Направления SWOT- анализа предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

Как известно SWOT анализ широко применяется в процессе стратегического планирования. В каждом бизнес-плане, в каждом плане маркетинга должен быть раздел "SWOT анализ".
Именно с появлением SWOT модели аналитики получили инструмент для своей интеллектуальной работы. Известные, но разрозненные и бессистемные представления о фирме и конкурентном окружении SWOT анализ позволил сформулировать аналитикам в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз.
Рассмотрим более подробно вопросы, связанные и понятием, историей возникновения и технологией SWOT-анализа положения фирмы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. История разработки технологии и возможности SWOT- анализа 3
2. Технология проведения SWOT- анализа 7
3. Направления SWOT- анализа предприятия 12
3.1 Анализ внешней среды 12
3.2 Анализ внутренней среды 14
3.3 Количественный анализ 17
4. Правила проведения SWOT- анализа 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

SWOT-анализ_НЕ СДАНА.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

В графах 1-5 отмечается место, занимаемое предприятием на рынке (сегменте рынка) по следующему принципу:

  • Графа 1- Лучше, чем кто-либо на рынке, лидирует в отрасли.
  • Графа 2- Выше среднего уровня. Показатели хозяйственной деятельности хорошие и стабильные.
  • Графа 3- Средний уровень. Соответствие отраслевым стандартам. Устойчивые позиции на рынке.
  • Графа 4- Уровень ниже среднего. Есть повод для беспокойства. Отмечено ухудшение показателей хозяйственной деятельности. Следует позаботиться об улучшении своих позиций на рынке.
  • Графа 5- Положение тревожное. Ситуация предприятия в отрасли должна быть улучшена самым решительным образом. Предприятие находится в кризисной ситуации.

Нужно отметить, что данная методика оценки конкурентоспособности предприятия не дает интегрального показателя конкурентоспособности и как следствие затруднительно произвести сравнение конкурентных преимуществ организаций.

Технология работы с материалом, полученным в ходе SWOT-анализа, исключительно проста. Респонденту, после того как он сделал соответствующую запись, задаются уточняющие вопросы типа: «Почему Вы так считаете?» или «Как Вы считаете, чем вызвано (обусловлено) существование той или иной проблемы?». При этом не требуется, сколько-нибудь, серьезной специальной подготовки тех, кто проводит подобный анализ внутри организации. Например, такой подход — сочетание SWOT-анализа и диагностического интервью — дает достаточно четкое представление о том: «Что представляет организация на самом деле?».

Это исключительно универсальный метод, который может использоваться для анализа деятельности конкретных подразделений. В ряде случаев его можно использовать для оценки сильных, слабых сторон, возможностей и угроз в кадровой работе, при принятии управленческих решений. Кроме того, применение технологии SWOT-анализа маркетинговой службой при оценке основных конкурентов, создает прекрасные предпосылки для разработки тактики конкурентной борьбы и обеспечения конкурентных преимуществ. При этом исключительно важна максимальная степень детализации каждого из квадрантов SWOT-анализа.

Руководителю любого уровня в организации методика SWOT-анализа прекрасное подспорье в практической деятельности, позволяющее систематизировать проблемную ситуации, лучше осознать структуру ресурсов, на которые следует опираться в совершенствовании деятельности и развитии организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Направления SWOT- анализа предприятия.

 

Технология SWOT-анализа, как ее чаще всего отражают в учебной и специальной литературе, заключается в характеристике:

    • внешней среды (с выделением возможностей и угроз) предприятия;
    • внутренней среды (с выделением сильных и слабых сторон);
    • описание выполняется с помощью факторов, не имеющих количественной оценки.

Факторы сводятся в таблицу; по значимости, как правило, не ранжируются.

 

3.1 Анализ внешней среды.

 

Любая фирма функционирует, имея связи с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателей соответствующей информации. С рынка фирма получает деньги и снова информацию – об объемах и темпах продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов и т.д. Таким образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое.

Кроме того, имеется еще одна замкнутая система, в которой компания является как бы принимающим звеном по отношению к поставщикам товаров. В ответ на этот материальный поток, фирма направляет информацию и деньги.

В итоге фирма оказывается тесно связанной с тем, что в теории маркетинга принято называть внешней средой. К внешней среде обычно относят:

  • покупателей с их демографическими характеристиками, определяющими сбыт товаров;
  • конкурентов;
  • посредников – транспортные фирмы, торговые агенты и т.п.;
  • финансовые учреждения;
  • рекламные агентства;
  • таможенные и другие правительственные органы;
  • готовящиеся законы;
  • экономическую ситуацию в стране;
  • политический климат;
  • развитие и достижения НТР;
  • культурные традиции.

Таким образом, понятие внешней среды складывается из двух составляющих:

  • факторы макросреды;
  • и факторы непосредственного окружения фирмы (микросреды).

К факторам макросреды обычно относят: экономическое состояние страны; политико-правовой аспект; социальное и культурное окружение; научно-техническое и технологическое развитие общества.

Изучение экономического состояния позволяет понять действующие законы – темпы инфляции, соотношения валют, нормы налогообложения и их тенденции, уровень безработицы; и увидеть возможности использования природных и человеческих ресурсов.

Анализ политического окружения и правовых аспектов позволит фирме установить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими аспектами правовой системы.

Изучение социальной компоненты макроокружения позволяет выяснить уровень жизни населения, его отношение к качеству жизни, разделяемые ими ценности, тенденции и направленности в моде и т.п.

Анализ научно-технического и технологического развития общества позволяет вовремя заметить и начать применять в практике достижения современной науки и техники в области рекламы, управления, доставки, продажи, а также в области информационного обеспечения, что может стать значительным конкурентным преимуществом.

Непосредственно на коммерческую деятельность фирмы развитие научно-технического прогресса в области производства влияние не оказывает. Этот фактор значим только для фирм, производящих продукцию или оказывающих услуги, которую реализует компания.

Основу анализа непосредственного окружения фирмы составляет конкурентный анализ среды, который обычно строят на использовании так называемой модели пяти сил М. Портера. Согласно этой теории на деятельность фирмы оказывают влияние пять сил:

    • конкурентная борьба внутри отрасли;
    • угроза появления товаров и услуг-субститутов (заменителей):
    • способность поставщиков диктовать свои условия;
    • угроза появления новых конкурентов;
    • способность покупателей диктовать свои условия.

 

3.2 Анализ внутренней среды.

 

Внутреннюю структуру организации называют еще внутренней средой. К ней относятся функциональные структуры фирмы, обеспечивающие управление, разработку и тестирование новых товаров, продвижение товаров до покупателей, сбыт, обслуживание, взаимоотношения с поставщиками и иными внешними органами. В понятие внутренней среды так же входят квалификация персонала, система передачи информации и т.д.

Таким образом, анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации.

Рассматривая совершенствование управленческого анализа в рамках SWOT-анализа, имеет смысл сгруппировать факторы внутренней среды в соответствии с функциями предприятия:

  1. Производственная деятельность- качество, объем, издержки, применяемые технологии и средства производства, экологичность производства, прочие.
  2. Маркетинг- продукт (качество, упаковка и внешнее оформление, потребительские свойства, новизна, этап жизненного цикла, ассортимент и пр.), ценообразование (методы и стратегии), продвижение (реклама, личная продажа, пропаганда, стимулирование продаж), сбыт (характер каналов распределения, особенности оптовой и розничной торговли, объем и рентабельность продаж), сегментирование и диверсификация рынков сбыта, позиционирование (степень адаптации товара, стратегия поведения на рынке), торговые марки и бренды, прочее.
  3. Управление предприятием- организационно-управленческая структура, стиль управления организацией (демократичный, авторитарный), компетентность и опыт менеджмента различных уровней, распределение полномочий, информационное обеспечение процесса управления, прочие.
  4. Финансы-  наличие финансовой политики и ее содержание (поиск и выбор финансовых средств; распределение прибыли, дивидендов), финансовое планирование, рентабельность (финансовые расходы и доходы), ликвидность, финансовая устойчивость, прочие.
  5. Персонал- образование, трудовые навыки и умения, условия труда, заработная плата, социальная защита персонала, текучесть кадров, дальнейшее повышение квалификации работников, наем на работу, прочие.
  6. Снабжение- управление запасами, организация работы с поставщиками, затраты на хранение, прочие.
  7. Характер взаимодействия с клиентами- обработка заказов, сервис (качество обслуживания), гарантийное и послегарантийное обслуживание, формы расчета (кредит, рассрочка платежа), скидки, служба, доставка товара, прочие.
  8. Возможности организации, собственные ресурсы, инфраструктура-  наличие собственной сырьевой базы, электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение, наличие складов, местоположение предприятия, прочие.
  9. Инновационная деятельность- интеллектуальный потенциал (руководителя, отдельных специалистов, коллектива), исследования и разработки, изобретательство и рационализация, приобретение патентов и лицензий, приобретение или создание новых технологий (ноу-хау), приобретение машин и оборудования, технологическая подготовка производства, опытное производство и испытания, прочие.

Предложенный перечень элементов внутренней среды является достаточно емким, характеризующим состояние внутренней среды с различных сторон. Такая группировка дает возможность аналитику акцентировать внимание на тех или иных аспектах деятельности. В любой экономической системе все тесно взаимосвязано и достаточно сложно выделить непересекающиеся группы (блоки) и, тем не менее, использование этих функциональных блоков позволяет увидеть, прежде всего, слабые стороны.

Преимущество SWOT-анализа, как метода, состоит в том, что он позволяет сформировать набор элементов внутренней среды в зависимости от поставленной цели, будь то изучение маркетинговой деятельности предприятия, исследование проблем управления, оценка инвестиционной привлекательности или диагностика конкурентоспособности.

Изучая внутреннюю среду фирмы необходимо уделить особое внимание организационной культуре организации, т.е. наличию таких норм и правил, как, например, материальное вознаграждение, льготы при покупке собственной продукции, другие социальные гарантии.

    1. Количественный анализ.

 

Для проведения количественного анализа можно построить матрицы вероятностей/воздействий, в одной из которых необходимо спозиционировать выявленные факторы внешней среды, оказывающие положительное влияние на организацию (возможности), в другой – факторы внешней среды, оказывающие негативное воздействие на организацию (угрозы).

Такие матрицы приведены в виде таблицы 2 и таблицы 3, которые позволяют получить три оценки степени значимости факторов для организации: высокое, среднее, низкое.

Таблица 2. Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования возможностей внешней среды

Вероятность

Воздействие

Высокая

Средняя

Слабая

Сильное

Улучшение уровня жизни населения;

Изменение рекламных технологий

Появление новых поставщиков

Снижение налогов и пошлин

Умеренное

Разорение и уход фирм-продавцов;

Развитие информационной отрасли

Снижение цен на сырье и готовую продукцию;

Совершенствование менеджмента

Уменьшение императивных норм законодательства;

Снижение безработицы

Слабое

Неудачное поведение конкурентов;

Изменения моды

Совершенствование технологии производства

Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей


Таблица 3. Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования угроз внешней среды

Вероятность

Воздействие

Высокая

Средняя

Низкая

Сильное

Изменение правил ввоза продукции

Сбои в поставках продукции;

Рост темпов инфляции;

Появление товаров-субститутов

Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов;

Скачки курсов валют

Умеренное

Снижение уровня жизни населения;

Рост налогов и пошлин

Изменение покупательских предпочтений;

Ужесточение законодательства

Появление принципиально нового товара;

Появление новых концернов

Слабое

Изменение уровня цен;

Рост безработицы

Появление новых фирм на рынке;

Усиление конкуренции

Национализация бизнеса;

Ухудшение политической обстановки


 

Однако для получения более дифференцированной оценки значимости факторов внешней среды, применяется метод взвешенной оценки воздействия факторов, результаты которого представлены в таблице 4., где в первую колонку вписаны отдельные факторы среды; во вторую – вес данного фактора, в виде относительной важности, определяемой экспертным путем; в третью – оценка в баллах степени влияния фактора на организацию, которая присваивается экспертом в соответствии с выбранной шкалой.

 

 

Таблица 4. Результаты оценки степени влияния факторов среды.

Факторы среды

Вес

Оценка*

Взвешенная оценка

Макроэкономические

4

 

3,47

Экономические

1

 

-2,16

Рост темпов инфляции

0,25

-8

-2

Скачки курсов валют

0,17

-7

-1,19

Рост цен на нефть

0,12

-7

-0,84

Снижение налогов и пошлин

0,17

7

1,19

Рост безработицы

0,06

-4

-0,24

Снижение безработицы

0,23

4

0,92

Политико-правовые

1

 

-4,12

Изменение правил ввоза продукции

0,33

-10

-3,3

Ужесточение законодательства

0,20

-6

-1,2

Ухудшение политической обстановки

0,15

-1

-0,15

Уменьшение норм законодательства

0,17

4

0,68

Национализация бизнеса

0,15

-1

-0,15

Социально-культурные

1

 

2,69

Снижение уровня жизни населения

0,33

-7

-2,31

Улучшение уровня жизни населения

0,33

10

3,3

Изменения моды

0,34

5

1,7

Научно-технические

1

 

7,06

Совершенствование технологии производства

0,18

3

0,54

Изменение рекламных технологий

0,32

9

2,88

Развитие информационной отрасли

0,32

8

2,56

Совершенствование менеджмента

0,18

6

1,08

Ближайшее окружение

4

 

-14,28

Отрасль

1

 

-1,45

Снижение цен на сырье и готовую продукцию

0,25

6

1,5

Усиление конкуренции

0,25

-3

-0,75

Изменение уровня цен

0,30

-4

-1,2

Появление новых концернов

0,20

-5

-1

Товары

1

 

-7,2

Появление товаров-субститутов

0,6

-8

-4,8

Появление принципиально нового товара

0,4

-6

-2,4

Поставщики

1

 

-0,88

Сбои в поставках продукции

0,35

-9

-3,15

Появление новых поставщиков

0,24

9

2,16

Появление новых фирм на рынке

0,06

-2

-0,12

Разорение и уход фирм-продавцов

0,12

7

0,84

Неудачное поведение конкурентов

0,07

5

0,35

Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов

0,16

-6

-0,96

Покупатели

1

 

-4,75

Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей

0,25

2

0,5

Изменение покупательских предпочтений

0,75

-7

-5,25

Итого:

8

 

-10,81

Информация о работе Направления SWOT- анализа предприятия