Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 06:06, контрольная работа
Управление персоналом, как и другие виды управления, предполагает воздействие субъекта на объект или их взаимодействие. Особенности и характер объекта определяют в решающей степени специфику управления тем или иным процессом и показывают то, что отличает в рамках управления вообще одно научное или практическое направление от другого: управление персоналом от управления финансами, управления инвестициями и пр.
Вторым «важным качеством человеческого ресурса является его высокая цена, которую предприниматель должен платить не только в момент его приобретения, как в случае с другими видами ресурсов, но и в процессе его использования». В данном случае речь идет не только о высокой доле заработной платы в себестоимости продукции. Увеличиваются расходы на осуществление практически всех функций управления персоналом: отбор персонала, обучение, социальная инфраструктура, методико-методологическое обеспечение и пр. Так, в фирмах Германии за последние 10 лет затраты на персонал в целом возросли на 13%, а их доля в общей структуре затрат повысилась на 2,3%. Таким образом, ценность персонала как ресурса проявляется и с точки зрения его роли в развитии организации, и с точки зрения экономической составляющей.
Третьим важным качеством, обуславливающим высокое значение и сложность человеческого ресурса, является его чувствительность. Поскольку персонал - это люди, то ему присущи субъективное восприятие окружающей среды, методов управления. В отличие от других видов ресурсов, персонал обладает социальными, психологическими, медико-биологическими характеристиками. Социально-психологические составляющие управления могут существенно затормозить или ускорить рост производительности труда. Исследователями транснациональной компании «Сименс» сравнивались результаты внедрения новой технологии в двух различных филиалах компании на территории Германии. Было доказано, что производительность труда работников различалась в процессе нововведения на 30%. При этом оба предприятия находились в равных экономических и организационных условиях. Разрыв в результативности труда был обусловлен разным уровнем восприятия персоналом целей деятельности, разными социально-психологическими методами управления персоналом, применяемыми на этих двух предприятиях.
Наличие
социально-психологической
Персонал – наиболее сложный объект управления в организации, поскольку в отличие от вещественных факторов производства является “одушевленным”, обладает возможностью самостоятельно решать, критически оценивать предъявляемые к нему требования, действовать, имеет субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию, реакция на которое неопределенна.
К
главным задачам системы
обеспечение
организации квалифицированными кадрами;
создание необходимых условий для эффективного
использования знаний, умений, навыков
работников;
совершенствование системы оплаты труда
и мотивации;
повышение удовлетворенности трудом всех
категорий персонала;
предоставление работникам возможностей
для развития, повышения квалификации
и профессионального роста; стимулирование
творческой активности;
формирование и сохранение благоприятного
морально-психологического климата;
совершенствование методов оценки персонала;
управление внутренними перемещениями
и карьерой сотрудников;
участие в разработке организационной
стратегии.
Принципами построения современной системы управления персоналом считаются:
эффективность
подбора и расстановки
справедливость оплаты труда и мотивации,
вознаграждение не только за индивидуальные,
но и коллективные достижения;
продвижение работников в соответствии
с результатами труда, квалификацией,
способностями, личными интересами, потребностями
организации;
быстрое и эффективное решение личных
проблем.
Персонал
(кадры) — весь штатный состав работников
организации, выполняющих различные
производственно-хозяйственные
Управление персоналом — это совокупность логически связанных действий, направленных на оптимизацию трудовых ресурсов предприятия (персонала) в аспекте их деятельности, качественных и количественных характеристик, с целью рационального достижения поставленных перед организацией целей. Оно осуществляется через определенный механизм. Этот механизм состоит из элементов управления.
Элементами управления являются: объекты управления, его субъекты, структура, методы и процедуры управления.
Объект управления — элемент, на который направлено управление. В данном случае это отдельные работники или коллективы.
Субъект управления — менеджер или работник аппарата управления, непосредственно осуществляющий разработку и реализацию решений.
Структура управления персоналом — совокупность подразделений, непосредственно занимающихся персоналом, и их качественные и количественные взаимосвязи.
Методы управления — это способы воздействия на объект управления (в данном случае на персонал).
Процедуры управления — определенные, формально узаконенные приемы воздействия субъекта на объект управления, или наоборот.
Методы и процедуры управления призваны обеспечить реализацию управленческих решений.
Совокупность процессов, осуществляемых в рамках механизма управления персоналом, является системой управления персоналом.
Система управления персоналом — это подсистема управления организацией в целом. Поэтому она имеет свою внешнюю и внутреннюю среду. К внешней среде можно отнести подсистемы управления производством, финансами, снабжением и т. д. Внутреннюю среду образуют элементы самой системы управления персоналом, названные выше. Ее деятельность зависит от внешней среды. Поэтому она является открытой системой.
В системе управления персоналом можно выделить две подсистемы: тактическую и стратегическую.
Тактическая подсистема направлена на формирование структуры персонала; его набор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации; организацию распределения, перемещения, продвижения, увольнения работников; оценку деятельности конкретных работников и разработку рекомендаций по их использованию; текущий учет и планирование потребностей в персонале в рамках года, на основе анализа его состояния.
Стратегическая подсистема ориентирована на разработку структуры персонала, кадровой политики на основе анализа структуры персонала, эффективности использования рабочего времени, прогнозов развития производства, занятости и т. п.
Следует
иметь в виду, что всегда существуют
формальная и неформальная системы
управления. Формальная представлена
выше. Неформальная основывается на неофициальных
межличностных отношениях. Только в идеальном
случае эти системы совпадают. На практике
следует стремиться к максимально возможному
сближению этих систем. Это одна из задач,
стоящих перед управляющим персоналом.
2)
Разрешение коллективных трудовых споров.
Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.
Современный
уровень развития производства обуславливает
необходимость коллективного
Существенным условием (а следовательно, признаком) существования лица в качестве коллективного субъекта права является наличие у него организации, т.е. системы коллективных и индивидуальных органов, действующих в отношениях с третьими лицами и взаимодействующих друг с другом по определенным правилам. Таким образом, в сфере трудового права мы должны различать собственно субъектов права и органы (коллегиальные и индивидуальные), образующие организационно-управленческую структуру коллективных субъектов права. Последние субъектами права вообще и трудового права в частности в собственном смысле слова не являются.
Когда мы говорим о субъекте права, в том числе о субъекте трудового права, мы тем самым характеризуем всю систему правовых категорий в применении к этому субъекту. Иными словами, характеристика субъекта трудового права есть не что иное, как одновременно и характеристика всего субъективного трудового права. Она включает в себя следующие компоненты: 1) способность к правообладанию; 2) само правообладание; 3) юридически значимые действия (прежде всего правореализация); 4) следствия совершения юридически значимых действий; 5) юридические гарантии.
Первый и основной коллективный субъект трудового права – трудовой коллектив.
Трудовой коллектив предприятия, учреждения, организации - это объединение всех работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность на предприятии, в учреждении, организации на основе трудового договора (контракта). Это объединение обладает организационным единством и связано общими целями. В основе его управления должна лежать единая воля, что обеспечивается наличием руководителя, назначенного или избранного собственником имущества.
Трудовой
коллектив выступает как
Трудовой коллектив действует через свои органы. Это - собрание (конференция) трудового коллектива, совет трудового коллектива (СТК), избираемый на собрании (конференции).
К органам, специализированным на решение определенных задач, относится комиссия по трудовым спорам (КТС), избираемая на общем собрании трудового коллектива.
В Федеральном законе от 11 марта 1992 года N 2491-1 "О коллективных договорах и соглашениях закреплены права трудового коллектива.
Таким образом, как видно из вышеизложенного у трудового коллектива обширный перечень прав, которые он осуществляет в процессе своей трудовой деятельности.
2.1.Понятие коллективных трудовых споров.
Наряду с главой 61 Трудового кодекса РФ, рассмотрению коллективных трудовых споров посвящен также Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. №175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».
Под
коллективным трудовым спором, в соответствии
с действующим
Моментом начала коллективного трудового спора считается день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 ТК РФ своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.
Наряду с вышеназванными законодательно закреплены следующие понятия: Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже; Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им; Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы; Забастовка - временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.