Необходимость и сущность стратегического планирования в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 07:03, контрольная работа

Описание работы

Стратегическое планирование - предмет исследования данной работой, который и определяет её цель: рассмотрение теоретических основ данного вида планирования.
Стратегические цели, сроки, планируемые результаты, определяемые руководством высшего звена, действия по их реализации являются объектом исследования данной работы.

Файлы: 1 файл

менеджмент гот.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Необходимость и сущность стратегического планирования в организации

 

Содержание

 

Введение

 

Стратегическое планирование - предмет исследования данной работой, который и определяет её цель: рассмотрение теоретических основ данного вида планирования.

Стратегические цели, сроки, планируемые результаты, определяемые руководством высшего звена, действия по их реализации являются объектом исследования данной работы.

Стратегическое планирование - процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения для обеспечения эффективной работы организации в будущем. Стратегическое планирование можно представить и как определённый набор действий, решений, принятых руководством для разработки специфических стратегий, помогающих организации достичь своих целей.

Реализация стратегического планирования происходит через:

- распределение ресурсов;

- адаптацию к внешней среде;

- внутреннюю координацию;

- организационное стратегическое предвидение.

Стратегическое планирование можно представить как определённый алгоритм действий:

- что надо сделать (формулирование  главной цели)

- как делать (технологический аспект)

- какие средства использовать (ресурсный аспект)

- делать в какие сроки и в какой последовательности (временной аспект)

- кем будет выполняться (кадровый аспект)

- какой будет организационная структура (организационно - управленческий аспект).

 

Процесс стратегического планирования состоит из следующих этапов:

. выбор миссии организации

. анализ внешней среды

. анализ внутренней среды

. анализ стратегических альтернатив

. выбор стратегии, формирование  портфеля стратегий

. реализация стратегии

. оценка стратегии и корректировка.

Задачи работы: рассмотреть и проанализировать составляющие каждого из этапов стратегического планирования.

Актуальность темы данной работы обусловлена идеологией стратегического планирования, характерной для управления организациями в условиях высокой нестабильности и неопределённости внешней среды, что в настоящий момент и присуще экономической ситуации в стране.

 

1. Сущность и функции стратегического планирования

 

1.1. Сущность стратегического планирования

 

Стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управления организацией. Стратегическое планирование - это инструмент, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия, и объединяются усилия всего коллектива по её достижению.

Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей его функционирования. Деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет организации достичь своих целей.

Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача - обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования).

 К ним относятся:

- распределение ресурсов

- адаптация к внешней среде

- внутренняя координация и регулирование

- организационные изменения

 

 

 

1.2 Функции стратегического планирования

 

Распределение ресурсов:

Данный процесс включает планирование распределения ресурсов, таких как: материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.

Адаптация к внешней среде:

Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы). Задача данной функции - приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы. Разумеется, эти функции выполняются также и в текущем управлении предприятием. Однако эффективность оперативного управления будет достигнута лишь в том случае, если конкурентные преимущества и барьеры будут предвидены заранее, т.е. спланированы. В этом отношении задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обеспечить для предприятия новые благоприятные возможности посредством создания соответствующего механизма адаптации предприятия к внешней среде.

Внутренняя координация и регулирование:

Данная функция предполагает согласование усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.

Организационные изменения:

Эта деятельность предусматривает формирование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования. В конечном счете, данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределение функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т. п. Важно, чтобы эти организационные изменения проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения.

Стратегическое планирование как вид управленческой деятельности предъявляет к работникам аппарата управления ряд требований.

Умение смоделировать ситуацию:

В основе этого процесса лежит целостное представление ситуации, которое включает способность понять закономерности взаимодействия потребностей и потребительского спроса покупателей, конкурентов с качеством их продукции и потребностей собственной фирмы, т.е. ее способности удовлетворять потребности клиентов. Таким образом, важнейшей частью стратегического планирования является анализ. Однако сложность и противоречивость исходных данных порождают сложность и изменчивость аналитической работы, выполняемой в рамках стратегического планирования, затрудняют возможность моделирования ситуации. Роль аналитика трудно переоценить: чем больше его способность к абстракции, тем яснее выявляются связи между компонентами, породившими ситуацию. Способность двигаться от конкретного к абстрактному и в обратном направлении является важным условием компетентности в вопросах стратегии. Используя эту способность при выработке стратегического плана, можно выявить необходимость и возможность изменений в фирме.

Способность выявить необходимость изменений в фирме:

Интенсивность изменений на предприятиях и в организациях в условиях рыночной экономики, гораздо выше, чем в плановой, что объясняется большим динамизмом внешней рыночной среды. В условиях монополизма любые изменения направлены на сохранение экспансии компании. Сейчас они представлены многообразием переменных параметров, характеризующих компанию: от эффективности производственных затрат до отношения компании к риску, включая номенклатуру, качество продукции и послепродажный сервис.

Определение необходимости изменений требует двоякого рода способностей:  готовности работников аппарата управления реагировать на тенденции, возникающие под влиянием известных факторов в данной области научно-технического потенциала, интеллекта, интуиции, творческих способностей управленцев, позволяющих на основе учета комбинации известных и неизвестных факторов приводить компанию в готовность к действиям в непредвиденных обстоятельствах, находить возможности для повышения ее конкурентоспособности.

Способность разработать стратегию изменений:

Нахождение рациональной стратегии - интеллектуальный, творческий процесс поиска приемлемого варианта функционирования предприятия. В его основе лежит способность руководителей и специалистов предвидеть различные ситуации, из отдельных разрозненных факторов воссоздать возможные варианты развития событий, уметь прогнозировать.

Способность использовать в ходе изменений надежные методы:

Есть множество средств и методов стратегического планирования. Стратегические модели, основанные на методах исследования операций, матрица Бостонской консультативной группы - наиболее надежные.

Способность воплощать стратегию в жизнь:

Между стратегией как научно-обоснованным планом и практической деятельностью работников предприятия существует двусторонняя связь. Любые действия, не подкрепленные планом, обычно оказываются бесполезными, а процесс мышления, не сопровождающийся практической деятельностью бесплоден. Поэтому работники предприятия, занятые реализацией стратегии, должны знать и понимать особенности данной стратегии.

 

2. Процесс стратегического планирования

 

2.1. Миссия и цели организации. Классификация и стратегия целей

 

Стратегия фирма представляет совокупность её главных целей и основных способов их достижения. Разрабатывать стратегию фирмы - значит, определять общие направления её деятельности. Обычно перспективное планирование бывает рассчитано на длительный период, хотя во многих российских организациях стратегия основывается на среднесрочном планировании из-за предельно высокой неопределенности будущего. Ответственность за правильную разработку стратегии несет, прежде всего, руководство фирмы.

Начало перспективного планирования - постановка задач предприятия и выбор миссии. Миссия фирмы - ее основная, глобальная задача. Миссия отличает организацию от конкурентов в глазах потребителей и служащих предприятия.

Миссия (mission) (главная цель) - чётко выраженная причина создания и существования организации, качественное направление её развития (кто мы? что мы делаем?).

Большую роль в формировании миссии играет интуиция и опыт руководителей. Выбор миссии определяется потенциалом и размером фирмы. Миссия определяет основное направление деятельности компании, природу этой деятельности, причину существования.

У миссии компании есть своя финишная черта - период времени, в рамках которого она должна быть реализована. Миссия должна быть сформулирована так, чтобы ее выполнение было обусловлено серьезным напряжением сил в организации. Срок выполнения миссии должен быть обозримым.

Особое значение миссии для деятельности предприятия заключается в том, что она:

- является основой для всех  плановых решений фирмы, для дальнейшего  определения ее целей и задач создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия обеспечивает понимание и поддержку среди внешних участников организации.

Содержание миссии обычно включает в себя следующие основные элементы:

- описание продуктов (услуг), предлагаемых  организацией;

- характеристика рынка - определение основных потребителей, клиентов, пользователей;

- цели организации - выживание, рост, доходность и др.;

- технология - характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии;

- внутренняя концепция, в рамках которой описывается собственное мнение компании о себе, источники ее силы, основные слабости, степень конкурентоспособности, факторы выживания;

- внешний образ фирмы, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность компании перед партнерами, потребителями, обществом в целом.

В соответствии с миссией фирмы устанавливаются цели.

Цели (в отличие от миссии) выражают отдельные конкретные направления деятельности организации. Важность определения целей связана с тем, что они являются фундаментом для менеджмента, планирования, организации, мотивации, контроля; определяют способы повышения эффективности деятельности организации; лежат в основе принятия любого делового решения; служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.

Информация о работе Необходимость и сущность стратегического планирования в организации