Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:54, контрольная работа
Типологический подход. Наиболее ранними работами, посвященными в психологии обсуждаемой проблеме, можно считать наблюдения античных авторов (Гиппократ, Гален, Теофраст), позже оформившихся в физиогномику — учение о необходимой связи между внешним обликом человека и его характером. Именно с физиогномикой были связаны античные теории о зависимости телесного и психического склада индивида и народа от климатических условий, а также учение о темпераменте.
Эта традиция была продолжена в прошлом веке итальянским психиатром и антропологом Чезаре Ломброзо (1835-1909), выдвинувшим предположение о наличии анатомо-физизиологических признаков, предопределяющих совершение преступления. Им была разработана «таблица признаков» прирожденного преступника (сплющенный нос, низкий лоб, редкая борода, большие челюсти, высокие скулы и т. д.).
Научные подходы по изучению темперамента
Типологический подход. Наиболее ранними работами, посвященными в психологии обсуждаемой проблеме, можно считать наблюдения античных авторов (Гиппократ, Гален, Теофраст), позже оформившихся в физиогномику — учение о необходимой связи между внешним обликом человека и его характером. Именно с физиогномикой были связаны античные теории о зависимости телесного и психического склада индивида и народа от климатических условий, а также учение о темпераменте.
Эта традиция была продолжена
в прошлом веке итальянским психиатром
и антропологом Чезаре Ломброзо (1835-1909),
выдвинувшим предположение о
наличии анатомо-
В нашем столетии выдающийся немецкий
психиатр Эрнст Кречмер (1888-1964) обратил
внимание на то, что двум группам психиатрических
заболеваний — маниакально-депрессивному
психозу и шизофрении — соответствуют
два основных телосложения.
Так, люди, страдающие маниакально-депрессивными психозами, характеризуются пикническим телосложением, характеризующимся округлостью форм, относительно небольшой длиной конечностей, слаборазвитой мускулатурой, значительной жировой прослойкой, «бочкообразной» формой тела. У пикников широкое лицо со слабо очерченным профилем.
Шизофреники же, как правило,
имеют астеническое (лептосомное) телосложение,
которое отличают узкая грудная
клетка и плечи, цилиндрическая форма
тела, относительно длинные конечности,
тонкий скелет. Лицо у астеников
имеет яйцеобразную форму и угловой
профиль.
Несколько позже Кречмер
выделил еще один (промежуточный)
тип конституции - атлетический. У
атлетов широкие плечи и узкий
таз, что придает телу форму трапеции,
хорошо развитая мускулатура, незначительная
жировая прослойка. Лицо атлетов, как
правило, имеет квадратную или прямоугольную
форму. Представители типа телосложения
в одинаковой степени подвержены
и маниакально-депрессивным психозам,
и шизофрении.
Распространяя свою типологию
на здоровых людей, Кречмер подчеркивал,
что принадлежность к тому или
иному конституционалыюму типу вовсе
не означает фатальную предрасположенность
к психическому заболеванию. По мнению
Кречмера, те же телесные (биологические)
особенности, которые в клинике определяют
форму заболевания, в случае нормальных
людей связаны со склонностью к различным
типам эмоциональных переживаний. Далее
автор вводит понятие двух базовых типов
темперамента — шизотимическнй (свойственный
астеникам) и циклотимический (характерный
для пикников). Помимо этого, выделяется
и «смешанный» тип темперамента (атлетическое
телосложение). Подчеркивая наследственную
обусловленность выделяемых особенностей,
Кречмер описывает основные «самые частые
и постоянно возвращающиеся» признаки
темпераментов.
1. Шизотимический
тип:
- необщительный, тихий, сдержанный, серьезный
(лишенный юмора), чудаковатый;
- застенчивый, боязливый, тонко чувствующий,
сентиментальный, нервный, возбужденный
(друг книги и природы);
- послушный, добродушный, честный, равнодушный,
тупой, глупый.
2.Циклотимический
тип:
- общительный, добросердечный, ласковый,
душевный;
- веселый, юмористичный, живой, горячий;
- тихий, спокойный, впечатлительный, мягкий.
Концепция сомато-психологических типов, предложенная Кречмером, привлекла много сторонников из среды медиков, психиатров и психологов в разных странах. Однако эмпирический материал, собранный последователями Кречмера на более представительных выборках, продемонстрировал низкий уровень связи между типом телосложения и особенностями эмоциональной сферы (такой же результат был получен при проверке предположения Ломброзо), что поставило под вопрос сам принцип переноса закономерностей, полученных в психиатрической клинике, на здоровую часть популяции. Однако подход, использованный Кречмером, впоследствии неоднократно применялся психологами при разработке различных моделей личности.
На тех же позициях биологического детерминизма стояли такие известные психологи нашего столетия, как 3. Фрейд, К. Юнг, Г. Айзенк и др.
Многочисленные острые дискуссии
с представителями
Концепция индивидуальности. Еще один подход к проблеме биологического и социального последовательно разрабатывался в отечественной психологии Б.Г. Ананьевым и его последователями в рамках концепции индивидуальности. В одной из своих основных работ «Человек как предмет познания» Ананьев так определяет индивидуальность: «Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида» . Для наглядности приведем предложенную Ананьевым схему, которая отражает организацию характеристик человека и способы развития его свойств.
Один из последователей Ананьева, В.С. Мерлин, развивая теорию интегральной индивидуальности, выделял следующие ее системы и подсистемы.
Таким образом, в ходе развития психологического знания былосформировано понимание индивидуальности как интегральной характеристики человека, подразумевающей иерархическое соотношение его свойств: индивид —> субъект деятельности —> личность —> индивидуальность.
Наряду с этим термин «индивидуальность» используется и в значении «уникальность, неповторимость, индивидуальные особенности». Именно такой аспект рассмотрения индивидуальности характерен для двух психологических дисциплин дифференциальной психологии и психогенетики, общим предметом которых являются источники индивидуальных различий. К обсуждаемой проблеме большее отношение имеет вторая из названных дисциплин, а терминологический аппарат и результаты исследований в области дифференциальной психологии будут более подробно рассмотрены в разделе, посвященном индивидуальным различиям.
Психогенетический подход. В психогенетических исследованиях рассматривается один из аспектов общей проблемы «биологическое— социальное», который может быть обозначен как «генотипическое—средовое»; под генотипом понимается набор генов индивида, понятие «среда» включает в себя все факторы негенетической природы, влияющие на индивида.
Психогенетика (в англоязычной
литературе традиционно используется
название behavioral genetics — «генетика
поведения») сформировалась как междисциплинарная
область знаний, в качестве предмета
которой выступают
Основными методами современных психогенетических исследований являются близнецовый метод, метод приемных детей и семейный метод.
Близнецовый метод основан
на сопоставлении двух типов близнецов:
- монозиготные (МЗ) — развившиеся из одной
яйцеклетки — имеют идентичный набор
генов;
- дизиготные (ДЗ) — развившиеся из двух
и более яйцеклеток — имеют в среднем
50% общих генов (от 25 % до 75 %), то есть не
отличаются от родных братьев и сестер.
Основными допущениями близнецового метода
являются:
- одинаковость средовых влияний для партнеров
в парах МЗ и ДЗ близнецов;
- отсутствие систематических различий
между близнецами и одиночно рожденными
детьми.
Существует несколько разновидностей близнецового метода: классический близнецовый метод, метод контрольного близнеца, метод разлученных близнецов, лонгитюдное исследование близнецов, метод близнецовых семей и т. д.
Применение этого метода связано с рядом ограничений, основным из которых является специфичность близнецов как части популяции — они характеризуются уникальной средой пренатального развития, влияющей на последующее соматическое и психическое развитие. В связи с этим фактом возникает та же ситуация, что и при переносе закономерностей, выявленных в клинике, на нормальную популяцию.
Помимо этого, существует неравенство средовых влияний для членов близнецовых пар, источником которого может быть, например, разделение ролей в близнецовых парах. В крайних случаях отношения между близнецами могут носить либо остро конкурентный характер, что приводит к появлению «эффекта контраста», значительно снижающего показатели конкордантности; с другой стороны, пара может «замкнуться», при этом близнецы ориентируются друг на друга, все делают подчеркнуто одинаково. В последнем случае мы имеем дело с «эффектом ассимиляции», значительно повышающим внутрипарное сходство. Как правило, эти два эффекта в большей степени свойственны двум разным видам близнецов: первый, «эффект контраста», чаще встречается у дизиготных близнецов, второй — у монозиготных.
Как любая система, психика
человека обладает системными свойствами,
имеющими индивидуальную меру выраженности.
Люди отличаются друг от друга эмоциональной
чувствительностью, уровнем интеллекта,
временем реакции, совестливостью, дружелюбием
и т. д. Психологи предпочитают говорить
об индивидуально-психологических
особенностях людей, а не просто о
свойствах психики, подчеркивая
этим, что выраженность психических
свойств проявляется во внешне наблюдаемых
различиях в поведении и
В работах Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, В.М. Русалова, В.Д. Шадрикова и других отечественных психологов подробно разработана теория индивидуально-психологических свойств. Темперамент является наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека. Как правило, речь идёт об эмоционально-мотивационных особенностях: собственно эмоциональности, активности, темпе, пластичности (В.М. Русалов) и т. д. Классическая теория четырех темпераментов (меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик) в настоящее время подвергается ревизии. Условно можно отнести темперамент к индивидуальным свойствам подсистемы психической регуляции поведения (мотивации, эмоции, принятие решения и т. д.).
Способности являются свойствами
психических функциональных систем,
определяющих продуктивность деятельности;
они имеют индивидуальную меру выраженности,
не сводятся к приобретению знаний,
умений и навыков, но влияют на скорость
и легкость овладения ими. Различают
общие и специальные
Свойства (или черты) личности
характеризуют индивида как систему
его субъективных отношений к
себе, к окружающим людям, группам
людей и миру в целом которая
проявляется в общении и
Психическое состояние представляет собой внутреннюю
целостную характеристику индивидуальной
психики, относительно неизменную во времени.
По уровню динамичности состояния занимают
как бы промежуточное место между процессами
и свойствами.
Психические свойства определяют постоянные способы взаимодействия человека с миром, а психические состояния детерминируют активность «здесь и сейчас». Поскольку состояние характеризует в данный момент времени целостную психику, оно является многомерным и включает в себя параметры всех психических процессов (эмоциональных, мотивационных, познавательных и др. Каждое психическое состояние характеризуется одним или несколькими параметрами, выделяющими его из множества состояний. Доминирование в состоянии того или иного познавательного психического процесса, эмоции или уровня активации определяется тем, какую деятельность или поведенческий акт обеспечивает это состояние.
Выделяют следующие основные
характеристики психических состояний:
- эмоциональные (тревога, радость, печаль
и др.);
- активационные (уровень интенсивности
психических процессов);
- тонические (психофизиологический ресурс
индивида);
- тензионные (уровень психического напряжения);
- временные (длительность состояния);
- знак состояния (благоприятное или неблагоприятное
для деятельности).
Подробно классификация психических состояний изложена Л.В. Куликовым в хрестоматии «Психические состояния».
Таким образом, психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии.
Информация о работе Научные подходы по изучению темперамента