Обслуживание и урегулирование внешнего долга России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 08:37, курсовая работа

Описание работы

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
Экономические события последних лет показали, что вопрос управления государственным долгом переходит в разряд первостепенных, также можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.

Содержание работы

Введение. …………………………………………………………………. 3
1. Определение и значение внешней задолженности. ………………… 4
1.1 Определение государственного долга. ……………………………4
1.2 Влияние внешней задолженности на российскую экономику. ….5
2.Формирование внешнего долга России………………………………. 8
2.1 Внешняя задолженность СССР. …………………………………. 8
2.2 Внешняя задолженность России………………………………….10
2.3 Государственный внешний долг РФ на 2013 год. ……………….11
3. Кредиторы Российской Федерации. …………………………………12
3.1 Парижский клуб. ………………………………………………….. 12
3.2 Лондонский клуб………………………………………………….. 14
3.3 Международный валютный фонд…………………………………16
3.4 Коммерческие кредиторы………………………………………… 18
3.5 Всемирный Банк. …………………………………………………..19
4. Обслуживание и урегулирование внешнего долга России. ………...20
Заключение. ……………………………………………………………….23
Использованная литература. ……………………………

Файлы: 1 файл

контр.гос. и муниц.фин-м.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

31 января 2004г. Россия  полностью погасила долг Международного валютного фонда в размере $3,3 млрд., что сэкономило $204 млн. процентных платежей

3.4 Коммерческие  кредиторы

Коммерческая задолженность  бывшего СССР, образовавшаяся в результате неeплаты поставок товаров и оказанных услуг по контрактам советских внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 4 января 1992г., оценивается примерно в $4 млрд. (без учета просроченных процентов), в том числе на учете во Внешэкономбанке - около $1,8 млрд. Проблема затрагивает интересы порядка 3 тысяч кредиторов. Основную часть из них составляют компании и предприятия из большинства развитых стран мира, на долю которых приходится 2/3 суммы задолженности. В настоящее время выверка задолженности осуществляется при посредничестве 14 действующих в различных странах клубов кредиторов, наиболее крупными из которых являются:

UBS;

AG/Zurich;

HERMES/Hamburg;

GML;

Ltd/London;

Eurobank/Paris;

EKF/Copenhagen;

FIMET/Helsinki;

VOSTOK/Praha;

Mediocredito Centrale/Rome;

Trade Creditors Group in Japan/Tokyo.

 

12 апреля 2001г. в Лондоне  на Форуме коммерческих кредиторов  бывшего СССР состоялись переговоры  делегации Российской Федерации  с ведущими клубами различных  стран, на которых были согласованы  ключевые финансовые условия  реструктуризации коммерческой задолженности, подлежащей дальнейшему утверждению Правительством Российской Федерации.

По данным Министерства Финансов РФ, задолженность России коммерческим кредиторам на 1 января 2007г. составила коммерческая $1,1 млрд.

 

3.5 Всемирный  Банк

Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон- Вудской конференции в 1944г. Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, предоставляет займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Главным образом, банк кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.

Кроме финансирования таких  проектов, как строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет  ссуды на реструктуризацию экономической  системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки. В распоряжении Банка имеется  портфель займов общей суммой, превышающей $250 млрд.

Наряду с Всемирным  Банком группа Международного банка  реконструкции и развития включает в себя:

Международную финансовую корпорацию;

Международную ассоциацию развития;

Многостороннее агентство  гарантий по инвестициям;

другие международные  финансовые организации.

 

Решения во Всемирном  Банке и Международном Валютном Фонде принимаются голосованием Правления Исполнительных Директоров, представляющего страны-члены этих организаций. В отличие от ООН, где  голоса стран-членов равны, количество голосов во Всемирном Банке и Международном Валютном Фонде определяется уровнем финансового вклада страны. Таким образом, США имеют примерно 17% голосов, а семь крупнейших индустриальных стран ("Большая семерка") в целом - 45%. Из-за уровня своего вклада, голос США всегда был наиболее влиятельным - и они всегда активно использовали право вето.

Примечание: В 1996-1998гг. Россия получила от Всемирного банка $9,8 млрд. на реструктуризацию угольной отрасли. Из них $5,4 млрд. было направлено в бюджет и попросту исчезло.

 

Глава 4. Обслуживание и урегулирование внешнего долга  России

В процессе управления внешней  задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих  задач:

1. поддержание внешнего  долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;

2. контроль за графиком  долговых выплат;

3. минимизации стоимости  долга за счёт удлинения срока заимствований и снижения доходности;

4. своевременное и  полное выполнение обязательств, чтобы избежать начисления штрафов за просрочки;

5. обеспечение эффективного  целевого использования привлечённых  средств;

6. обеспечение предсказуемости  и стабильности рынка долговых  обязательств.

Несмотря на то, что сегодня сложилась положительная ситуация в сфере долговых выплат для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики, России требуется реализация ряда дополнительных мер:

- отказ от привлечения  международных кредитов на государственном  уровне;

- разработка комплексной  и ясной нормативной базы по  вопросам внешних заимствований;

- создание единой системы  управления внешним долгом для  координации мер по снижению  уровня задолженности и обеспечения  более эффективного контроля  за привлечением и использованием  средств из-за рубежа;

- согласование политики  по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной.

 

Основным воздействием на эффективность государственной  политики по обслуживанию внешнего долга  оказывает, как известно, доверие  к властям. Если доверие существует, то возникает большой выбор возможных долговых инструментов, выше гибкость долговой политики, а, так называемая, «цена ошибки» минимальна. В России при формировании политики по погашению внешней задолженности «цена ошибки» непомерно высока.

На сегодняшний день в мировой практике не существует примера радикального решения проблемы внешней задолженности. Для успешного  решения данной проблемы хотя бы в  перспективе необходимо сочетание  двух факторов:

активного и эффективного экономического развития, создающего материальную основу для выплат по задолженности;

грамотной и рациональной политики в области внешних заимствований, проводимой в соответствии с целью  повышения благосостояния граждан.

 

Необходимо вносить  корректировки в долговую политику, где важно следующее:

1. продолжение налоговой  реформы, предполагающей дальнейшее  сокращение налогового бремени  и выпадающие доходы бюджетной  системы;

2. реформирование межбюджетных  отношений;

3. создание стабилизационного  фонда, формирующегося за счет части доходов федерального бюджета;

4. проведение широкого  спектра структурных реформ, вызывающих  дополнительную нагрузку на бюджетные  расходы.

В результате резкого  снижения внешнего долга и быстрого роста экономики РФ по сравнению  с другими странами, Россия постепенно превращается в страну-кредитора. Так, в 2011 Кипр получил от России кредит в размере 2,5 млрд евро на 4,5 года под 4,5% годовых, в то время как европейские страны отказывались предоставить кредит под менее чем 15% годовых. В 2008 году Россия предоставила кредит Исландии в размере 4 млрд евро. В августе 2007 года Россия превратилась в держателя долговых обязательств правительства США и т.д. За пять лет доля России на этом рынке возросла с 0% до 3%. Россия занимала восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным журнала «Финанс». На 30 июня 2012 года США были должны РФ 2,98 % всего своего госдолга, или 157,8 млрд. долларов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В своей работе я рассмотрела  понятие, сущность, формирование, обслуживание и урегулирование внешнего государственного долга. Показала, что причинами возникновения  данного долга, как правило, являются тяжелые периоды для экономики. Выяснила, что в условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости.

Увеличение платежей по внешнему долгу подтверждается практикой ряда стран и одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствований. Однако следует быть осторожным и контролировать внешние заимствования, чтобы не спровоцировать кризис, как например, более чем десятилетний кризис в Латинской Америке, сопровождавшийся длительным спадом производства и исключительно высокой инфляцией.

Что же касается Российской Федерации, то положение ее, конечно, сложно, но не безнадежно. Как показывает статистик, с 2000г. происходит «оживление экономики», что в свою очередь позволяет производить необходимые платежи по обслуживанию внешнего долга. Чтобы устранить долговой кризис необходимо создать систему эффективного управления долгом, может даже создать особое агентство по управлению государственным долгом, а также для «сокращения» уплаты долга в предстоящие годы провести опережающие погашения части долговых обязательств.

При проведении указанных  мероприятий в течение предстоящего десятилетия угроза долгового кризиса будет устранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут высокими.

 

 

Использованная  литература

 

1. Андрианов В. Проблемы внешней задолжности России // Маркетинг. - №3. – 2003. – с.23-27.

2. Андропов Д. Внешний долг – угроза национальной безопасности // Бюллетень ГНИИ Системного анализа счетной палаты РФ – статья от 31.03.03.

3. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. - №2. – 2003. – с.26-35.

4. Баринов А. Трудности прогнозирования инвестиционных проектов в условиях неопределенности российского рынка // Проблемы прогнозирования. - №1. – 2006. – с.119-135.

5. Белоусов Д., Солнцев О. Об использовании ресурсов Стабилизационного фонда для стимулирования экономического роста // Проблемы прогнозирования. - №4. – 2005. – с.21-27.

6. Белоусов Д. Сценарии экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу // Проблемы прогнозирования. - №1. – 2006. – с.3-50.

7. Богомолов О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику // Мировая экономика и международные отношения. - №9. – 2003. – с.8-15.

8. Воронцов Г. Рынок долгов // Рынок ценных бумаг. - №18. – 2005. – с. 20-23.

9. Гнедовнц Д. Кредитные попечители // Профиль. - №11. – 2006. – с. 78-82.

10. Дыкин А., Барановский В. Россия и мир // Профиль. - №1. – 2006. – с. 30-35.

11. Зиядуллаев Н. СНГ в глобальной экономике: стратегия развития // Мировая экономика и международные отношения. - №4. – 2005. – с.29-34.

 

12. Кудрин А. Государственный долг России. Перемена декораций // Рынок ценных бумаг. - №3. – 2006. – с. 22-30.

13. Кузнецов Отношения России с МВФ // Мировая экономика и международные отношения. - №7. – 2002. – с.46-52.

14. Панфилов В. Денежно-финансовое обеспечение экономической динамики России // Проблемы прогнозирования. - №3. – 2004. – с.9-18.

15. Соснин А. Тяжесть бремени государственного долга // Мировая экономика и международные отношения. - №1. – 2002. – с.31-33.

16. Третьяков В. Рейтинг относительной кредитоспособности России // Рынок долгов России. - №3. – 2006. – с.53-57.

17. Бюджетный Кодекс РФ (Электронная программа « Система Гарант. Платформа F1»)

18.  Официальный сайт Министерства Финансов РФ: www.minfin.ru.

19.  Официальный сайт: www.cbr.ru.

20.Официальный сайт: www.eeg.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 


Информация о работе Обслуживание и урегулирование внешнего долга России