Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:48, доклад
В самом общем понятии мотивация человека, к деятельности понимая как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой (взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенен по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил.
Общая характеристика мотивации, ее значение в управлении трудовой деятельностью. Понятие мотивации, мотивационный процесс, потребности, интересы, мотивы, стимулы, мотивирование, стимулирование, вознаграждение.
1. Что такое мотивация
В самом общем понятии мотивация человека, к деятельности понимая как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой (взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенен по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны Одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им Действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на действия, в результате чего может меняться как степень влияния действия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация -- это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и дают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:
§ что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного воздействия;
§ каково соотношение внутренних и внешних сил;
§ как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.
1.1 Потребности
Потребности -- это то, что
возникает и находится внутри
человека, что достаточно общее для
разных людей, но в то же время, имея
определенное индивидуальное проявление
у каждого человека. Наконец, это
то, от чего человек стремится
Мотив -- это то, что вызывает
определенные действия человека. Мотив
находится «внутри» человека, имеет
«персональный» характер, зависит от
множества внешних и внутренних
по отношению человеку факторов, а
также от действия других, возникающих
параллельно с ним мотивов. Мотив
не только побуждает человека к действию,
но и определяет, что надо сделать
и как будет осуществлено это
действие. В частности, если мотив
вызывает действия по устранению потребности,
то у различных людей эти действия
могут быть совершенно отличны, даже
если они испытывают одинаковую потребность.
Мотивы поддаются осознанию. Человек
может воздействовать на свои мотивы,
приглушая их действие или даже устраняя
их и своей мотивационной
1.2 Мотивация
Поведение человека обычно
определяется не одним мотивом, а
их совокупностью, в которой мотивы
могут находиться в определенно
отношении друг к другу по степени
их воздействия на поведение человека.
Поэтому мотивационная
Мотивирование -- это процесс
воздействия на человека с цель побуждения
его к определенным действиям
путем пробуждения в нем
В зависимости от того, что преследует мотивирование, какие затем и оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящее к желательному для мотивирующего субъекта результату. При первом типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям, и то, как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: «Я даю тебе, что ты хочешь, а ты даешь мне, что я хочу». Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия, то и процесс мотивирования не сможет состояться.
Второй тип мотивирования
своей основной задачей имеет
формирование определенной мотивационной
структуры человека. В этом случае
основное внимание обращается на то, чтобы
развить и усилить желательные
для субъекта мотивирования мотивы
действий человека, и наоборот, ослабить
те мотивы, которые мешают эффективному
управлению человеком. Этот тип мотивирования
носит характер воспитательной и
образовательной работы и часто
не связан с какими-то конкретными
действиями или результатами, которые
ожидается получить от человека в
виде итога его деятельности. Второй
тип мотивирования требует
Первый и второй типы мотивирования не следует противопоставить, так как в современной практике управления прогрессивно управляемые организации стремятся сочетать оба эти типа мотивирования.
1.3 Стимулы
Стимулы выполняют роль рычагов
воздействия или носителей «
Реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если люди не реагируют на них. Например, в условиях развала денежной системы, когда практически ничего невозможно купить за деньги, заработная плата и денежные знаки в целом теряют свою роль стимулов и могут быть очень ограниченно использованы в управлении людьми.
Процесс использования различных
стимулов для мотивирования людей
называется процессом стимулирования.
Стимулирование имеет различные
формы. В практике управления одной
из самых распространенных его форм
является материальное стимулирование.
Роль данного процесса стимулирования
исключительно велик. Однако очень
важно учитывать ситуацию, в которой
материально стимулирование осуществляется,
и стараться избегать преувеличения
его возможностей, так как человек
имеет очень сложную и
Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование -- это один из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. При этом чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяете, стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение на один из методов мотивирования людей приводят к тому, что член организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия.
Если посмотреть, на что
в деятельности человека оказывает
воздействие мотивация, выяснится,
что это следующие
*усилие;
*старание;
*настойчивость;
*добросовестность;
*направленность.
Одну и ту же работу человек может делать, затрачивая различные усилия. Он может работать в полную силу, а может работать в полсилы. Также он может стремиться брать работу полегче, а может ораться за сложную и тяжелую работу, выбирать решение попроще, может искать и браться за сложное решение. Все это отражает то, какие усилия готов затрачивать человек. И зависит это от того, на сколько он мотивирован на затрату больших усилий при выполнении своей работы.
Человек может по-разному
стараться, выполняя свою роль в организации.
Одному может быть безразлично качество
его труда, другой может стремиться
делать все наилучшим образом, работать
с полной отдачей, не отлынивать от
работы, стремиться к повышению квалификации,
совершенствованию своих
Третья характеристика деятельности, на которую влияет мотивация, состоит в настойчивости продолжать и развивать начатое дело) то очень важная характеристика деятельности, так как часто встречаются люди, которые быстро теряют интерес, к начатому делу. И даже если они имели очень хорошие результаты деятельности в начале, потеря интереса и отсутствие настойчивости может привести к тому, что они сократят усилия и станут меньше стараться, выполняя важную роль на существенно более низком уровне по сравнению с их возможностями. Отсутствие настойчивости сказывается также негативно на доведении дела до конца. Работник может выдвигать прекрасные идеи и ничего не делать для их выполнения, что на практике будет оборачиваться для организации упущенными возможностями.
Добросовестность при
исполнении работы, означающая ответственное
осуществление работы, с учетом всех
необходимых требований и регулирующих
норм, для многих работ является
важнейшим условием их успешного
выполнения. Человек может обладать
хорошей квалификацией и
Направленность как
Сказанное позволяет уточнит
понятие мотивации как
Одним из мало разработанных аспектов теории мотивации является вопрос о соотношении «внутренней мотивации» и «внешне" мотивации». Суть проблемы состоит в том, что деятельность человек находится под воздействием как мотивов, которые возникают при; замкнутом взаимодействии человека и задачи, так и мотивов, возникающих при открытом взаимодействии человека и задачи, когда субъект внешней среды вызывает мотивы, побуждающие человека к решению задачи. J
В первом случае мотивацию
условно можно назвать «
Во втором случае мотивы
деятельности по решению задачи вызываются
воздействием субъекта извне. Поэтому
условно мотивацию можно
В действительности не существует
четкого разграничения «
Очевидно, что мотивация
оказывает большое влияние на
выполнение человеком своей работы,
своих производственных обязанностей.
Однако между мотивацией и конечным
результатом деятельности нет однозначной
зависимости/Может быть так, что
человек, очень мотивированный на выполнение
своей работы, дает результаты худшие,
чем человек менее
Информация о работе Общая характеристика мотивации, ее значение в управлении трудовой деятельностью