Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 08:56, реферат
Под термином «неполные» понимают такие семьи, в которых одинокий родитель проживает с ребенком несовершеннолетнего возраста и несет за него основную ответственность.
По данным исследований, проведенных в 2006 году, на территории РФ среди всех типов семей с несовершеннолетними детьми неполные составили 19%, причем в большинстве из них в 17% - одиноким родителем является мать, «отцовских» семей – 2%.1
В решении трудных вопросов семейного воспитания, а также психолого-педагогическом просвещении родителей участвуют специалисты социальных ведомств.
В нашей стране существуют психолого-педагогические и медико-социальные центры индивидуального сопровождения и развития ребенка в городских районах. В Москве, например, в настоящее время функционирует 19 таких центров (ППМС Центры). В них работают психологи, социальные работники, социальные педагоги, врачи, логопеды и дефектологи.
Клиентами подобных центров являются родители и дети из проблемных семей, в частности неполных. Нередко неполная семья в полном составе посещает консультативный центр, а объем применения организованной семенной терапии с каждым годом растет.
В свою очередь, изучение взаимодействия социального работника с родителями и детьми из неполной семьи выявило потребность родителей и детей из неполной семьи в получении качественной комплексной, в частности социально-педагогической, помощи.
§5. Социальная работа с неполными семьями за рубежом
Социальная политика большинства европейских стран предусматривает оказание одиноким родителям значительной помощи со стороны государства. Зарубежные специалисты выделяют четыре основные стратегии социальной помощи неполным семьям:
1. Стратегия помощи малообеспеченным. Примером является Великобритания. Здесь много одиноких родителей получают материальную помощь в рамках программы «Поддержка дохода». Они получают пособие на детей, бесплатно пользуются услугами государственного здравоохранения и имеют преимущество по получение государственного жилья. При этом одинокая родительница может оставаться дома до достижения ребенком 16 лет.
2. Стратегия социальной помощи одиноким родителям. В Норвегии, например, одиноким матерям предоставляется специальная материальная помощь, с тем, чтобы они могли оставаться дома до достижения ребенком 10 лет: получают специальное пособие для одиноких родителей, детские пособия, пособие на оплату жилья, бесплатную медицинскую помощь, различные льготы в налогооблажении. После истечения 10 лет , когда заканчиваются материальные выплаты, женщины вынуждены выходить на работу и при этом испытывают значительные трудности.
3. Стратегия, ориентированная на поддержку всех семей с детьми. В рамках этой стратегии неполным семьям может оказываться дополнительная помощь, но основную они получают за счет активной социальной поддержки семьи. Типичным примером является Франция. Здесь все семьи получают семейное пособие, пособие на оплату жилья, на детей, оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком. При этом должное внимание уделяется всем семьям с несовершеннолетними детьми.
4. Стратегия ориентированная на успешное сочетание одинокими родителями родительской и профессиональной ролей. Такая политика осуществляется в Швеции. Одинокие матери получают специальные пособия, которые предназначены лишь для детей. При этом государство обеспечивает не только рабочие места, но и временные выплаты в период переобучения или приобретения специальности, необходимой матери для получения нужной работы. Работающие родители имеют широкий выбор различных форм внесемейного ухода за детьми, могут использовать годичный отпуск по уходу за ребенком, предоставляются все необходимые выходные и т.д. Любой из родителей может использовать оплачиваемый годичный отпуск по уходу за ребенком когда захочет; рабочий день родителя, имеющего ребенка дошкольного возраста сокращается на несколько часов. Выдаются пособия на ребенка и на жилье.
Учебные и практические задания:
1. Охарактеризуйте причины формирования неполных семей.
2. Раскройте типичные проблемы неполных семей в современной России.
3. Государственная политика РФ по оказанию помощи неполным семьям.
4. Государственные службы, оказывающие помощь неполной семье в решении ее проблем.
5. В чем заключается взаимодействие специалиста социальной работы с семьей как социальной и психолого-педагогической системой.
6. Социальная работа с неполными семьями за рубежом.
2.7. Проблемы неблагополучных семей.
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри – семейные. Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом». Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико.
Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Одно дело, когда беспризорнику 16 - 18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать решения и оценивать свои поступки. И совсем другое, когда родители пьют беспробудно, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе. Хочет ли он жить на улице, ночевать где придется, воровать или попрошайничать, чтобы не умереть с голоду?. По моему ответ ясен. Очевидно часть проблем может объясняться системой воспитания в семье. И мне кажется что сегодня нужна государственная программа, которая позволила бы спасать ребятишек.
Неблагополучная семья для ребенка - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но тем не менее для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагоприятной, однако в большинстве случаев понятие неблагоприятной семьи может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.
Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье.
Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей. Оно может оказаться роковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.
Пьяницы не только уподобляют себе детей и подростков, которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям. Пьянство - причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей пьяниц. В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у детей вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, плохим самоконтролем. Если из-за пьяниц - отцов дети становятся невротиками, то от пьяниц - матерей часто рождаются умственно-неполноценные дети. Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват - пьяные отцы или пьяные матери, либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым пьянством и его следствием - алкогольной болезнью.
Отсутствие заботы и внимания к ребенку также может быть стилем воспитания в алкогольной семье. Такое отношение к ребенку лишь часть царящих в семье правил. Пьяный отец, валяющийся на полу, дети переступают через него, как бы не замечая. Или мать может сама страдать алкоголизмом, либо быть поглощенной алкогольными проблемами своего мужа, тратит всю энергию на них, а в это время дети живут без ее внимания. Дети не моются, не чистят зубы. Недостаток заботы лишь начало общей запущенности ребенка.
Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта отчуждения.
Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где повышенные тона, раздражительность становится нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризуют полное отчуждение, стремление сбивать всякое взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений.
Психические службы, обеспечивающие помощь семье и детям помогут разрешить хроническую конфликтную ситуацию, помогут родителям понять индивидуальные половозрастные психологические особенности своих детей и скорректировать свою позицию, провести социально-психологические тренинги, формирующие новые формы социально-ролевого поведения супругов, родителей, взрослеющих детей. Эти же службы могли бы осуществлять психологическую коррекцию социально-ролевого поведения, общения педагогов, сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних. То есть тех, чья практическая деятельность непосредственно связана с детьми, подростками и неблагополучными семьями.
Литература:
1. Абрамова Н.П. Воспроизводство населения Московской области за 2005 год. Стат. Сб. – М.: Росскомстат, 2006.
2. Андреева Т.В. Семейная психология.- М., 2004.
3. Антонов А.И. Микросоциология семьи.- М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Викторов О.Н., Николаева Я.Г. Неполная семья и воспитание. – М., 2002.
5. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // СОЦИС, - 2001., №11.
6. Демидов А.М. Особенности жизнедеятельности неполных семей // Семья и социальная структура. – М., 2003.
7. Лунякова Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей // СОЦИС- 2001, №8.
8. Пархомович В.Б. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии. // Дэфекталогiя, №5, 2003.
9. Циткилов П.Я. Семьеведение – Новочеркасск – Ростов н/Д, 2002.
10. Черняк Е.М. Соиология семьи: Учебное пособие.- З-е изд., перераб. и доп.- М.: «Дашков и К», 2004.
[1] Банк готовых документов Россия в цифрах - 2007г; Copyright Федеральная служба государственной статистики.
[1] РИА «Новости» 16.12.2004.- Центр электронных СМИ М.О.
[1] Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф. А.С.Сорвина. – М.:ИНФРА-М, 2001. С. 179
[2] Там же. С. 180
Информация о работе Неполные семьи : содержание социальной работы с ними