Обоснование эффективных направлений активизации инновационной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Инновационная деятельность включает:
выявление проблем предприятия;
осуществление инновационного процесса;
организацию инновационной деятельности.
Целью выполнения курсовой работы является проверка усвоения теоретических знаний в области производственного менеджмента и умения их практического, творческого использования.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика предприятия 4
Краткая история развития предприятия 4
Организационно-правовая форма предприятия 5
Характеристика основных направлений деятельности 7
Организационно-производственная структура 7
2. Оценка соответствия организационной структуры управления потребностям инновационного развития предприятия 7
3. Разработка органограмм информационных потоков структурных подразделений системы управления предприятия 14
4. Оценка активности инновационного поведения предприятия 18
5. Разработка мероприятий активизации инновационного поведения предприятия 19
Виды реструктурирования предприятия. 20
Комплекс мероприятий по активизации инновационного поведения предприятия 21
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

kursovaya_OM.docx

— 113.68 Кб (Скачать файл)

Реализация каждой стадии инновационного цикла предприятия  должна обеспечиваться одним или  несколькими функциональными подразделениями  структуры управления путем реализации функций управления: планирования, организации, стимулирования и контроля, сведем результаты анализа соответствия организационной структуры управления потребностям инновационного развития предприятия в таблицу 1.

Таблица 1. Содержание функций  управления структурных                              подразделений системы управления предприятием.

 

Наименование стадии инновационного цикла

Структурные подразделения  системы упр-я, деятельность которых  обеспечивает реализацию данной стадии

Содержание функций управления в данном структурном подразделении

1.Снабжение ресурсами  и комплектация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдел снабжения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Планирование

1.1. Изучение внешней и  внутренней среды предприятия,  а также рынка отдельных товаров.

1.2. Прогнозирование и  определение потребности всех  видов материальных ресурсов, планирование  оптимальных хозяйственных связей.

1.3. Оптимизация производственных  запасов.

1.4. Планирование потребности  материалов и установление их  лимита на отпуск цехам.

1.5. Оперативное планирование снабжения.

2. Организация  и координация

2.1. Сбор информации о  потребной продукции, участие  в ярмарках, выставках-продажах, аукционах  и т. п.

2.2. Анализ всех источников  удовлетворения потребности в  материальных ресурсах с целью  выбора наиболее оптимального.

2.3. Заключение с поставщиками  хозяйственных договоров на поставку  продукции.

2.4. Организацию складского  хозяйства, входящего в состав  органов снабжения.

2.6. Обеспечение цехов,  участков, рабочих мест необходимыми материальными ресурсами.

3. Стимулирование

3.1 Стимулирование эффективного  использования ресурсов.

3.2 Стимулирование поиска  новых альтернативных поставщиков.

4. Контроль

4.1. Контроль за выполнением  договорных обязательств поставщиков,  выполнение ими сроков поставки  продукции.

4.2. Контроль за расходованием  материальных ресурсов в производстве.

4.3. Входной контроль за  качеством и комплектностью поступающих  материальных ресурсов.

4.4. Контроль за производственными  запасами.

4.5. Выдвижение претензий  поставщикам и транспортным организациям.

4.6. Анализ действенности  снабженческой службы, разработка  мероприятий по координации снабженческой  деятельностью и повышение ее  эффективности.

2. НИР и проектирование

Конструкторское бюро

1. Планирование

1.1 Планирование новых  разработок.

1.2 Плановая сертификация  продукции.

1.3 Планирование бюджета  разработок.

1.4 Планирование затрат  ресурсов и комплектующих.

2. Организация  и координация

2.1 Разработка новой продукции.

2.2 Получение информации  по совершенствованию выпускаемой  продукции.

2.3 Получение информации  о потребностях рынка.

3. Стимулирование

3.1 Анализ информации о  выпускаемой продукции фирм-конкурентов.

3.2 Стимулирование поиска  стратегических альянсов.

4. Контроль

4.1 Контроль соответствия  новой продукции стандартам качества  и безопасности в эксплуатации (испытания)

3. Подготовка производства

 

 

 

 

 

Технологическое бюро

1. Планирование

1.1 Планирование последовательной  разработки технологической документации

1.2 Планирование затрат  ресурсов и комплектующих

1.3 Планирование необходимых  производственных мощностей

2. Организация  и координация

2.1 Разработка технолгической  документации

2.2  Координация с производственным  отделом

3. Стимулирование

3.1 Использование передовых  технологий с учетом ограниченности  возможностей имеющегося оборудования

3.2 Стимулирование поиска  стратегических альянсов

4. Контроль

4.1 Контроль соответствия  технологических документов нормативам, принятым на предприятии

4. Изготовление

Плановый отдел

1. Планирование

1.1 Планирование производства. Все виды планирования, включая  ОПП.

1.2  Планирование изменений  в выпускаемой продукции

2. Организация  и координация

2.1 Выпуск продукции

2.2 Отгрузка на склад

2.3 Маркировка и сертификация  продукции

3. Стимулирование

3.1 Выпуск продукции в  заданные сроки, заданного качества.

3.2 Оптимальная загрузка  оборудования

4. Контроль

4.1 Контроль качества

5. Сбыта

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдел сбыта и маркетинга

 

 

 

 

 

 

 

1. Планирование

1.1 Планирование отгрузки  и продаж

1.2 Планирование рекламных мероприятий в средствах специальной и массовой информации, участие в отраслевых выставках, ярмарках и т.д.

2. Организация  и координация

2.1 Доставка продукции

2.2 Продажа продукции

2.3  Заключение договоров

2.4 Формирование рекомендаций  по изменению технических, экономических и других характеристик продукции с целью улучшения ее потребительских качеств и стимулирования сбыта.

2.5 Поиск потенциальных  покупателей продукции, налаживание  постоянных деловых связей с  потребителями, дилерами, торгово-сбытовыми  предприятиями

3. Стимулирование

3.1 Оптимального пути доставки  продукции

3.2 Стимулирование продаж  с помощью инструментов маркетинга

3.3 Стимулирование поиска  стратегических альянсов

4. Контроль

4.1 Контроль соответствия  качества продукции.


 

 

  1. Разработка органограмм информационных потоков структурных подразделений системы управления предприятия

Реализация инновационного поведения предприятия оказывается  возможной лишь в том случае, если деятельность отдельных функциональных служб окажется взаимно согласованной  и скоординированной. Выполнение этого  условия достигается благодаря  постоянному обмену информацией  между отдельными структурными подразделениями  системы управления предприятия.

Формализация этого информационного  обмена представлена в виде органограмм  информационных потоков бухгалтерии  с другими структурными подразделениями  системы управления предприятия

Органограмма бухгалтерии  компании «ГРАНД» представлена на рисунке

 

 












 

 
Рис. 2. –  Органограмма информационных потоков отдела  бухгалтерии компании «ГРАНД»

 

 

Спецификация информационных потоков отдела  бухгалтерии компании «ГРАНД»

№ п/п

Содержание информации в  информационном потоке

Периодичность передачи-получения  информации

Функция управления, которую  реализует данный поток

1

2

3

4

1.

Положение о премировании работников транспортной службы

Квартал, месяц

Стимулирование

2.

Расчетные документы по оплате услуг, оказанных транспортной службе  сторонними организациями

По мере поступления

Контроль

3.

Приходные и расходные  документы

По мере поступления

Контроль

4.

Приходные и расходные  документы

По мере поступления

Контроль

5.

Положение о премировании технолога

Квартал, месяц

Стимулирование

6.

Положение о премировании работников отдела МТС

Квартал, месяц 

Стимулирование

7.

Расчетные документы по оплате услуг, оказанных отделу МТС

По мере поступления

Контроль

8.

Приходные и расходные  документы

По мере поступления

Контроль

9.

Заявки графики на поставку материалов

По мере поступления

Организация

10.

Сводный отчет о деятельности отдела МТС

Месяц

Контроль

11.

Сводный отчет о деятельности транспортной службы

Месяц

Контроль

12.

Положение о премировании работников цехов

Квартал, месяц

Стимулирование

13.

Расчетные документы по оплате услуг, оказанных цехам сторонними организациями

По мере поступления

Контроль

14.

Приходные и расходные  документы

По мере поступления

Контроль

15.

Сводный отчет о деятельности цехов

Месяц

Контроль

16.

Сведения о движении материалов

Квартал, месяц

Контроль

17, 18, 19

Данные инвентаризаций

Год

Контроль

20

Положение о премированиии  работников отдела сбыта

Квартал, месяц

Стимулирование

21

Расчетные документы по оплате услуг, оказанных отделу сбыта

По мере поступления

Контроль

22

Приходные и расходные  документы

По мере поступления

Контроль

23

Сводный отчет о деятельности отдела сбыта

Месяц

Контроль

24

Данные инвентаризаций

Год

Контроль

25

Положение о премировании планово-экономического отдела

Квартал, год

Стимулирование

26

Расчетные документы по оплате услуг, оказанных планово-экономическому отделу сторонними организациями

По мере поступления

Контроль

27

Приходные и расходные  документы

По мере поступления

Контроль

28

Сводный отчет о деятельности планово-экономического отдела

Месяц

Контроль

29

Данные инвентаризаций

Год

Контроль

30

Сводные и специфированные  нормы расхода

Квартал, год

Организация

31

 Данные для поощрения  работников предприятия

Квартал, год

Стимулирование

32

Положение о премировании работников финансового отдела

Квартал, год

Стимулирование

33

Расчетные документы по оплате услуг, оказанных финансовому отделу сторонними организациями

По мере поступления

Контроль

34

Приходные и расходные  документы

По мере поступления

Контроль

35

Сводный отчет о деятельности финансового отдела

Месяц

Контроль

36

Данные инвентаризаций

Год

Контроль

37

Данные оперативного учета

Год

Контроль


 

 

 

  1. Оценка активности инновационного поведения предприятия

 

Активность инновационного поведения может характеризоваться  системой показателей эффективности  весьма широкой номенклатуры. Но систематическим  выражением этой качественной характеристики деятельности предприятия является характер спроса на выпускаемую продукцию.

Качественные характеристики спроса находят себе адекватное изменение  в динамике объемов производства, обороте производственных запасов,  динамике сбыта.

Для количественной оценки динамики оборота производственных запасов, динамики объемов производства и сбыта используем следующие  показатели:

    • оборачиваемость средств в расчетах;
    • оборачиваемость производственных запасов;
    • длительность производственного цикла.

Расчет приведенных показателей  осуществляется по следующим зависимостям:

[оборот],

где  Оср – оборачиваемость  средств в расчетах;

ВР – объем реализованной  продукции;

СДЗ – средняя дебиторская  задолженность и другие расчеты  по балансу.

[оборот],

где Опз – оборачиваемость  производственных запасов;

ЗПП – материальные затраты  на производство продукции;

СПЗ – средние производственные запасы.

[оборот],

где Онп – оборачиваемость  незавершенного производства;

ЗПП – материальные затраты  на производство продукции;

НП – средняя величина незавершенного производства.

Используя данные баланса  рассчитаем рассматриваемые показатели:

[оборот]

[оборот]

[оборот]

На основе полученных данных можно сделать расчет  производственного цикла компании «ГРАНД», который равен дня

  1. Разработка мероприятий активизации инновационного поведения предприятия

Для более эффективного функционирования предприятия необходимо провести на нем комплекс мероприятий по активизации  инновационного цикла. Эти действия необратимо приведут к изменению  структуры предприятия – реструктурированию (изменение структуры капитала, собственности  и схемы владения для адаптации  к условиям рынка). Реструктурирование предприятия может осуществляться различными способами, указанными на рисунке 3.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3. – Основные направления получения эффекта от реализации комплекса мероприятий по активизации инновационного поведения предприятия

Виды реструктурирования предприятия.

Процессы реструктурирования могут осуществляться за счет использования  внутренних факторов предприятия (внутренняя реструктурирование), что позволяет  добиться увеличения динамизма инновационного цикла без взаимодействия с другими  субъектами рынка, не меняя при этом структуру собственности и схем владения лишь за счет изменения структуры  капитала.

В отличие от внутреннего, внешнее реструктурирование осуществляется путем взаимодействия с другими  субъектами рынка и приводит к  изменению структуры собственности  и схем владения. Можно выделить объединяющие и разъединяющие формы  внешнего реструктурирования. К числу  первых относятся слияния предприятий, приобретение пакетов акций, организацию  совместных предприятий и т.п.

Разъединяющие формы реструктурирования выражаются в организации дочерних и зависимых фирм, разделении предприятии  и других формах, предусмотренных  хозяйственным законодательством.

Эффект внешнего реструктурирования состоит в интеграции (или дифференциации) структуры инновационных циклов на основе замещения трансакций затратами  внутрифирменного управления (или наоборот - затрат внутрифирменного управления трансакциями), которое приводит к  сокращению совокупных издержек инновационного цикла или уменьшению его деятельности.

Комплекс мероприятий  по активизации инновационного поведения  предприятия

На основе проведенного анализа  структурных подразделений системы  управления ООО «ГРАНД»  предлагается провести следующие мероприятия с целью повышения инновационной активности предприятия: реструктуризация предприятия, результатом которой будет являться появление в организационной структуре ООО «ГРАНД»  нового подразделения – отдела научных исследований и инновационной деятельности.

В области организации  научно-исследовательской деятельности завода:

    • нормативно-методическое и информационное обеспечение научных исследований и разработок;
    • организация взаимодействия компании с научными организациями.

В области организации  инновационной деятельности завода:

    • осуществление взаимодействия с производственными учреждениями и организациями и поиск возможностей расширения сотрудничества в сфере инноваций;
    • нормативное, информационное и организационно-методическое обеспечение инновационной деятельности;
    • организация мероприятий, связанных с развитием инновационной деятельности в регионе;
    • привлечение инвесторов для дополнительного финансирования инновационных программ.

В существующих нестабильных экономических условиях предприятие  нуждается не в большой численности  работников, а прежде всего в коммуникабельных, профессионально подготовленных сотрудниках, поскольку именно это и обуславливает  инновационную восприимчивость  и «выживаемость» предприятия.

На мой взгляд, информационные потоки из бухгалтерии прерываются, многие подразделения не могут получить текущие данные, бухгалтерия предоставляет сведения лишь месячной давности, а это означает невозможность осуществлять в должном объеме оперативное планирование.

 Структуру бухгалтерии  можно улучшить, введя должность  бухгалтера-экономиста, сократив численность  сотрудников подразделения  и  за счет этого повысить оплату труда, что приведет к  возникновению заинтересованности работников в результатах своего труда и конечном итоге деятельности своего предприятия.           

Улучшение анализа данных и увеличение скорости информационных потоков выходящих из бухгалтерии  достигается обучением и переподготовкой  работников. Так, сотрудники бухгалтерии  хотя и работают на компьютерах,  но их уровень как пользователей  крайне низок, к тому же техника устарела и часто выходит из строя. При  условии компьютеризации подразделений-пользователей  информацией более новым оборудованием, а также обучения сотрудников  работе в Windows и  прикладных программах, эффективность труда на предприятии  заметно бы повысилась.

Результаты расчетов влияния  эффективности одного из мероприятий активизации инновационного цикла на показатели эффективности функционирования предприятия представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Наименование показателя

Базовое значение показателя, тыс. руб

Изменение значений базовых  показателей

1 - й год

2 - й год

3 - й год

Мероприятие: Создание отдела  научных исследований и инновационной деятельности

Изменение объема реализации

10024000

10825920

11637864

12801650

Изменение переменных издержек

5468717

5632779

5858090

6063123

Изменение постоянных издержек

2794482

2906261

3022512

3143412

Основной капитал

2216784

2394127

2585657

2792509

Затраты на производство и  реализацию продукции

7440512

7663727

7893639

8130448

Оборот капитала

1,4

2,3

3,2

4,4

Доходность продукции

2583488

3162193

3744225

4671202

Общая рентабельность, %

6,6

6,9

7,4

7,7

Информация о работе Обоснование эффективных направлений активизации инновационной деятельности предприятия