Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:02, реферат
Социально-культурная деятельность - один из основных способов повышения культурного и образовательного уровня людей, а также развития их творческих способностей. В связи с трансформациями в политической, экономической и духовной сферах значительно изменились содержание и формы СКД, которая в кризисные периоды обладает огромной силой эмоционального и смыслового воздействия на личность. Разнообразие средств, методов и форм СКД способствует духовному возрождению общества. Содержание СКД обусловлено потребностями различных категорий населения в совершенствовании социальных отношений, развитии способностей и навыков самостоятельного мышления, выявлении дарований и талантов, духовном становлении, продуктивном и интересном проведении досуга. Этот вид деятельности призван объединять людей, что дает им возможность почувствовать себя свободной и независимой личностью.
Введение……………………………………………………………………..
Общая характеристика средств, и форм, и методов социально-культурной деятельности.
1. Характеристика средств социально-культурной деятельности………
2. Формы социально-культурной деятельности………………………….
3. Методы социально-культурной деятельности…………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
Содержание :
Введение…………………………………………………………
Общая характеристика
средств, и форм, и методов социально-
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Социально-культурная деятельность - один из основных способов повышения культурного и образовательного уровня людей, а также развития их творческих способностей. В связи с трансформациями в политической, экономической и духовной сферах значительно изменились содержание и формы СКД, которая в кризисные периоды обладает огромной силой эмоционального и смыслового воздействия на личность. Разнообразие средств, методов и форм СКД способствует духовному возрождению общества. Содержание СКД обусловлено потребностями различных категорий населения в совершенствовании социальных отношений, развитии способностей и навыков самостоятельного мышления, выявлении дарований и талантов, духовном становлении, продуктивном и интересном проведении досуга. Этот вид деятельности призван объединять людей, что дает им возможность почувствовать себя свободной и независимой личностью.
Деятельность социального работника затрагивает различные сферы жизни людей. Дифференцированный подход к различным слоям населения, поиск нетрадиционных подходов, наличие интересного материала - все это предъявляет особые требования к подготовке специалистов в сфере социальной работы, которым также предстоит заниматься социально-культурной деятельностью.
Успех деятельности клубного учреждения зависит от того, насколько интересно и разнообразно содержание его деятельности. Содержание деятельности, определяется интересами и запросами аудитории; событиями, происходящими в стране и за рубежом; спецификой развития и проблемами региона, в котором находится клубное учреждение; обычаями и традициями, бытующими в данной местности; знаменательными и памятными датами в жизни общества; календарём государственных праздников; годовым кругом народных праздников; уровнем профессионализма работников клубного учреждения, его материально - техническими и финансовыми возможностями.
При рассмотрении социально-культурной деятельности учреждений культуры важное значение имеет определение методов, средств и форм, составляющих в системе методику, которая позволяет субъекту достигать социально-педагогических целей в распространении социальной информации, знаний среди посетителей.
Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Форма работы клубных учреждений - это способ реализация их деятельности, а также способы и приёмы организации клубной аудитории.
При использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно. Средства - это инструменты, с помощью которых осуществляется социальная - культура деятельность. В неразрывной связи с формами и средствами находятся методы. Методы - это пути достижения поставленной цели, способы и приёмы практической реализации деятельности. Предназначение этих методов - предельно донести информацию, заложенную в программе, добиться эмоционального восприятия действия и включить в него аудиторию.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике учреждений культуры имеет достаточно большое значение. Данные понятия являются базовыми и ключевыми как в теории, так и в практике всей социально-культурной деятельности.
И если использовать самые современные формы, методы и всё многообразие средств в СКД, но не знать во имя чего и в какой логической последовательности действовать, то в итоге вряд ли можно достигнуть положительного результата.
Содержание деятельности, заключенное в ту или иную форму, невозможно реализовать без использования определённых средств. А.Д. Жарков определяет средства как «инструменты», с помощью которых раскрывается содержание социально-культурной деятельности» [9, с. 280], своеобразный “механизм” доведения содержания деятельности до аудитории.
Они подразделяются на:
· Художественно - выразительные средства: живое слово, музыка.
Живое слово - Слово как ведущее средство в социально - культурной деятельности. Живое слово - форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст, стихи, истории, эссе больше говорятся, чем поются.
Музыка - вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.
· Хореография, пение, драматургия.
Хореография - танцевальное искусство в целом. Один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат движения человеческого тела, связанные с музыкальным сопровождением.
Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет, хор, ансамбль, то есть пение солистов с хором).
Драматургия - теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно - образная концепция такого произведения. Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи.
· Изобразительные средства: оформление клубного пространства (сцены зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение)
· Технические средства: световая, аудио и видеоаппаратура.
Свет - электромагнитное излучение, испускаемое нагретым или находящимся в возбуждённом состоянии веществом, воспринимаемое человеческим глазом. Нередко, под светом понимают не только видимый свет, но и примыкающие к нему широкие области спектра.
Аудио - общий термин, относящийся к звуковыми технологиями. Зачастую под термином аудио понимают звук, записанный на звуковым носителем; реже под аудио подразумевается запись и воспроизведение звука, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.
Видеоаппаратура - множество технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала, а также распространённое название для собственно видеоматериала, телесигнала или кинофильма, в том числе записанного на физическом носителе (видеокассете, видеодиске и т.п.).
· Материальные средства: оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.)
· Финансовые средства - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежные средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюджет.
· Основное место занимают средства массовой информации, которые делятся на печатные и электронные. Они являются основным источником информации о событиях в мире политике, экономики, социальной сферы, науки, культуры, образования, спорта, шоу - бизнесы, используемой в культурно - досуговой деятельности.
Средства культурно - досуговой деятельности - это пути (каналы) или способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры. Кадры должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи.
Для успешного применения средств социально - культурной деятельности необходимо соблюдение следующих требований: средства воздействия всегда индивидуальны, их выбирают с учетом объекта воздействия - подросток, пенсионер, верующий, домохозяйка - ко всем этим людям или их группам свой подход, свое средство идейно-эмоционального воздействия; выбор средств, всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, цель определяет средство; количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны; воспитатель избравший те или иные средства должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны; имеющиеся в распоряжении средства должны быть всегда под рукой и в полной исправности.
Таким образом, следует сделать вывод, что все средства между собой тесно взаимосвязаны и выбираются с учетом определенного объекта воздействия и тематической направленности мероприятия.
Термин “форма”
употребляется в различных
Форма социально-культурной деятельности в трактовке М.А. Ариарского - это «утвердившаяся на практике система применения совокупности определенных средств и методов вовлечения людей в процесс создания, освоения, сохранения, и распространения культурных ценностей». [3, с. 222]
Форма находит отражение не только в структурном оформлении содержания не только в способах организации деятельности людей, но и в оформлении некоторых документов (реклама, планы, сметы и т.д.).
Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений - это способы и приёмы организации клубной аудитории. По способам реализации содержания клубной деятельности мы различаем лекции и беседы, диспуты и вечера вопросов и ответов, дискотеки и шоу - программы и т.д.
В зависимости от способов организации клубной аудитории формы бывают индивидуальные, групповые, коллективные и массовые.
Индивидуальны формы:
- Беседы: в обыденном смысле
- литературная или театральная
форма устного или письменного
обмена в разговоре между
- Консультации: объяснение,
разъяснение каких либо
К групповым формам работы относятся, прежде всего, клубные объединения - это кружки и коллективы самодеятельного художественного творчества, а также мероприятия, носящие камерный характер (вечера-кафе, дискуссионные формы, литературно - музыкальные и поэтические вечера и т.п.)
Групповые формы:
- Лекции: устное систематическое, и последовательное изложение материала по какой - либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
- Встречи: это хорошая
возможность организовать
- Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.
коллективные (народные художественные коллективы)
Массовые формы работы, предполагают включение в действие большого числа участников (народные гуляния,балы, маскарады, шоу, дискотеки и др.).
Массовые формы:
- Праздники: день торжества,
установленный в честь или
в память кого-нибудь, чего-нибудь.
День или ряд дней, отмечаемых
церковью в память
- Семинары: форма учебно-практических
занятий, при которой учащиеся (студенты,
стажёры) обсуждают сообщения, доклады
и рефераты, выполненные ими по
результатам учебных или
Формы - программы культурно - досуговой деятельности - не существуют сами по себе. По отношению к содержанию форма - программа носит зависимый характер.
Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы - программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно. Важно заметить, что для повышения эффективности социально-культурной деятельности необходимо использовать не отдельные формы работы, а научно обоснованную и логично выстроенную систему форм. Такая система позволяет лучше обеспечивать преемственность, последовательность процесса культурного формирования личности. Важное, значение в этом плане имеют оптимальные взаимосвязи между индивидуальной, групповой и массовой работой.
В неразрывной
связи с формами и средствами
находятся методы культурно-