Национальная премия качества М. Болдриджа (MBNQA)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 23:04, доклад

Описание работы

Премии по качеству представляют собой одну из форм системного подхода к управлению качеством и вручаются во многих странах мира. Наиболее известны из них премия Деминга в Японии – существует с 1951-го года и является своего рода отражением японского «экономического чуда», национальная премия качества Малкольма Болдриджа в США, учрежденная в 1987-м году и Европейская премия по качеству, присуждаемая с 1991 года. Каждая из этих премий имеет свои особенности: в модели Европейской премии акцент сделан на защиту интересов потребителей и окружающей среды, в модели премии Деминга – на широкое распространение методов стандартизации, в премии Болдриджа главное внимание уделяется стратегическому планированию. Эти три модели являются основой национальных премий в разных странах мира.

Файлы: 1 файл

управление качеством.docx

— 595.59 Кб (Скачать файл)

5.2. Обучение и мотивация работников (25 баллов)

Показатель включает обучение, тренинги и профессиональную переподготовку персонала на рабочем месте (или с отрывом от производства). Оцениваются системы мотивации, карьерного развития, нацеленные на удовлетворение текущих потребностей работников и создание благоприятной рабочей атмосферы.

5.3. Удовлетворенность и уровень жизни работников (25 баллов)

Показатель призван оценить внутренний климат организации: как определяется удовлетворенность (или неудовлетворенность) работников. Признаются ли разнообразные потребности работников, и как уровень их удовлетворения влияет на создание благоприятного рабочего климата в организации и мотивацию работников на решение поставленных задач.

6. Оперативное управление (85 баллов)

Категория является ключевой для процесса создания ценностей. Здесь устанавливаются требования к эффективности процессов разработки, производства, реализации продукции и услуг, оценки и анализа процессов совершенствования и организационного обучения, отношений с клиентами, поставщиками и партнерами. Сокращение времени цикла, снижение издержек, повышение оперативности являются существенными характеристиками оперативного управления. Сам термин «оперативность» означает здесь возможность быстрой адаптации или гибкость. Находясь в зависимости от организационной стратегии и рынка, оперативность может означать для компании быстрый переход на выпуск другой продукции, реагирование на изменение спроса или возможность предложить широкий диапазон сопутствующих услуг. Кроме того, оперативное управление все в большей степени требует от руководителей привлечения аутсорсинговых компаний.

6.1. Процесс создания ценностей (50 баллов)

Показатель включает оценку основного продукта (услуги) организации и того, насколько бизнес-процесс настроен на создание ценностей для потребителя и других заинтересованных сторон, а также усиление позиций организации на рынке.

6.2. Вспомогательные процессы (35 баллов)

Показатель оценивает вспомогательные процессы организации, способствующие улучшению основного бизнес-процесса. Вспомогательные процессы зависят от внутренних организационных потребностей, и должны быть скоординированы и объединены с целью достижения эффективных связей внутри основного бизнес-процесса. Вспомогательные процессы – это бухгалтерский учет, связи с общественностью, финансовая, юридическая и другая административная деятельность.

7. Бизнес-результаты (450 баллов)

В этой Категории учитывается потребительская оценка производимых организацией продуктов и услуг, оценка рыночного и финансового положения компании, социальной ответственности, оценка показателей производственного процесса и деятельности по совершенствованию. Таким образом, основная цель Категории 7 – оценить продукт (услугу) с точки зрения потребителей и рынка, посмотреть, как деятельность организации отражается в качественных и количественных показателях бизнес-процесса, какие результаты приносит индивидуальное и организационное обучение. Таким образом, данная Категория является источником оперативной информации для улучшения производимых продуктов и услуг, анализа и совершенствования бизнес-процесса в рамках принятой организационной стратегии.

7.1. Результаты производства продуктов и услуг (100 баллов)

Показатель оценивает произведенные организацией продукты (услуги). Цель – определить уровень качества и проследить динамику повышения (снижения) удовлетворенности клиентов, их лояльности, укрепления позитивного имиджа компании.

7.2. Ориентация на потребителя (70 баллов)

Показатель включает оценку результатов работы с потребителем. Целью является показать, насколько хорошо организация понимает нужды клиентов, стремится повысить уровень их лояльности и увеличить число повторных обращений. Показатель также создает положительный имидж в глазах потребителя.

7.3. Финансы и маркетинг (70 баллов)

Показатель включает оценку финансовых и рыночных результатов работы организации. Цель – понимание положения компании на рынке, а также своего потенциала и возможностей.

7.4. Человеческие ресурсы (70 баллов)

Оцениваются человеческие ресурсы организации с целью показать, насколько успешно в компании создается благоприятная для продуктивной работы атмосфера, а также условия для обучения работников.

7.5. Эффективность деятельности (70 баллов)

Показатель затрагивает другие результаты, не охваченные показателями 7.1-7.4, способствующие совершенствованию организации в рамках принятой стратегии и установленных целей.

7.6. Лидерство и социальная ответственность (70 баллов)

Показатель оценивает ключевые результаты деятельности организации в социальной сфере, то, как организация поддерживает свой позитивный имидж в глазах общественности, как лидеры понимают социальную ответственность бизнеса.

Оценивание претендентов 

Балльная система подсчета по критериям Болдриджа предполагает три оценочные группы: (1) Подход, (2) Внедрениеи (3) Результаты.

Группа «Подход» включает определение того, как организация стремится соответствовать требованиям критериев Болдриджа – применяемые методы. При оценке группы в расчет принимаются следующие факторы:

- уместность используемых  методов;

- эффективность используемых  методов и степень, в которой  подход является возобновляемым, интегрируемым и последовательным, а также цикличность оценки  и анализа улучшений;

- гармонизация с нуждами  организации;

- очевидность выгоды от  инноваций и изменений. 

Таблица 2. – Уровни развития по оценочным категориям 1-6 

Группа «Внедрение» определяет, в какой степени применяется «Подход». При оценке учитываются следующие факторы:

- применение «Подхода»  для соответствия требованиям  Категорий и Показателей, наиболее  важных в работе организации;

- применение «Подхода»  во всех подразделениях организации, где это необходимо.

Группа «Результаты» отражает, насколько достигнуты цели, обозначенные в оценочных показателях 7.1-7.6. При анализе результатов необходимо учитывать следующие факторы:

- отношение клиентов к  организации;

- показатели деятельности  организации необходимо рассматривать  в динамике и относительно  эталонных результатов конкурентов  и лидеров;

- уровень проводимых усовершенствований, изменений;

- связь полученных показателей  с требованиями потребителей, рынков, бизнес-процессов, организационных  планов и всего, что отражает  Организационный профиль и группы  «Подход», «Внедрение». 

Таблица 3. – Уровни совершенства по категории 7 

Подход к оценке организации по критериям Болдриджа основан на шкале зрелости менеджмента, предложенной Филиппом Кросби в1979 г. в книге «Quality is free». Уровни зрелости Кросби представляют собой оценочную схему, включающую пять стадий с соответствующим описанием индикаторов качества. Оценочные таблицы премии Малколма Болдриджа разработаны на базе схемы Кросби. Таблицы оценки отражают уровень зрелости (развития) организации в зависимости от набранных баллов по группам «Подход; Внедрение» (для категорий 1; 6 – табл. 2) и «Результаты» (для категории 7 – табл. 3). 

В2007 г. национальная премия качества Малколма Болдриджа отметила свое 20-летие. Модель премии Болдриджа широко применяется в мире как модель для организационной самооценки и бенчмаркинга, как стратегический инструмент управления. В США ежегодно распространяется более 150 тыс. копий «Руководства» по применению критериев Болдриджа. Американская модель легла в основу 40 национальных конкурсов качества (Бразилия, Гонконг, Израиль, Сингапур, Египет, Шри-Ланка и др.), в том числе, оказала влияние на разработку европейской модели совершенствования (EFQM) и модели Японской премии качества.

Резюмируя обзор модели премии Болдриджа, следует отметить, что критерии продолжают развиваться, помогая бизнесу концентрировать стратегии на интересах потребителей, партнеров, работников, акционеров и общества, внедрять новые методы и подходы к управлению. Критерии 2005 г. отражают возрастающую значимость социальной составляющей бизнеса, необходимость капитализации интеллектуальной собственности, создания новых ценностей для потребителя, гармонизацию всех элементов системы управления. Кроме того, критерии подчеркивают роль организационного обучения и обучения персонала, важность потребителя в процессе совершенствования бизнеса.

Идея управления на основе критериев Болдриджа пробудила интерес к качеству в США. Многие компании оказывают давление на своих поставщиков для того, чтобы те уделяли особое внимание качеству. Например, компания Globe Metallurgical, получившая премию Болдриджа в 1990 г., частично мотивировала участие в конкурсе желанием добиться первой позиции в рейтинге качества Форда. В свою очередь, целью компании Wallace Company, также завоевавшей премию в 1990 г., было выполнение требований, предъявляемых к качеству ее партнером – компанией Hoechst Celanese.

В США много спорят о том, помогает ли премия Болдриджа компаниям повышать качество или, наоборот, мешает. Но эта проблема кажется второстепенной по сравнению с выгодой от национального внедрения качества.

В заключение, приведем цифры относительно стоимости участия в конкурсе на соискание премии Болдриджа. Для крупных промышленных и сервисных компаний плата за участие в первом этапе составит 5 000 USD, для предприятий малого бизнеса и отдельных бизнес-подразделений – 2 000 USD. Для конкурсантов, прошедших во второй тур, прием экспертов для обследования на месте в зависимости от категории предприятия обходится от 20 000 до 35 000 USD. Тем не менее, большинство конкурсантов считают, что улучшение качества бизнеса и, в случае победы, получаемое общественное признание многократно оправдывают вложенные средства, увеличивают капитализацию предприятия и дают неоспоримые конкурентные преимущества.

 

Сегодня в бизнесе философия совершенствования тесно связана с обеспечением качества процессов внутри организации и с их управлением. Качество становится краеугольным камнем конкурентоспособности бизнеса, и эту точку зрения разделяет все больше людей. Эволюция понятия "качество" определила несколько этапов развития этой детерминанты современного менеджмента. Контроль, а затем гарантия качества продуктов и услуг трансформировались в управление качеством процессов и тотальное (всеобщее) управление качеством (Total Quality Management - TQM).

Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.

Сегодня существует множество конкурсов качества, таких как "Сто лучших товаров России", "Народная марка", "Товар года", где оцениваются потребительские свойства продуктов и услуг, объем продаж, позиция в рейтинге брэндов. Мы же хотим обратить внимание на премии за качество систем управления и организацию бизнеса. Подобные конкурсы, как правило, инициируются на государственном уровне. Многие национальные и региональные премии в области качества учреждаются с целью систематизировать и структурировать менеджмент компаний на основе философии качества, чтобы в результате повысить конкурентоспособность и производительность бизнеса как внутри страны, так и на мировом рынке. Значимость наградам придает и тот факт, что вручают их первые лица государства: так, в США премию Болдриджа ежегодно вручает лично Президент, а в России премии Правительства РФ в области качества вручает премьер-министр или один из его заместителей.

Современные широко распространенные и признанные в мире премии в области качества - Премия Болдриджа и Европейская премия качества - не просто награды за победу в конкурсах: они формируют национальную политику в области качества Америки и Европы. В подтверждение тому стоит вспомнить текст знаменитого Закона 100-107, учреждавшего премию Болдриджа "…лидерство США в обеспечении качества изделий и качества процессов оспаривалось (и иногда успешно) зарубежными конкурентами, и темпы роста нашего национального производства оказались меньше, чем у наших конкурентов за последние два десятилетия". С этого момента (20 августа 1987 г.) Правительство США объявило войну низкому качеству с целью защитить американские компании от давления со стороны конкурентов и преодолеть экономический спад 1980-х гг. Идея национальной награды за качество сполна оправдала надежды организаторов конкурса. За годы своего существования Премия Болдриджа сформировала принципиально новый подход к управлению компаниями. Президент США Дж. Буш на церемонии вручения премии 2000 г. отметил: "Критерии премии Болдриджа являются отличным стандартом для компаний в борьбе за превосходство в бизнесе. Это возможность посмотреть на себя глазами потребителей и рынка. Премия Болдриджа становится мировым стандартом, подтверждением тому является растущее число аналогичных программ по всему миру".

Именно на основе критериев Болдриджа разработана и адаптирована к национальной практике менеджмента Японская премия качества (Japan Quality Award). Ш. Саба, экс-председатель комитета конкурса, выступая на форуме Азиатской организации производительности в 1999 г., обосновал появление Японской премии качества следующим образом: "Успех премии Болдриджа в деле совершенствования систем управления показал, что японским компаниям следует не только заботиться о качестве своих продуктов и услуг, но и уделять пристальное внимание качеству менеджмента. В связи с этим в Японии встал вопрос о создании национальной премии в области качества".

Критерии премии Болдриджа основаны на оценке различных результатов деятельности предприятия и сравнении их с соответствующими итогами предыдущих периодов. Такое постоянное наблюдение за развитием компании стимулирует непрерывные усовершенствования. Отчасти причиной сосредоточенности именно на результатах качества является общепризнанный и подтвержденный опытом факт, что "если результаты деятельности не сравниваются непрерывно, компания не совершенствуется".

Для обеспечения прогресса фирма самостоятельно должна непрерывно сравнивать свои достижения по основным критериям с соответствующими показателями компаний-лидеров в ее отрасли. Это становится возможным благодаря определению эталона (Benchmarking). Критерии Болдриджа служат исходными пунктами для оценки состояния каждого элемента структуры организации, и это стимулирует самооценку компании. На основе таких исходных данных компания может корректировать свои основные цели и пересматривать стратегию.

Целью премии являлось повысить значимость качества в работе американских компаний. В соответствии с требованиями, установленными этой премией, компании, которые ее получают, должны информировать другие компании через публикации и лекции о ходе и результатах своей работы по улучшению качества. Так (как надеялся ASQC) можно повысить значимость качества в работе американских компаний и обеспечить распространение знаний в области качества, которые будут давать практические результаты для улучшения экономики США. Премия была названа именем Мэлкома Болдриджа (Malcom Baldnge), который являлся Секретарем Торговли (Secretary of Commerce) с 1981 г. и вплоть до своей трагической смерти в 1987 г. в результате несчастного случая. Считается, что М. Болдридж оказал огромное влияние на улучшение и продуктивность работы правительственной администрации. Он также был активным сторонником идеи присуждения премии. качества по результатам работы. Было решено присуждать премию М. Болдриджа трем категориям компаний:

бизнес (производственным компаниям, сервисным компаниям, компаниям малого бизнеса, под которыми понимаются производственные или сервисные компании с числом служащих не более 500 человек);

Информация о работе Национальная премия качества М. Болдриджа (MBNQA)