Нововведения как объект инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:17, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - исследование теоретических и практических аспектов организации инновационной деятельности на предприятии.

Содержание работы

Введение
1. Нововведения как объект инновационного менеджмента.
2. Организация инновационной деятельности.
3. Практическое задание.
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

менеджменд.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

План работы

Введение

  1. Нововведения как объект инновационного менеджмента.
  2. Организация инновационной деятельности.
  3. Практическое задание.

Заключение

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов.

Рыночные условия развития экономики в настоящее время  постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразований. Эти преобразования можно осуществить, используя самую  передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно-исследовательскую базу. Таким образом, вопросы организации и управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными, что послужило выбором данной темы для курсовой работы.

На основании актуальности темы можно выдвинуть цель и задачи данного исследования.

Цель работы - исследование теоретических и практических аспектов организации инновационной деятельности на предприятии.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие  задачи:

1. Изучить теоретически  понятия инноваций и инновационной деятельности;

2. Проанализировать методы  оценки эффективности организации  инновационной деятельности на  предприятии;

3. Дать общую характеристику  деятельности изучаемого предприятия;

4. Проанализировать организацию  инновационной деятельности в «ИП Овласенко НН»;

5. Разработать методы  усовершенствования организации  инновационной деятельности в  «ИП Овласенко НН».

Объект исследования - индивидуальный предприниматель Овласенко  Н.Н. («ИП Овласенко НН»).

Предмет исследования - инновационная деятельность фирмы.

Степень научной разработанности  проблемы. Проблемам организации  инновационной деятельности в рамках предприятия посвящены некоторые  работы зарубежных и отечественных  учёных, таких как:

- Пиннигс, А.Бьютандям  в работе: «Новая технология и организационные структуры» (1990г.);

- Мескона М.Х., Альберта  М., Хедоури Ф.: «Основы менеджмента» (1992г.);

- Ильенкова С.Д.: «Инновационный  менеджмент» (1997г.);

- Эриашвили Н.Д.: «Менеджмент  и маркетинг» (2005г.) и др.

Источниковая база исследования. Нужно отметить, что анализ источников по данной теме выявил недостаточную освещаемость проблемы организации инновационной деятельности в рамках предприятий. Вопросы инновационной деятельности в научной литературе рассматривались на более глобальном уровне. Отсутствие должного внимания данному вопросу определило выбор темы исследования и обусловило постановку цели и задач.

Практическая значимость работы заключается в том, что  основные выводы и предложения, сформулированные в данном исследовании, представляют собой универсальную методику формирования и эффективного использования организации инновационной деятельности для данного типа предприятий и могут быть использованы другими организациями города.

Структура работы полностью  соответствует поставленным задачам и состоит из введения, теоретической, практической глав, заключения. В конце работы приведены приложения.

В первой главе рассмотрены  теоретические аспекты организации  инновационной деятельности, в частности: сущность понятий инновации и  инновационного процесса, классификация и источники инноваций, виды и субъекты инновационной деятельности, оценка инновационного потенциала организации. Вторая глава курсовой работы - практическая. Здесь исследуется организация инновационной деятельности на примере конкретной фирмы. В третьей главе рассматриваются методы совершенствования инновационного процесса в данной фирме: даются рекомендации руководству и разрабатывается мероприятие по улучшению организации инновационной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нововведения как объект инновационного менеджмента.

 

             Новация (лат. novation — изменение,  обновление) представляет собой  какое-то новшество, которого  не было раньше: новые явления,  открытия, изобретение, новые предметы, новые действия, обычаи, новые методы.

          Практическое использование новшества  с момента технологического освоения  производства и масштабного распространения  в качестве новых продуктов  и услуг является нововведением  (инновацией) (англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство, "инвестицию в новацию", "введение новшества".

           Инновация представляет собой  материализованный результат, полученный  от вложения капитала в новую  технику или технологию, в новые  формы организации производства  труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа и т. п. (многие организационно-технические, управленческие и экономические решения производственного, финансового, коммерческого и административного характера). Инновацию можно назвать также инновационным продуктом.

         С понятием "инновация" тесно  связаны понятия "изобретение"  и "открытие".

          Под изобретением понимают новые  приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные  человеком.

        Открытием же является процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

       Открытие  отличается от инновации по  следующим признакам:

1. Открытие, а также  изобретение, делается, как правило,  на фундаментальном уровне, а инновация производится на уровне технологического (прикладного) порядка.

2. Открытие может быть  сделано изобретателем-одиночкой,  а инновация разрабатывается  коллективами и воплощается в  форме инновационного проекта.

3. Открытие не преследует  целью получить выгоду. Инновация же всегда ставит своей целью получить какую-либо осязаемую выгоду за счет применения какого-то нововведения в технике и технологии.

4. Открытие может произойти  случайно, а инновация всегда  является результатом поиска.                     Ее случайно не производят. Она требует определенной четкой цели и технико-экономического обоснования.

             Термин и понятие "инновации"  как новой экономической категории  ввел в научный оборот австрийский  (позже американский) ученый Йозеф  Алоиз Шумпетер (J. A. Schumpeter, 1883-1950 гг.) в начале второго десятилетия ХX века. В своей работе "Теория экономического развития" (1911) он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса. И. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:

1) использование новой  техники, технологических процессов  или нового рыночного обеспечения  производства;

2) внедрение продукции  с новыми свойствами;

3) использование нового  сырья;

4) изменения в организации  производства и в его материально-техническом обеспечении;

5) появление новых  рынков сбыта.

           Сам термин "инновация" И.  Шумпетер стал использовать в  30-е годы XX века, подразумевая под  ней изменение с целью внедрения  и использования новых видов  потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

            Согласно И. Шумпетеру, инновация  является главным источником  прибыли: "...прибыль, по существу, является результатом выполнения  новых комбинаций", "...без развития нет прибыли, без прибыли нет развития".

            В Белоруссии официальным термином  инновации является термин, используемый  в Законе "Об основах государственной  научно-технической политики в  Республике Беларусь", принятым  ВС РБ 30.01.1995 г.,: Инновации – создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды новой продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции или услуг на рынок.

          Инновационный процесс – непрерывный  процесс развития предприятия,  который обеспечивает его выживание  в рыночных условиях.

          Инновационный цикл – выполнение  комплекса работ по одной инновации.

          Инновационная деятельность –  это процесс, направленный на  разработку инноваций, реализацию  результатов законченных научных  исследований и разработок либо  иных научно-технических достижений  в новый или усовершенствованный  продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

        Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

       В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и т. п. , что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.

         Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимаетсяновый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества. Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество–становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

         В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

         Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т. п. ). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли–продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организация инновационной деятельности.

 

          Инновации являются результатом  творческой предпринимательской  деятельности, в которой обычно  участвуют многие подразделения  фирмы и на которую оказывают все большее воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами и пр.). Инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных этапов с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами.

Информация о работе Нововведения как объект инновационного менеджмента