Необходимость и значение государственного регулирования инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:11, контрольная работа

Описание работы

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов в первую очередь вызвана их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Экономический рост страны базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве ресурсов, под интенсивными факторами - повышение качества ресурсов и эффективности их использования. В современную эпоху возможности экономического роста за счет вовлечения в оборот новых ресурсов сильно ограничены.

Файлы: 1 файл

IM_variant_10.docx

— 39.69 Кб (Скачать файл)

1.Необходимость и значение государственного регулирования инновационной  деятельности

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов  в первую очередь вызвана их возрастающим значением для экономики и  общества в целом. Экономический  рост страны базируется на сочетании  экстенсивных и интенсивных факторов. Под экстенсивными факторами  понимается прирост массы используемых в производстве ресурсов, под интенсивными факторами - повышение качества ресурсов и эффективности их использования. В современную эпоху возможности  экономического роста за счет вовлечения в оборот новых ресурсов сильно ограничены. Поэтому решающее значение приобретают  интенсивные факторы. Таким образом, инновации оказывают решающее влияние  на макроэкономические показатели. Помимо этого они влияют на социальную стабильность, на окружающую среду, на интенсивность  международного технического сотрудничества, на уровень национальной безопасности и на конкурентоспособность национальной экономики в системе мирового хозяйства. Государство должно регулировать инновационный процесс, так как  в настоящее время именно он определяет перспективы развития страны.

Можно выделить три формы  государственного регулирования инновационной  деятельности: нормативно-правовое, экономическое  и организационное.

В настоящий момент главной  проблемой является отсутствие федерального закона о государственном регулировании  инновационной деятельности и инновационной  политике. Проект этого закона был  принят Государственной Думой и  утвержден Советом Федерации  в декабре 1999 г., однако Президент  отклонил его, указав на такие недостатки, как отсутствие в проекте критериев  новизны продукции или технологии, исключение из инновационной инфраструктуры организаций, выполняющих НИОКР, отсутствие четкого определения предмета регулирования, декларативный характер многих положений. Новый проект закона до сих пор не разработан, и инновационная деятельность регулируется нормативными актами, принимаемыми отдельными субъектами Федерации (в частности, такие законы существуют в Курганской, Ленинградской, Саратовской, Новосибирской области, Ямало-Ненецком автономном округе).

Тем не менее, нормативно-законодательная база регулирования инноваций достаточно обширна. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" утверждает права и обязанности субъектов научной и научно-технической деятельности, правила аккредитации научной организации, определяет правила информационного обеспечения и лицензирования отдельных видов научной деятельности, устанавливает цели государственной научно-технической политики и порядок ее формирования.[1] Среди целей государственной политики называются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно - технического потенциала; увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства; обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства.

«Патентный закон Российской Федерации» регламентирует использование  права промышленной собственности  и создает правовую защиту для  ее владельцев. К промышленной собственности  относятся изобретения, полезные модели и промышленные образцы. В законе установлены условия патентоспособности изобретения (новизна изобретательский уровень и промышленная применимость), полезной модели (новизна и промышленная применимость) и промышленного образца (новизна, оригинальность и промышленная применимость). Закон определяет процедуру  выдачи и срок действия патента, права  и обязанности патентообладателя.

Закон «Об авторском праве  и смежных правах» регулирует отношения, возникающие в связи  с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В нем указаны объекты авторского права, личные неимущественные и  имущественные права авторов, срок действия авторского права.[2]

Традиционной  формой передачи прав на интеллектуальную собственность является заключение лицензионного договора, в соответствии которым владелец интеллектуальной собственности передает своему контрагенту в обусловленных пределах и на определенный срок за плату и выполнение других обязательств, права пользования этой собственностью.

В зависимости от объема передаваемых прав лицензии делятся на исключительные и неисключительные. В лицензионных договорах владелец интеллектуальной собственности обычно именуется «лицензиаром», а тот, кто получает права на основании лицензионного соглашения – «лицензиатом».

В соответствии с исключительной лицензией лицензиар передает лицензиату исключительное право на использование  объекта собственности, охраняемого  патентом, и лишается права заключать  на аналогичных условиях договоры по нему с третьими лицами. По неисключительной лицензии лицензиату передается право  на использование предмета лицензии только непосредственно у себя, в  частности, в собственном производстве, а лицензиар сохраняет права  заключать аналогичные договоры с неограниченным числом пользователей

Во избежание каких-либо недоразумений между лицензиаром  и лицензиатом, законодательство требует  предельно четко оговаривать  при составлении лицензионного  договора, какие права на объект интеллектуальной собственности передаются, а какие нет, а также срок и  территорию, на которые передается право и размер вознаграждения и (или) порядок его определения.

Помимо добровольной, законом  предусмотрена называемая «принудительная  лицензия». Она обращена против патентообладателей, придерживающихся блокирующей патентной  политики, то есть не использующих запатентованные  решения и не желающих продавать  лицензии на них. Выдача принудительных лицензий должна производиться по решению  Высшей патентной палаты в случае неиспользования или недостаточного использования патентообладателем изобретений или промышленных образцов в течение 4 лет после даты выдачи охранного документа.[3]

Кроме того, существует множество чисто декларативных документов, в которых констатируется снижение в последние годы инвестиционной и инновационной активности в качестве фактора, представляющего угрозу национальным интересам России. Признается важность этой деятельности и необходимость ее государственной поддержки, вообще, и в малом бизнесе, в частности; констатируется необходимость максимально использовать потенциал высшей школы.

 Однако, несмотря на обширность нормативно-законодательной базы, в действующих документах отсутствует согласованная и взаимоувязанная система целей государственной инновационной политики.

 Регулирование инновационной деятельности возложено на три министерства. Министерство экономики разрабатывает инновационную политику, организует и координирует всю работу по ее формированию, а в последующем осуществляет конкурсный отбор и контроль за реализацией проектов, финансируемых за счет централизованных капиталовложений.

На Министерство образования возложены задачи по активизации инновационной деятельности в образовательных учреждениях, направленной на эффективную реализацию результатов научных исследований, проводимых в этих организациях.

Однако на практике наиболее активным в поддержке инноваций  является Министерство науки и технической  политики, которое отвечает за научно-техническую политику и заинтересовано в финансировании, как научных разработок, так и деятельности по внедрению их результатов.

  1. Инфраструктура государственной поддержки инноваций состоит из двух основных типов организаций: бюджетные и внебюджетные фонды,  финансирующие разработку инноваций
  2. Информационная инфраструктура.

К настоящему времени система бюджетных  и внебюджетных фондов, оказывающих поддержку инновационным проектам на различных этапах инновационного цикла, в основном сложилась. В нее входят РФФИ - Российский фонд фундаментальных исследований; РФТР - Российский фонд технологического развития; ФФРМФПНТС - Федеральный фонд развития малых форм предпринимательства в научно-технической сфере.

РФФИ формируется за счет отчисления в него 3% ассигнований, предусматриваемых на финансирование науки по республиканскому бюджету. Основной целью его деятельности является "поддержка инициативных научных проектов". Он является основным источником финансирования фундаментальных исследований на безвозвратной основе. Однако средства, выделяемые Фондом творческим коллективам на проведение исследований по конкретным темам, как правило, крайне малы. Это происходит из-за стремления как можно шире охватить обширную тематику исследовательских центров, ВУЗов, НИИ, академических институтов. В результате конечные ресурсы Фонда распределяются на множество тематических направлений, не обеспечивая необходимого для практики уровня научных результатов.

 Российский фонд технологического развития (РФТР) направляет средства на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработки новых и совершенствование применяемых технологий. РФТР предоставляет возвратные беспроцентные кредиты на срок до 3-х лет величиной порядка 100-200 тыс. долл. США. При этом в первый год идет только освоение средств, в следующие два заемщик должен вернуть предоставленный кредит. Определенные требования предъявляются к финансовому состоянию заемщиков. Среди слабых сторон деятельности РФТР предприниматели отмечают чрезмерную его забюрократизированность, нечеткость критериев отбора проектов, обязательность обеспеченности кредита, ограниченность статей расходов при финансировании.

 РФТР является единственным в России неотраслевым инвестором стадии НИОКР. Помимо него существуют также отраслевые внебюджетные фонды, которые формируются за счет добровольных отчислений предприятиями и организациями части прибыли в размере 1,5% от себестоимости реализуемой продукции, проходят регистрацию в Миннауки РФ и обязаны ежеквартально перечислять 25% поступающих к ним средств в РФТР. Их совокупный потенциал как минимум в 3 раза превышает ресурсы РФТР, но такие фонды имеют дело, в основном, с проектами предприятий, принадлежащих данному ведомству. Стороннему разработчику получить кредит крайне трудно. Не существует повсеместно принятой практики открытого объявления приоритетных направлений исследований, проведения тендеров на поддержку проектов среди претендентов.

 Основным субъектом, оказывающим поддержку инновационной деятельности малых предприятий на рыночном этапе, является Федеральный фонд развития малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. По многочисленным отзывам предпринимателей, это наиболее открытый к сотрудничеству фонд, пользующийся в среде предпринимателей заслуженным признанием. Отмечаются его мобильность, активность, гибкость и последовательность в реализации своей стратегии.

 Фонд содействия использует такие основные формы финансирования как займы и лизинг. Фонд содействия занимается не только прямым лизингом (фактически арендой), когда они закупают оборудование и сдают его в лизинг малым предприятиям, но иногда и закупкой оборудования в виде готовой продукции малых предприятий (обычно, то, что они не могут реализовать). С помощью малых предприятий организуют реализацию этого оборудования другим предприятиям, в том числе малым, на лизинговой основе, то есть с рассрочкой платежа.

Фонд формируется за счет бюджетных средств (1% от средств, выделяемых бюджетом на науку) и средств, поступающих по выданным ранее кредитам. Фонд не требует обеспечения кредита. Плата за кредит не более 50 % ставки ЦБ. Однако существуют и ограничения данного фонда: зависимость от поступления бюджетных средств, ограниченность объема выделяемых средств, плата за пользование средствами - со второго месяца, срок пользованием кредитом - не более года.

Таким образом, сформированная система фондов позволяет аккумулировать ресурсы и обеспечивает финансирование различных этапов разработок.

Однако существуют следующие  недостатки инфраструктуры:

  1. негибкие условия предоставления поддержки проектам (небольшой срок, ограничения по видам затрат и пр.);
  2. дискретность системы поддержки;
  3. отсутствие долгосрочной государственной стратегии НИОКР, ориентированной на дальнейшее использование научных разработок в различных секторах экономики.

Информационная инфраструктура инновационной деятельности в России представляет собой обширную сеть специализированных информационных предприятий (государственных и негосударственных) и информационных подразделений предприятий.

Среди ведомств, формирующих  базы данных в области науки и техники, лидером является Министерство науки и технологий (Миннауки). Созданная под его руководством в 1960-1970 годах Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) была одной из крупнейших информационных систем в стране. К сожалению, кризис 1990-х затронул ГСНТИ особенно остро, и система, включавшая около двухсот специализированных организаций, а также десятки тысяч служб на предприятиях, практически развалилась. Из почти 80 отраслевых институтов информации функционирует на более 10, Федеральные информационные центры, хотя почти все и сохранились, сократили масштабы своей деятельности в десятки раз.

 

В настоящее время система информационных центров, находящихся в ведении МИННАУКИ, включает следующие организации:

  • Всероссийский институт научной и технической информации - базы данных по мировому потоку научно-технической литературы, фонд полнотекстовых документов, ряд фактографических БД.
  • Государственная публичная научно-техническая библиотека - библиотечный фонд около 8 млн. единиц хранения, сводный электронный каталог, комплекс проблемных и тематических баз данных.
  • Всероссийский научно-технический информационный центр - фонд непубликуемых документов (отчеты, диссертации), базы данных по этому фонду, а также по научным организациям и кадрам.
  • Всероссийский центр переводов научно-технической литературы и документации - фонд и базы данных неопубликованных переводов.
  • Центр исследований и статистики науки - базы данных по статистике науки России.

Важное место среди информационных организаций МИННАУКИ занимает объединение "Росинформресурс", включающее 69 территориальных Центров научно-технической информации.

Информация о работе Необходимость и значение государственного регулирования инновационной деятельности