Неполные семьи : содержание социальной работы с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 08:56, реферат

Описание работы

Под термином «неполные» понимают такие семьи, в которых одинокий родитель проживает с ребенком несовершеннолетнего возраста и несет за него основную ответственность.
По данным исследований, проведенных в 2006 году, на территории РФ среди всех типов семей с несовершеннолетними детьми неполные составили 19%, причем в большинстве из них в 17% - одиноким родителем является мать, «отцовских» семей – 2%.1

Файлы: 1 файл

10-Неполные семьи.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Актуальна проблема предвзятого и часто недоброжелательного отношения  окружающих к одиноким матерям, особенно к тем, которые родили ребенка вне брака. Но в настоящее время общество уже не так агрессивно реагирует на трансформацию семейных отношений, в т.ч. и на рождение ребенка вне брака или развод.

В комплексе описанные выше проблемы часто вызывают у одинокой матери состояние стресса. Он может отрицательно сказываться на здоровье матери и ребенка, а также воспитательных и других функциях .

Безусловно, среди неполных  можно выделить еще более неблагополучные семьи: алкоголиков, наркоманов, пенсионеров, инвалидов, с детьми-инвалидами, многодетные и т.д.). Такие семьи не должны выпадать из поля зрения социальных служб.

§3. Государственная политика РФ по оказанию помощи неполным семьям

Семья как первичная социальная ячейка представляет собой комплексную систему, связанную многообразными отношениями со всеми общественными структурами. На нее оказывают влияние любые мероприятия экономического, социального и, особенно, правового характера, проводимые государством в области брачно-семейного, трудового, жилищного, пенсионного законодательства, законодательства о здравоохранении, образовании и т.д., поскольку все поведение людей в семье, ее взаимодействие с государством находится в сфере действия норм права и нравственности. Любое из определений общего понятия семьи нуждается в дополнении его новым признаком: указанием на то, что семья должна быть защищена государством.

Только совместными усилиями законодательной и исполнительной власти субъектов РФ можно создать систему выхода молодой семьи из социального кризиса. Причем   общегосударственная семейная политика должна осуществляться на трех уровнях - государственном, региональном и муниципальном.

Законы и другие нормативные акты высших органов власти и управления регионов в первую очередь обеспечивают проведение в жизнь федеральных установлений.

Но в тоже время субъекты Федерации действуют в пределах собственной компетенции, учитывая демографическую специфику региона.

Муниципальный уровень реализации законодательных положений весьма действенный и широкий. Правовое вмешательство здесь, однако, минимальное, только по главным позициям поощряющее местную инициативу. Действительно, вся масса семей, нуждающихся в защите и поддержке, обращается за небольшим исключением в муниципальные структуры и получает, по возможности, от них помощь.

На местном уровне происходит распределение бюджетных средств на бесплатное образование, медицинское обслуживание, самостоятельное лечение, обеспечение доступного семье отдыха, строительство детских учреждений.

Важнейшим документом в деле социальной поддержки семьи, в том числе и молодой, является Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации, одобренная в мае 1993 года решением Национального Совета по подготовке и проведению Международного года семьи (1994 года). Государственная семейная политика является составной частью социальной политики РФ и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организованного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышения качества жизни семьи.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям:

1. Денежные выплаты семьям на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

Различного рода пособия на детей:

-         пособие одинокой матери, имеющей ребенка до 6 лет;

-         пособие по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет;

-         пособие на содержание ребенка от 1,5 до 6 лет;

-         ежеквартальные компенсационные выплаты на детей до 6 лет;

-         пособие одинокому родителю, имеющему ребенка до 6 лет, если другой родитель уклоняется от уплаты алиментов;

-         пособие одинокой матери на ребенка от 6 до 16 лет;

-         пособие одиноким матерям (вдовам) из числа бывших воспитанников детских домов на ребенка до 16 (18) лет;

-         пенсии на детей, потерявших одного из родителей, до 16 (18) лет.

2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям с детьми.

- в решении жилищного вопроса – вне очереди;

- льготы по уходу за ребенком  (при оплате содержания детей в дошкольных учреждениях, дети принимаются в детские сады и ясли вне очереди, в интернатных учреждениях содержатся бесплатно);

- льготы по налогооблажению – не облагается налогами часть зарплаты одинокого родителя, в размере минимальной заработной платы в расчете на каждого ребенка;

- льготы по трудоустройству  - при ликвидации предприятия обязательное трудоустройство увольняемых, в  том числе и одиноких родителей.

3. Бесплатные  натуральные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.).

Исторически эта форма государственной помощи семье возникла еще в 20-е годы в СССР в условиях дефицита товаров первой необходимости. Широко практиковались такие формы выплат, как бесплатные завтраки, бесплатные комплекты детских вещей, предметов ухода за новорожденными, бесплатное питание для беременных, бесплатные лекарства для детей.

В настоящее время социально-экономическое положение многих семей объективно диктует необходимость возвращения к данному виду помощи.

Сегодня, за исключением бесплатного обеспечения специальными молочными продуктами детей 1 -2 года жизни и бесплатными лекарствами детей в возрасте до 3 лет, которые финансируются из федерального бюджета, остальные бесплатные натуральные выплаты устанавливаются за счет местных бюджетов, благотворительных фондов и гуманитарной помощи. Однако масштабы натуральных выплат лимитированы дефицитом бюджетов.

4. Социальное обслуживание неполных семей.

Одной из форм государственной поддержки семьи является социальное обслуживание. Социальное обслуживание - это комплекс мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней гражданам, который способствует сохранению социального здоровья и поддержанию жизнедеятельности, преодолению кризисных ситуаций, развитию самообеспечения и взаимопомощи.[1]

Основными видами социального обслуживания неполных семей являются:

- материальная помощь;

- социальный патронаж;

- социальное обслуживание в стационарах;

- предоставление временного приюта;

- организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания семей;

- консультативная помощь;

- реабилитационные услуги. [2]

В настоящее время в Российской Федерации сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания семьи и де­тей. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом: государственные социальные службы; смешанные службы; коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.

Преобладающая модель государственной службы - территориальные центры социальной помощи семье и детям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры, имею­щие разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решать своими силами проблемы семьи, оказывать помощь в преодолении трудных жизнен­ных ситуаций в различных областях жизни.

Какие из существующих государственных служб помогают неполной семье в решении ее проблем?

1. Территориальные органы социальной защиты населения помогают в оформлении пенсий на детей , пособий на детей, а также предоставляют информацию о льготах.

2. Комитет по социальной защите при местных органах власти с помощью инспектора по охране детства помогает разведенным родителям договориться о характере участия в воспитании не живущего совместно родителя, участвует в подготовке дел о лишении родительских прав и выходит с исками в суд, а также разрабатывает предложения о том, с кем необходимо оставить ребенка при оформлении развода.

3. Суд рассматривает дела: об установлении отцовства, о лишении родительских прав, о разводе, о передаче ребенка на воспитание одному из родителей, о разделе имущества. Помощь по взысканию алиментов с отца ребенка.

4. Территориальные правоохранительные органы готовят документы о лишении родительских прав, выявляют и работают с семьями, которым присущи отклонения от норм, насилие над детьми и т.д.

5. Службы занятости пытаются предоставить одиноким родителям подходящее место для работы, в том числе и  с  особым графиком.

6. Организация служб нянь, различных форм кооперации одиноких матерей по уходу за детьми не потребуют дополнительных вложений.

7. Службы психической помощи населению, которые предоставляют консультационные и психотерапевтические услуги одиноким родителям в решении их  личностных и педагогических проблем.

8. Большую помощь неполным семьям может оказать организация различных форм работы со школьниками по месту жительства, включая территориальные центры досуга для подростков (они могут работать для определенных граждан на льготных условиях).

9. Не везде, но существуют для детей службы временного пребывания.

 

 

 

§4. Взаимодействие специалиста социальной работы с семьей как социальной и психолого-педагогической системой

Семейная система, как правило, состоит из нескольких подсистем:  брачная подсистема – отношения мужа и жены могут рассматриваться вне родительских связей; родительская подсистема – включает мать и отца, их взаимодействие как родителей ребенка (детей); подсистема «родители-дети» - это межпоколенные взаимоотношения, при изучении которых особый интерес для социального работника представляют определение границ власти и ответственности между поколениями; подсистема  «братья - сестры», при изучении которой важно знать и понимать их взаимоотношения между собой.

С точки зрения системно-структурного подхода становится особенно заметной «ущербность» неполной семьи. Она имеет «урезанные» брачную, родительскую и родительско-детскую подсистемы.

Важный для специалиста по социальной работе аспект анализа неполной семьи – это ее сплоченность, которая порождает чувство «мы – одна семья» и создает благоприятный эмоциональный фон, существенный для самочувствия и психологического комфорта всех ее членов и в первую очередь – детей.

В семейных отношениях «присутствует» как привязанность членов семьи, так и рознь, отчуждение. Социальному работнику необходимо учитывать и ту и другую стороны. Семейные правила и нормы являются средством сплочения семьи. Выявление того, что дозволяется в семье взрослым и детям и при каких обстоятельствах, помогает социальному работнику установить взаимосвязи членов семьи. В семье и в обществе с большим социокультурным разнообразием часто имеются противоречивые ожидания, которые необходимо выявлять. Также нужно определять влияние, которое оказывают на семью предрассудки и дискриминация как следствия ее отличия от имеющегося окружения.

Важно знать характер и степень влияния на семью таких систем, как церковь, школа, воздействие на нее состояния экологической среды, возможности учебы и работы и другие объективные и субъективные факторы, положительно или отрицательно влияющие на положение семьи.

Для лучшего понимания неполной семьи специалисту по социальной работе необходимо иметь представление о семейных корнях, истории ее развития. Следует зафиксировать наиболее значительные события, повлекшие за собой серьезные изменения внутри  семейной системы, ее адаптацию к изменившимся обстоятельствам.

Практика социальной работы с неполной семьей показывает, что чаще всего за помощью обращаются отдельные члены этой семьи. Поэтому важно рассмотреть типы индивидуальных клиентов и в первую очередь родителей.

Типы клиентов – это те, кто просит о необходимости помощи для себя; просит помощи для другого человека или группы лиц; не ищет помощи, но тем или иным способом препятствует нормальному функционированию другого человека (члена семьи); ищет или  использует помощь как средство достижения собственных целей; ищет помощи, но не для достойных целей.

Определение типа клиента – первый шаг в оказании услуг, так как отношения  и взаимодействие социального работника и клиента будут значительно отличаться в зависимости от типа клиента и характера ожидаемой помощи. Социальный работник должен определить, что заставило клиента обратиться за социальной услугой.

Проблема, в связи с которой клиент обратился за помощью, может быть социального, психологического, педагогического характера, объясняться недостатком или отсутствием материальных средств, корениться в межличностных отношениях, возникнуть в результате психических расстройств, являться результатом расхождений между ожиданиями родителей, потребностями и возможностями ребенка, ожиданиями окружающих и запросами самого клиента.

Для целенаправленного изучения социальной ситуации специалист социальной работы может придерживаться следующей схемы: характеристика места проживания клиента, культурное окружение, социально-экономические условия, экологические условия, политическая система, образовательная система, социокультурная система, система гуманитарной помощи.

Важнейшим направлением деятельности специалиста по социальной работе является  социальная защита детей, в частности и неполной семьи.

Воспитание и обеспечение  детей – в первую очередь забота родителей. Однако в некоторых случаях общество обязано принять на себя эту миссию даже при наличии родителей или родственников.

Социальная защита ребенка заключается в воздействии на условия среды, где он растет, и в оказании поддержки его воспитателям, в том числе родителям, которые нуждаются в помощи. Необходимо создать детям необходимые предпосылки, отвечающие установленным общим правилам их содержания и целям  воспитания, даже тогда, когда решение указанных вопросов вынуждены взять на себя органы социальной защиты.

Информация о работе Неполные семьи : содержание социальной работы с ними