Описательное исследование: более глубокий вид исследования с более большой общностью людей. Применяется машинная обработка. 
 
3. Аналитическое исследование: самое сложное и глубокое исследование. Носит не только описательный характер, охватывает большое количество респондентов. Обычно рассматривает динамику явления. 
 
 
  По характеру  поставленных целей и задач, а  также по широте и глубине анализа  социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические. 
 
  Цель- общая направленность социологического исследования, определяющая его характер и ориентацию (теоретическую или прикладную). Программа исследования должна чётко отвечать на вопрос: на решение 
  какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное 
  исследование?  
  Задачи- совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Основные задачи соответствуют цели исследования. В теоретически ориентированном исследовании приоритет отдаётся научным задачам, в практически ориентированном- прикладным. Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой. При теоретической или прикладной ориентации социологического исследования неосновные задачи целесообразно решать на основе материала, полученного для поиска ответа на центральный вопрос, анализировать те же данные, но под другим углом зрения. Возможно, что неосновные задачи не получат законченного решения, но они могут помочь в постановке научной проблемы при подготовке нового исследования по новой программе.  
 
  Объект социологического исследования - общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется, либо другое явление или процесс. Объект должен характеризоваться: 
 
  1. Чётко обозначенными  явлениями по таким параметрам, как: а) отраслевая принадлежность; б) профессиональная принадлежность; в) возрастная принадлежность; г) национальная принадлежность. 
 
  2. Пространственной  ограниченностью. 
 
  3. Функциональной  направленностью: а) политическая направленность; б) этническая направленность; в) производственная направленность. 
 
  4. Временной  ограниченностью. 
 
  5. Возможностями  его количественного измерения. 
 
  Если объект социологического исследования независим  от исследования и противостоит ему, то предмет изучения, напротив, формируется самим исследованием. 
 
  Предмет социологического исследования - это центральный вопрос проблемы.  
 
и раскрывают ее основное содержание.

 Задачи, сущность и основные понятия управленческой психологии

Основные понятия  психологии управления.

Управления —  совокупность системы скоординированных  мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации.

Психология управления - ее синонимами являются понятия "менеджмент", "организационная психология", "психология организаций".

Менеджмент —  это управление, руководство, дирекция, администрация. В основе понятия  менеджмент лежит английский глагол "to manage", что в переводе на русский язык означает "управлять".

Организация:

1. Структура, в  рамках которой проводятся определенные  мероприятия для достижения определенных  значимых целей. 

2. Одна из функций  управления.

Для того чтобы  группа могла называться организацией, необходимо выполнение нескольких обязательных требований. К ним относятся:

а) наличие, по меньшей  мере, двух людей, которые считают  себя членами этой группы;

б) наличие хотя бы одной цели как конечного состояния  или результата, которую принимают  как общую для всех члены этой группы;

в) существование  членов группы, которые сознательно  и намеренно работают сообща для  достижения значимой для них всех цели.

Психология управления - это часть комплексной науки  управления.

Цель психологии управления - разработка путей повышения  эффективности и качества жизнедеятельности  организационных систем.

Предмет психологии управления - деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций.

Содержание психологии управления - разработка психологических  аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.

Источники психологии управления:

а) практика управления;

б) развитие психологической  науки;

в) развитие социологии организаций.

В психологии управления часто употребляется понятие "человеческий фактор" (human factor). Понятие "человеческий фактор" стало употребляться еще во время второй мировой войны. Оно заимствовано из английского языка. Человеческий фактор — это все то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей и т.п.

Важность его  определяется тем, что возрастает роль человека и его возможностей в  процессе управления различными объектами.

Чем сложнее управление, тем больше растут требования к интеллектуальным функциям человека и другим психическим  процессам, начиная от восприятия и  внимания и заканчивая ответственностью за человеческие жизни.

Человеческий фактор важен и там, где в практику внедряются методы с учетом психологических  и психофизиологических свойств  человека. В этом случае возможно уменьшение брака в процессе создания того или  иного вида продукции.

Информация о работе Мышление в исследовательской и управленческой деятельности