Назначение, особенности и структура бизнес-плана организации туристической индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ………………………...5
1.1. Назначение бизнес-плана…………………………………………………….5
1.2. Особенности бизнес-планирования в туризме…………………………….9
ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………16
2.1. Сущность планирования……………………………………………………16
2.2. Бизнес-планирование……………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….28

Файлы: 1 файл

Назначение, особенности и структура бизнес-плана организации туристической индустрии.docx

— 50.63 Кб (Скачать файл)

Как хорошо видно на примере текущей экономической ситуации в Кыргызстане, важнейшим фактором развития сферы туризма является уровень материального благосостояния, как основы для обеспечения необходимой степени мобильности населения и наличия платежеспособного спроса на туристские услуги.

При системном подходе к туристской сфере или индустрии туризма мы можем отнести весь комплекс материально-вещественных, информационных, организационных и др. предпосылок, обеспечивающих для туриста условия, позволяющие ему удовлетворить свой интерес. Особая роль в этом принадлежит участвующих в этом комплексе предприятий и организаций[18,с.183]. При самом общем рассмотрении в его составе можно выделить следующие основные объекты:

·   оказывающие услуги по размещению (гостеприимству) туристов;

·   осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность;

·   предприятия, выполняющие вспомогательные и обслуживающие функции при оказании туристских услуг (рекламные агентства, транспортные организации, предприятия, производящие сувениры и т.п. продукцию).

Объекты первой группы составляют материально-вещественную основу индустрии туризма. К ней относятся объекты размещения гостиничного типа (гостиницы, пансионаты, мотели) и дополнительные средства размещения (кемпинги, молодежные общежития, гостевые дома, туристические и спортивно-оздоровительные комплексы и базы и т.п.). В мире нет единой системы классификации объектов размещения. Даже объекты сравнительно однородного по составу гостиничного хозяйства в различных странах классифицируются по различным признакам (по типу и характеру назначения, по качеству предоставляемых услуг, по степени полноты предоставляемых услуг и т.д.).

Ко второй группе относятся фирмы – туроператоры и фирмы, осуществляющие агентскую деятельность.

К последней весьма многочисленной группе относятся предприятия, деятельность которых является по характеру вспомогательной и обслуживающей по отношению к процессу оказания основных туристских услуг. Здесь можно выделить рекламные агентства, автотранспортные предприятия, переводческие бюро, информационно-аналитические службы, предприятия по производству сувениров и товаров с символикой и т.п.

Как уже отмечалось, на объекты размещения в индустрии туризма приходится большая часть основных фондов отрасли. Как и в целом туризм, эта сфера подверглась за годы реформ глубоким преобразованиям. Во многом эти преобразования были обусловлены тем, что само общество, ранее довольно однородное заметно расслоилось и проявило спрос на существенно более разнообразные, чем ранее, по видам и качеству туристские услуги. Заметным образом на разнообразие туристских услуг повлияли процессы либерализации в области въезда и выезда из страны и т.п. Проведение масштабных преобразований туристской отрасли тормозится, к сожалению, недостаточно высоким платежеспособным спросом населения, что, однако, будем надеяться, явление временное.

Рассмотрим некоторые особенности бизнес-планирования объектов, осуществляющих различные виды туристской деятельности. Анализируя процессы развития предприятий индустрии туризма, обеспечивающих функции гостеприимства, можно выделить два основных направления инвестиционной деятельности[8,с.126]:

развитие и совершенствование существующих объектов размещения;

создание новых объектов размещения с учетом расширившегося разнообразия видов туристской деятельности и туристских услуг.

Инвестиционные проекты по существующим объектам размещения состоят, как правило, в их доведении в результате реконструкции или модернизации до требуемого уровня по полноте набора и качеству предоставляемых туристских услуг. Потребность в объектах размещения, предоставляющих услуги очень высокого качества, обусловили в ряде городов, отличающихся наличием на них устойчивого спроса (это, прежде всего, столица, ряд курортных городов и т.п.) и довольно масштабное их новое строительство. Весьма перспективным направлением инвестиций в туризм для России будет, создание (преимущественно, в результате нового строительства) не получивших ранее по трем или иным причинам широкого распространения предприятий сферы гостеприимства, как гостиничного хозяйства, так и дополнительных средств размещения. Здесь, прежде всего, следует отметить такие объекты размещения, как мотели, кемпинги и т.п. В рамках данной работы у нас нет возможности рассмотреть особенности бизнес-планирования с учетом реально имеющего место разнообразия предприятий индустрии туризма и осуществляемых инвестиционных проектов. Поэтому мы остановимся на исследовании наиболее общих и принципиальных аспектов этой проблемы[14,с.68].

Важным вопросом в бизнес-планировании является определение наиболее рациональной организационно-правовой формы осуществления инвестиционного проекта. По предприятиям сферы гостеприимства, которые предполагается реконструировать или модернизировать, т.е. уже существующих, в той или иной организационно-правовой форме, для ее изменения надо иметь веские основания. Основными причинами этого, на наш взгляд, может служить:

необходимость установления более удобных взаимоотношений между собственниками объектов;

переход к организационно-правовой форме, расширяющей возможности привлечения дополнительных финансовых средств для осуществления инвестиционных проектов.

Аналогичную проблему решают и инициаторы инвестиционных проектов создания новых предприятий (как юридических лиц), в рамках которых они (проекты) осуществляются. Основным принципом, которым при этом надо руководствоваться является принцип рациональной достаточности. Дело в том, что по степени свободы собственников участвовать в управлении своим имуществом (в том числе и самим правом собственности) и бизнесом все организационно-правовые формы можно по степени гибкости распределить от простых товариществ до открытых акционерных обществ. Однако в обратной зависимости эти организационно-правовые формы располагаются по степени простоты и жесткости требований при создании конкретных юридических лиц. И это является естественным, поскольку на предприятиях, созданных в более гибких организационно-правовых формах, с одной стороны, именно эта свобода действий должна регламентироваться федеральным законодательством и, в том числе, разумно ограничиваться, с другой, федеральным законодательством должна обеспечиваться защита интересов собственников, что обусловливает массу условий, требований и ограничений в таких вопросах, как взаимоотношение собственников, взаимоотношение собственников и менеджеров и т.п. И еще следует помнить, особенно, инициаторам и разработчикам инвестиционных проектов создания или развития объектов размещения о том, что многие процессы в реальной экономике весьма инерционны. Одним из самых удобных для действующих предприятий способов привлечения финансовых средств, как показывает зарубежный опыт, является эмиссия ценных бумаг[9,с.194]. В настоящее время, за исключением очень незначительного числа (так называемые “голубые фишки”) предприятия вследствие недостаточной развитости рынка ценных бумаг не имеют возможности прибегать к этому варианту привлечения капитала. Эта проблема – проблема создания действенного фондового рынка представляется самой актуальной и сложной задачей реформирования экономики. На наш взгляд, она и сложнее и важнее для общества, поскольку открывает возможность направления финансов в реальный сектор экономики, чем пресловутая задача создания банковско-финансового сектора экономики. 

 Наряду со многими сложностями – подорванное доверие широких слоев населения в банки и всякого рода ценные бумаги, а предпринимателей - в различные финансовые инструменты, одно из существенных препятствий на этом пути состоит в том, что подавляющее большинство предприятий не в состоянии показать себя должным образом на рынке ценных бумаг: они не могут продемонстрировать необходимого уровня прозрачности своей деятельности, возможную прибыльность своих ценных бумаг и т.п. А для создания такого имиджа, как правило, требуется минимум 3-4 года. То есть, если предприятие рассчитывает в среднесрочной перспективе прибегнуть к привлечению для своего развития финансовых средств с помощью такого инструмента, как ценные бумаги, ему следует уже в настоящее время задуматься о необходимости формирования необходимо образа. Наличие временного лага даже при выборе наиболее гибких организационно-правовые форм при реализации инвестиционных проектов предусмотрен и действующим законодательством. Одним из возможных способов привлечение капитала может быть эмиссия облигаций. И в этом случае, акционерные общества имеют преимущества, так не менее чем через три года с момента создания они могут выпускать облигации даже без обеспечения[15,с.173].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Сущность планирования

Планирование на предприятии — сложный процесс, комплексно учитывающий все обстоятельства и особенности, важные для рынка сбыта. Ему предшествует разработка стратегии развития и философии существования предприятия.

 Философия предприятия  отражает способ его функционирования  во взаимодействии с клиентами, акционерами, государством и обществом  и выражена главной целью его  существования.

 Стратегия предприятия  — это выбор правил и приемов, с помощью которых достигаются  основополагающие цели, утверждение  курса действий и определение  ресурсов, необходимых для достижения  этих целей. При разработке стратегии  предприятия необходимо сформулировать  и иметь ответы на главные  вопросы[9,с.184]:

- приоритеты и направления развития предприятия;

- потребность в капитале и ресурсах;

- рынок и его сегменты;

- эффективность отдачи.

 Планирование позволяет  предвидеть перспективу развития  предприятия; рационально планировать  его ресурсы; избежать риска банкротства; своевременно обновлять и совершенствовать  продукцию, пополнять перечень услуг  и повышать их качество в  соответствии с конъюнктурой  рынка; расширять рынки сбыта; выявлять  слабые стороны[13,с.148].

Принципы планирования:

- непрерывности;

- научности;

- оптимальности;

- экономичности;

- ведущих звеньев и приоритетности их реализации;

- взаимной увязки и координации.

Основные задачи планирования заключаются в:

- увеличении объема продаж и доли на рынке за счет высококонкурентного туристского продукта, услуг;

- обеспечении финансовой устойчивости туристского предприятия и более высокой, чем у конкурентов, рентабельности капитала.

Планирование классифицируется по следующим признакам:

 ♦ по времени

- долгосрочное (на срок от 5 и более лет);

- среднесрочное (на срок от 1 года до 5 лет);

- краткосрочное (до 1 года);

 ♦ по объекту

- план предприятия;

- структурного подразделения;

- конкретного исполнителя;

 ♦ по степени охвата

- частное (отдельные сферы деятельности);

- общее (деятельность всего предприятия);

 ♦ по видам

- стратегическое (поиск новых возможностей);

- тактическое (создание определенных предпосылок);

- оперативное (реализация возможностей);

 ♦ по предмету планирования

- целевое (определение целей);

- планирование средств (материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы);

-программное (программы производства и реализации);

- планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).

 В последние годы  приоритет завоевывает стратегическое  планирование. Более того, в рамках  предприятия оно служит основой  для любого другого планирования. Это комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей организации. Объектами стратегических решений и, соответственно, разработки стратегических планов туристской организации могут быть товар, ценообразование, взаимодействие орга­низации с рынками производственных факторов, ее поведение на финансовых рынках, внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность, стиму­лирование персонала, предотвращение несостоятельности (банкротства)[5,с.156].

 Соответствие процесса  планирования также самих планов реальным условиям экономической деятельности во многом определяется своевремен­ностью, точностью и полнотой полученной информации. Информационное обеспечение считают также средством повышения обоснованности планов. Поэтому информации, способам ее сбора и методам обработки должно придаваться очень важное значение.

 Наряду с этим каждый  из перечисленных видов планирования  имеет характерные отличия, которые  заключаются главным образом  в:

- точности устанавливаемого интервала планирования;

- степени дифференциации и количества показателей планирования;

- степени точности расчетов затрат и результатов производства;

- порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.

 Чем шире интервал  планирования, тем выше степень  неопределенности параметров плана.

 Кроме того, различают  текущее, перспективное и стратегическое  планирование. Такая классификация  носит условный характер, поскольку  различие состоит в сроках  получения конечного результата, а объект планирования, как правило, не изменяется.

 Координация и организация  работы по планированию осуществляются следующими способами[20,с.185].

- сверху вниз- руководитель определяет цели и задачи, контрольные цифры (по прибыли);

- снизу вверх— обратный процесс;

-встречное планирование — симбиоз первого и второго — наиболее эффективный способ.

Методы планирования.

- балансовый;

- нормативный;

- программно-целевой.

 В эпоху информатизации  появились программные продукты  ряда фирм, позволяющие автоматизировать  основную часть работ по планированию.

 Необходимость экономического  обоснования планов предопределяет  систему показателей, включающую:

 ♦ количественные  показатели (абсолютные величины):

- объем продаж;

- численность персонала;

- фонд оплаты труда;

- сумма прибыли;

- затраты;

- количество туристов, экскурсантов, ночевок и др.;

 ♦ качественные показатели (относительные) выражают экономическую

-эффективность производства, его отдельных факторов:

- производительность труда;

- фондоотдача;

- качество продукта, услуги и др.

 Процесс планирования  включает следующие этапы.

- определение локальных и глобальных целей предприятия;

- анализ внутренней и внешней среды предприятия;

-поиск альтернатив:

- составление прогноза и оценка наилучшей альтернативы;

- принятие решения, постановка плановых заданий;

-собственно разработка плана.

 В настоящее время  не существует какой-то официально  утвержденной методологии по  составлению плана экономического  развития туристского предприятия, особенно это касается количества  разделов плана.

Структура плана:

 ♦ производственная  программа. Под ней понимается  научно обоснованное плановое  задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству туристского  продукта, разработанное на основе  заключенных контрактов и договоров. Основой разработки производственной  программы являются:

- результаты маркетинговых исследований;

- портфель заказов;

- наличие производственных мощностей и ресурсов;

- план по издержкам;

- план по труду и кадрам;

Информация о работе Назначение, особенности и структура бизнес-плана организации туристической индустрии