Общие характеристики менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:24, реферат

Описание работы

Таким образом, мы рассмотрели развитие менеджмента в конце XX века, все его аспекты и выяснили, что менеджмент - неотъемлемая часть человеческого бытия. Без него невозможна никакая совместная деятельность людей. Менеджмент позволяет сделать сильные стороны людей эффективными, а слабости - не имеющими значения. В ходе сравнения развития менеджмента России и США можно выделить главные тенденции для каждой из стран:
В ближайшие годы управленческая теория в России должна заниматься постоянно изменяющимися вопросами, которые сильно отличаются от тех, что возникают на Западе. Определенное время на российских менеджеров будет влиять стремление к личному обогащению.

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 43.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

  1. Развитие менеджмента в России в конце XX века

После распада СССР экономическая  ситуация в России была близка к катастрофической. Требовались чрезвычайные и решительные меры для стабилизации ситуации. Перед российским руководством во главе с Ельциным стоял выбор: стабилизировать экономику с помощью традиционных методов и лишь после этого приступить к подготовке условий по либерализации экономики, как предлагали авторы «Программы 500 дней», либо пойти на быстрое проведение рыночных реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями по стабилизации ситуации.

Главной задачей была объявлена  макроэкономическая и финансовая стабилизация с одновременным переходом к  рыночной экономике. Абсолютизируя  роль рынка «молодые реформаторы» считали, что он сам сумеет довольно быстро отрегулировать все экономические  связи. На практике, однако, этого не было достигнуто.

Первый этап реформ (январь 1992 г. – декабрь 1992 г.) начался с  либерализации потребительских  цен на большинство товаров и  услуг, и отказа от централизованной системы распределения ресурсов. При сохранении высокого уровня монополизации  производства это привело к чрезвычайно  быстрому росту цен. К концу 1992 г. они выросли в среднем в 100-150 раз, а на отдельные товары и продукты еще выше. В то же время рост средней  заработной платы составил 10-15 раз.

Все эти меры дополнялись  политикой жесткого ограничения  денежной массы и отказа от протекционистских  мер в отношении отечественных  производителей, которые не успевали приспособиться к новым условиям хозяйствования. В результате начинается спад производства (за 1992 г. он составил по самым скромным подсчетам 14%), кризис неплатежей и т.д.

Другим важным направлением реформ этого периода стала приватизация государственной собственности. В  течение 1992-1993 г. были приняты и реализованы несколько программ по приватизации и акционированию. Первая программа была опубликована 29 декабря 1991 г. «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в 1992 г.», которая позже несколько раз уточнялась и дополнялась. Кроме того, в 1992 г. началась программа «ваучерной приватизации», которая на практике вылилась в очередной «шок без терапии». Созданные в 1993 г. чековые инвестиционные фонды, собрав ваучеры, к 1995 г. благополучно исчезли. Подавляющая часть населения не получила ничего.

Единственным положительным  моментом приватизации можно считать  только юридическое оформление собственности  населения на занимаемую жилплощадь. Фактически это означало лишь признание  права продажи, наследования и дарения, так как по праву пользования  жилье было в собственности и до этого.

Правительство Кириенко в  сентябре 1998 г. сменило правительство  Примакова. Весной 1999 г. на смену приходит правительство Степашина, и, наконец, в августе 1999 г. на пост главы правительства  был назначен Путин. Ни один из трех премьеров не сумел предложить ясной, обоснованной программы вывода страны из кризиса. 31 декабря 1999 года Ельцин заявил о своей отставке, передав власть, согласно Конституции РФ, действовавшему главе правительства Путину. В  марте 2000 г. Путин был избран президентом России.

В конце века, на рубеже 90-х  гг., в развитии менеджмента просматриваются  следующие тенденции:

1. В связи с усилением  влияния научно-технического прогресса  на достижение целей организации,  роли качества продукции в  конкурентной борьбе и усложнения  места и роли предложения (сэплайсайдеры) в экономике - произошел как бы возврат (на новом историческом уровне) к проблемам производства, осознании значения материально-технической базы современного производства.

2. Усиление внимания к  различным формам демократизации  управленческих функций, участие  рядовых работников в управлении, в прибылях

3. Возрастание влияния  международных внешних условий,  интернационализация управления. Возникает  проблема «стыковки» местного (национального)  и международного типов управления, пределов универсальности методов  менеджмента, учет неустранимых  национальных стилей менеджмента.

Начавшийся новый этап экономического развития получил название постиндустриальной эпохи. Один из самых  авторитетных исследователей менеджмента  П. Друкер образно назвал ее «эпохой без закономерностей». Одним из направлений поиска является выведение общих принципов повеления сложных систем с помощью синергетической методологии, которая включает в себя принципы нелинейности, бифуркации и самоорганизации, не замкнутость экономических систем, неравновесность экономических процессов, не единственность экономических эволюций (управленческих решений). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент». В качестве одного из ярких примеров синергизма, подчеркивающих универсальность принципов эволюции, можно привести факт возникновения дополнительной стоимости, которая появляется в результате слияния (объединения) двух и более фирм. Возникает кооперативный экономический эффект. Синергизм не всегда очевиден и это делает слияние более сложной проблемой, чем обычные инвестиции и (или) инновации.

Если взять принцип  самоорганизации, то в качестве другого  примера можно рассмотреть следующее  положение: имеет место все более  осознаваемое стремление предприятий  обеспечить многообразие реакций («смотреть и в зеркало и в окно»), адекватное многообразию внешних воздействий, при которых организация сможет проводить осознанную стратегию достижения целей. А рост внутренней энергетики обеспечивается использованием положительного эффекта масштаба и внутренней взаимосвязью видов деятельности, за счет чего снижаются затраты ресурсов на обеспечение внешней стратегии. Исследователь организационного поведения А. Чандлер обозначил этот принцип как «масштабы и многообразие».

Если появление каждой конкретной идеи нововведения является данью случайности, то статистически  вся их совокупность позволяет поддерживать функционирование и развитие большой (макроэкономической) системы и обеспечивает закономерное направление эволюции. Как только многообразие идей иссякает, например, в условиях монополизма  или неконкурентной среды, а управляющий  уровень воздействия неадекватен (например, бюрократизирован или коррумпирован), система разрушается.

В числе других моментов «нового менеджмента» можно назвать  еще следующие:

- управление качеством  в условиях глобализации;

- нарастание многообразия  рабочей силы (в том числе появление  так называемого «жесткого стиля  управления»);

- «открытый» менеджмент;

- «отпочкование» все новых  видов специального менеджмента  и выход его за пределы фирмы.

Для сравнения развития менеджмента  в конце XX века возьмем развитие менеджмента в тот же период времени в Соединенных Штатах Америки.

 

    1. Развитие менеджмента в США в конце XX века

Изучение американской модели менеджмента представляет известный  интерес. Именно в США впервые  сформировалась наука и практика менеджмента.

Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы,

основателем, которой является Анри Файоль.

Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение  среди стран западного мира и  Японии. Кроме того, надо иметь в  виду, что именно в США впервые  сформировалась наука и практика менеджмента.

Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в  настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

1. Наличие рынка.

2. Индустриальный способ  организации производства.

3. Корпорация как основная  форма предпринимательства.

Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую  организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую  еще в начале XIXв.

Основой стратегического  управления является системный и  ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные  исследования и разработки, кадры  и их потенциал, финансы, организационная  культура и пр.) среды.

Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее  в условиях насыщения рынка и  замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.

Для снижения сопротивления  рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются  программы повышения «качества  трудовой жизни», с помощью которых  работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних  и внутренних проблем. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие  организаторские способности, а  не на знания специалиста.

Характерной чертой американского  менеджмента является стратегическое управление. Данный термин появился в 60-70-х годах XX века, а в 80 годы оно  пришло во все корпорации.

В общих чертах стратегия - это способ использования средств  и ресурсов для достижения поставленных целей. То есть стратегия - это общая  программа действий, выявляющая проблемы и ресурсы для достижения главной  цели корпорации.

В настоящее время пользуются популярностью четыре основные формы  привлечения рабочих к управлению компанией:

1. Участие рабочих в  контроле за уровнем труда и выпускаемой продукции на уровне цеха.

2. Создание рабочих советов,  где участвуют рабочие на равнее с управляющими.

3. Создание и совершенствование  системы участия в прибыли.

4. Предоставление возможности  делегирования представителей рабочих  для участия в советах директоров  корпораций.

Еще одной важной чертой американского управленца является компетентность.

Она представляется в пяти аспектах: стратегическом, социальном, функциональном, управленческом, профессиональном.

Каждый аспект включает несколько факторов:

1. Стратегическая  компетентность:

- глобальное мышление;

- системное мышление;

- способность видения;

- способность решать проблему;

- безопасность отношений

2. Социальная компетентность:

- способность работать  в международной команде;

- способность мотивировать  и убеждать;

- способность к учебе  и нововведениям;

- личное обаяние;

- способность к разрешению  конфликтов

3. Функциональная  компетентность:

- умение принимать решения;

- инициатива;

- умения, связанные с работой;

- гибкость в работе;

- выносливость в работе

4. Управленческая  компетентность:

- организаторские способности;

- ответственность;

- сила убеждения;

- авторитет руководителя;

- поведение руководителя;

5. Профессиональная  компетентность:

- университетское образование;

- опыт линейной и штабной  работы;

- работа в большинстве  функциональных областей;

- зарубежный опыт работы;

- минимум два иностранных  языка.

Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Его ведущее значение в мире сегодня  неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики, а тем более  обучения управлению наиболее велико. Нет нужды слепо следовать  выводам американских теоретиков и  рекомендациям их практиков, но знать  их идеи, безусловно, необходимо.

Именно в американской модели менеджмента возникает идея стратегического управления и планирования в организации, не менее важная мысль  о привлечении работников к управлению – партисипативный менеджмент, именно в США впервые появляются крупные корпорации с наемными менеджерами, возникает и сама наука управления.

Американская модель менеджмента  существует и совершенствуется и  до сих пор, используется не только в Соединенных Штатах, но и в  Европе и Японии. Богатый опыт американского  менеджмента может быть учтен  и использован и в российском менеджменте.

Данный временной  промежуток относят к восьмому этапу  в развитии американского менеджмента. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:

  • возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;

 

  • создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;

 

  • усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.

По мнению М.Мескона и других, за всю историю эволюции систем управления человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей.

    • Иерархия – это организация, где основное средство воздействия отношения власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
    • Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

 

    • Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

 

    1. Заключение

Таким образом, мы рассмотрели  развитие менеджмента в конце  XX века, все его аспекты и выяснили, что менеджмент - неотъемлемая часть человеческого бытия. Без него невозможна никакая совместная деятельность людей. Менеджмент позволяет сделать сильные стороны людей эффективными, а слабости - не имеющими значения. В ходе сравнения развития менеджмента России и США можно выделить главные тенденции для каждой из стран: 

  • В ближайшие годы управленческая теория в России должна заниматься постоянно изменяющимися вопросами, которые сильно отличаются от тех, что возникают на Западе. Определенное время на российских менеджеров будет влиять стремление к личному обогащению. Оно уже не столь интенсивно, каким было в 1992-1994 гг., но максимизация прибыли - в противовес максимизации состояния - пока не стала преобладающей моральной нормой.
  • За последние десятилетия менеджмент в США был подвержен значительной трансформации, хотя и не столь радикальной, как в бывшем СССР. Сейчас прилагается все больше усилий для создания климата, в котором менеджеры, равно как и возрастающее число сотрудников, будут вести себя так, как если бы являлись собственниками компании, укрепляя ее благополучие и конкурентоспособность на долгосрочной основе. Такой подход весьма отличается от господствовавшего ранее, когда успешно действующими считались менеджеры, которые добивались максимизации прибыли и стоимости акций компании в краткосрочном периоде. Не все корпорации отказались от этого, но достаточное их число переключилось на завоевание доли на рынке. В результате американская промышленность приобрела большую конкурентоспособность и характеризуется более высоким инновационным духом, утрата которого угрожала ей еще 10 лет назад.

Информация о работе Общие характеристики менеджмента