Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 08:37, курсовая работа
Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
Экономические события последних лет показали, что вопрос управления государственным долгом переходит в разряд первостепенных, также можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.
Введение. …………………………………………………………………. 3
1. Определение и значение внешней задолженности. ………………… 4
1.1 Определение государственного долга. ……………………………4
1.2 Влияние внешней задолженности на российскую экономику. ….5
2.Формирование внешнего долга России………………………………. 8
2.1 Внешняя задолженность СССР. …………………………………. 8
2.2 Внешняя задолженность России………………………………….10
2.3 Государственный внешний долг РФ на 2013 год. ……………….11
3. Кредиторы Российской Федерации. …………………………………12
3.1 Парижский клуб. ………………………………………………….. 12
3.2 Лондонский клуб………………………………………………….. 14
3.3 Международный валютный фонд…………………………………16
3.4 Коммерческие кредиторы………………………………………… 18
3.5 Всемирный Банк. …………………………………………………..19
4. Обслуживание и урегулирование внешнего долга России. ………...20
Заключение. ……………………………………………………………….23
Использованная литература. ……………………………
На краткосрочную задолженность приходилось около 20% всей суммы долга. Именно с расчетами со странами СЭВ связаны значительные расхождения, поскольку цены на экспортируемые российские товары были занижены, в то время как цены на продукцию стран Восточной Европы завышались. Заимствования с 1991 – 2000гг. оцениваются на уровне $60 млрд. Из всей суммы долга только 33% задолженности переоформлены в долговые инструменты, которыми легко управлять. Остальная часть представлена межгосударственными обязательствами, в отношении которых ведутся трудные переговоры.
2.2 Внешняя задолженность России
В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992г. $57 млрд. достиг в начале 1993г. $96.6 млрд. и сравнялся со всем годовым ВНП страны. К концу 1993г. обязательства России составили уже более $110 млрд., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на $15 млрд. (в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовых организаций). Причинами стремительного роста задолженности стали:
- дефицитность государственного бюджета;
- заметное ухудшение ценовых условий внешней торговли;
- сокращение экспорта и т.д.
Несмотря на это, в 1993г. соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65%. Для оценки остроты долговой проблемы существуют 2 базовых критерия, основанных на сопоставлении:
- задолженности и долговых платежей с экспортом – от экспорта зависит поступление валюты в страну, а значит и возможности по обслуживанию кредитов, номинированных в иностранной валюте. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза (15-20%), повышенной опасности - в 3 раза (25-30%);
- задолженности и долговых платежей с ВВП - основной показатель финансовой устойчивости государства.
По официальным данным Минфина на 31 декабря 1997г. внешний долг России составлял $123.5 млрд., из которых $91,4 млрд. - составляли долги, доставшиеся в наследство от Советского Союза. Однако в 1998г. вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля 1998г. внешний долг вырос до $129 млрд. (рост задолженности был связан, в первую очередь, с попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу). Во второй половине 1998г. произошла конвертация части внутреннего долга во внешний - объем задолженности на конец 1998г. составил уже - $156,6 млрд., а в 1999г. достиг своего исторического пика - $167 млрд. (более 90% ВНП в долларовом исчислении). В 1997 – 1998гг. затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных расходов.
С 2000г., благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления новых заимствований происходит постепенное (до $10 млрд. в год) сокращение внешнего долга России.
2.3 Государственный внешний долг РФ на 2013 год
Государственный внешний долг России на 1 апреля 2013 года составил $49 млрд. 803,9 млн. (или 38 млрд. 894,1 млн. евро), что на 1,9% меньше, чем на начало текущего года. Такие данные содержатся в материалах Минфина РФ.
В частности, задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации, на 1 апреля 2013 г. составляла $254,8 млн.. (199 млн. евро).
Задолженность по внешним облигационным займам на отчетную дату равнялась $34 млрд. 273,8 млн. (26 млрд. 765,9 млн. евро).
Напомним, что на 1 января 2013 года внешний госдолг России достигал $50 млрд. 769,2 млн. (или 38 млрд. 330,9 млн. евро), что на 41,8% в долларовом эквиваленте превышало показатель на 1 января 2012 года ($35 млрд. 801,4 млн. ).
Внешний же долг России вырос за первый квартал 2013 года с 632 до 684 млрд, долларов. Увеличение объема задолженности составило 52 млрд, долларов, или около 8,3 %.
Этот рост был обеспечен в основном нефинансовым сектором, чьи долги увеличились с 366 до 412 млрд. долларов. Задолженность банков поднялась с 201 до 205 млрд., обязательства государства уменьшились с 47,8 до 46,4 млрд. долларов.
Общий внешний долг России постоянно
увеличивается в последние
Глава 3. Кредиторы Российской Федерации
За последние годы инвесторы стали намного выше оценивать надежность России как заемщика благодаря улучшению всех долговых показателей страны, чему способствовали высокие цены на нефть.
Однако основой уверенности кредиторов в способности России исправно обслуживать внешний долг является постоянное увеличение Стабилизационного фонда.
3.1 Парижский клуб
Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам.
Интересным моментом выступает подписание первым вице-премьером России А. Чубайсом в сентябре 1997г. в Гонконге "Меморандума о взаимопонимании...", определяющего условия присоединения России к Парижскому клубу кредиторов. Это означает, что Парижский клуб принял Российскую Федерацию в качестве "равноправного партнера", что расценивалось как "большое достижение новой российской дипломатии". По Меморандуму он от имени России добровольно отказался от половины финансовых активов, простив их российским должникам по предложению Парижского клуба. Они были пересчитаны по финансовой методике Международного валютного фонда, которая учитывает средний уровень доходов государств, их ВВП на душу населения и другие критерии. Исходя из такой методики, России навязали списание активов на $60 млрд. Итак, это был первый шаг вступления в этот клуб.
Долг России Парижскому клубу составил на тот момент $38 млрд. и Россия взяла на себя обязательства обслуживать долг по процентной ставке 7% годовых, что составляло около $2,7 млрд. ежегодных выплат Парижскому клубу. Хочу заметить, что даже Советскому Союзу - США, Франция и другие страны-кредиторы предоставляли внешние займы по ставке 1,5 - 2% годовых.
Другим ущемляющим интересы России фактом Соглашений стало обязательство о первоочередности оплаты процентов и штрафов за просрочку процентных платежей.
И, наконец, в соответствии
со статьями "о равном подходе",
включенными во все Соглашения с
кредиторами Парижского клуба, Россия
фактически была лишена возможности
ведения самостоятельных
В мае 2005г. в результате переговоров было подписано Соглашение о досрочном погашении долга. Хотя никаких скидок за досрочное погашение страна не получила (выплатила $15 млрд.), это позволило сэкономить в 2006г. около $6 млрд. Кроме того, благодаря этому соглашению Минфин РФ смог потратить средства Стабилизационного фонда на досрочное погашение внешнего долга. Достичь договоренности с Парижским клубом было непросто, однако в итоге стороны все же пошли на компромисс, соглашение не подписала только Швейцария.
На 1 апреля 2013 задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации, составляет $254,8 млн.. (199 млн. евро).
3.2 Лондонский клуб
Лондонский клуб - международное объединение частных коммерческих банков. Этот клуб сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского клуба, Лондонский занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. На сегодняшний день в него входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира.
В составе Лондонского
Клуба 430 банков кредиторов, связанных
с Россией (Внешэкономбанком). Альянс
этих банков возглавляет Банковский
консультативный комитет. Банковский
консультативный комитет
Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992г. Осенью 1994г., на сессии МВФ в Мадриде, стороны нашли компромисс, договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей, всего в рамках Лондонского клуба было предоставлено 21 отсрочка.
В ноябре 1995г., во Франкфурте-на-Майне, правительство РФ и члены Банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали «Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга» ( предполагалось частичное списание долга) бывшего СССР клубу на общую сумму $32,3 млрд., включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты. А 6 октября 1997 г. Внешэкономбанк и Лондонский клуб банков-кредиторов подписали в Москве Соглашение о реструктуризации внешней задолженности СССР зарубежным коммерческим банкам - 10, 4 % долга было списано, а оставшаяся сумма была разбита на две части:
- основной долг - $24 млрд. (облигации - Principal Loan - PRIN);
- проценты по нему - $8,3 млрд. (облигации - Interest Accrual Notes - IAN).
Эмитентом облигаций выступал Внешэкономбанк, но согласно постановлению правительства от 15 сентября 1997г., эти обязательства по статусу были приравнены к долговым обязательствам государства.
В 2001г. долг по облигациям
Внешэкономбанка был
В соответствии с условиями обслуживания еврооблигаций, Россия ежемесячно осуществляет платежи, представляющие собой оплату купонов по облигациям.
3.3 Международный валютный фонд
Международный валютный
фонд - ведущая международная валютно-
На сегодняшний день Международный валютный фонд:
- координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере;
- оказывает финансовую поддержку странам, являющимся его членами, для преодоления временных трудностей с платежным балансом;
- консультирует своих членов по различным экономическим вопросам.
Ресурсы Международного валютного фонда состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований. Международный валютный фонд использует несколько механизмов финансовой помощи:
- программы обычного кредитования «stand-by»;
- программы расширенного кредитования «EFF»,
-программы льготного кредитования (механизм расширенного финансирования структурной перестройки «ESAF» и механизм финансирования системных преобразований «STF»);
- компенсационное и чрезвычайное кредитование «CCFF»;
- дополнительное резервное кредитование «SRF».
Кредиты Международного валютного фонда могут быть получены лишь после того, как вторая сторона согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике (на воплощение программы структурной перестройки, разработанной этим Фондом).
Россия уже использовала часть механизмов финансовой помощи Международного валютного фонда с 1992-1998гг., однако кредитование России было приостановлено в 1999 г.
С 2000г. отношения России с Фондом вступили на новый этап, отличающийся двумя особенностями:
1) о значительном изменении взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолженности;
2) со стабилизацией валютно-финансового положения России.
Задолженность России Международному валютному фонду на 1 января 2003г. составила $6,5 млрд.
Вступление России в Фонд способствовало стабилизации денежного обращения и перестройке ее экономики, а одним из существенных факторов, несомненно, можно считать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности (Россия подписала соглашение о реструктуризации задолженности как с Парижским, так и с Лондонским клубами кредиторов).
История кредитных отношений России с Международным валютным фондом показала, что консультации и поддержка на уровне экспертов нередко заканчивались большими проблемами для России и перестав быть заемщиком Фонда, Россия получила возможность продолжать реформы естественных монополий, банковской, пенсионной, налоговой, жилищно-коммунальной систем с большим учетом своих национально-экономических интересов.
Информация о работе Обслуживание и урегулирование внешнего долга России