Общая характеристика средств, и форм, и методов социально-культурной деятельности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:02, реферат

Описание работы

Социально-культурная деятельность - один из основных способов повышения культурного и образовательного уровня людей, а также развития их творческих способностей. В связи с трансформациями в политической, экономической и духовной сферах значительно изменились содержание и формы СКД, которая в кризисные периоды обладает огромной силой эмоционального и смыслового воздействия на личность. Разнообразие средств, методов и форм СКД способствует духовному возрождению общества. Содержание СКД обусловлено потребностями различных категорий населения в совершенствовании социальных отношений, развитии способностей и навыков самостоятельного мышления, выявлении дарований и талантов, духовном становлении, продуктивном и интересном проведении досуга. Этот вид деятельности призван объединять людей, что дает им возможность почувствовать себя свободной и независимой личностью.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
Общая характеристика средств, и форм, и методов социально-культурной деятельности.
1. Характеристика средств социально-культурной деятельности………
2. Формы социально-культурной деятельности………………………….
3. Методы социально-культурной деятельности…………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат по СКД.docx

— 32.53 Кб (Скачать файл)

   Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором Новаторовым.[4] Он предлагает следующую структуру методов социально-культурной деятельности:

  а)  методы учебно - познавательной, самообразовательной деятельности -      работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, обозревателя; просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-досуговых учреждений или самими участниками мероприятий; упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении массовых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);

 б) методы формирования общественного сознания личности – убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);

 в) методы включения в социально-культурную деятельность и формирования опыта общественного поведения – практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;

 г) методы стимулирования социально-культурной активности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание.

 д) методы социологических исследований социально-культурной деятельности - опрос, интервью, эксперимент, анкетирование, тестирование и другие.

    Приведенная классификация методов достаточно условна. Практически во всех случаях социально- культурным работникам приходится иметь дело одновременно с несколькими методами, что соответственно, и рождает общую отраслевую методику социально- культурной деятельности.

   Таким образом, анализ основных подходов к изучению методов социально-культурной деятельности позволил сформулировать следующее определение.

Методами социально-культурной деятельности являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты.

Заключение

   Изучение форм, средств и методов социально-культурной деятельности позволило прийти к следующим выводам:

1.Современная технология  социально-культурной деятельности  характеризуется большим разнообразием  средств, форм! методов организации  досуга.

2. Приоритет учреждений  культуры и досуга сегодня  направлен на развитие региональной  культурной политики и целенаправленную  поддержку культурных инноваций.

3. Технологические инновации  обладают огромным педагогическим  и культурологическим потенциалом, будучи воплощенными конкретными  методами и содержательными формами  социально-культурной деятельности, они способствуют не только  развитию личности, но и противостоят  девальвации культуры.

Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, что бы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать, те которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом - лекция, в третьем - концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры.

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Гончаров И.П. Социально  культурная - деятельность, учреждений  культуры, клубного типа  Гончаров  И.П.: бизнес центр «Каретный двор», 2004 г.

2. Киселева Т.Г., Красильников  Ю.Д. Основы социально-культурной  деятельности. М.: МГУК, 1995.

3. Ариарский М.А. Прикладная культурология. - 2-е изд., испр. и доп. - СПБ.: Изд-во "ЭГО", 2001. - 288 с.

4.  Новаторов В.Е. Словарь-справочник.

5.  Жарков А.Д. Организация культурно - просветительной работы\ Жарков А.Д.: «Просвещеие», 2003 г.

6. Культурно-досуговая деятельность. Уч. пособие / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М.: МГУК, 1998.

7.  Красильников Ю.Д. Основы СКД/ Красильников Ю.Д. Киселёв Т.Г.: «Юрайт», 2006 г.

8.  Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно - досуговой деятельности\ Чижиков В.М.: МГИК, 2009 г.

9. Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность. Жарков А.Д. Чижиков В.И.: под научной редакцией академии РАЕН, 2002 г.

10. Триодин В.Е. Педагогика  клубной работы. М., 1984. С. 134.

11.  Стрельцов Ю.А. Методика  воспитательной работы в клубе. Стрельцов Ю.А.: «Эксмо», 2004 г.

12. Социально-культурная  деятельность: поиски, проблемы, перспективы. Сб. статей / Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, Ю.А. Стрельцова, Б.Г. Мосалева. М.: МПСИ, 2000.


Информация о работе Общая характеристика средств, и форм, и методов социально-культурной деятельности.