Данный
метод требует особой подготовки
и склада характера от наставника,
которым практически невозможно
стать по распоряжению сверху.
Обучение
на рабочем месте отличается своей
практической направленностью, непосредственной
связью с производственными функциями
сотрудника, предоставляет, как правило,
значительные возможности для повторения
и закрепления вновь изученного. В этом
смысле данный вид обучения является оптимальным
для выработки навыков, требуемых для
выполнения текущих производственных
задач. В то же время такое обучение часто
бывает слишком специальным для развития
потенциала сотрудника, формирования
принципиально новых поведенческих и
профессиональных компетенций, поскольку
не дает ему возможности абстрагироваться
от сегодняшней ситуации на рабочем месте
и выйти за рамки традиционного поведения.
Для достижения таких целей более эффективны
программы обучения вне рабочего места.
Таблица
2
Программы
обучения вне рабочего места
|
Издержки (подготовка) |
Издержки (реализация) |
Область применения |
Лекция |
низкие |
низкие |
Большой объем
материала, большое число слушателей,
ограниченные ресурсы |
Практическая
ситуация |
средние |
средние |
Принятие решений,
рассмотрение альтернатив |
Деловые
игры |
высокие |
высокие |
Практические
навыки, иллюстрация концепсий, подготовка
руководителей |
Самообучение |
низкие –
высокие |
низкие –
высокие |
Теоретические
и практические навыки |
- Лекция
является традиционным и одним из самых
древних методов профессионального обучения.
В ходе обучения аудитория воспринимает
учебный материал на слух. Лекция является
непревзойденным средством изложения
большого объема материала в короткий
срок. Ограниченность лекций как средства
профессионального обучения в том, что
слушатели являются пассивными участниками
происходящего – лекция не предполагает
практических действий со стороны обучающихся.
- Практическая
ситуация. Данный метод предполагает
анализ и групповое обсуждение реальных
ситуаций, которые могут быть представлены
в виде описания, видеофильма и т.д. В основе
обсуждения лежит дискуссия, в которой
обучающиеся играют активную роль, а инструктор
направляет и контролирует их работу.
Использование данного метода позволяет
участникам программы обучения познакомиться
с опытом других организаций, а также развить
навыки анализа принятия решений, разработки
стратегии и тактики. Для использования
данного метода от обучающихся требуется
определенный уровень профессионализма
и теоретических знаний, которые должны
быть развиты на рабочем месте или с помощью
других методов обучения.
- Деловые игры
представляют собой метод обучения наиболее
близкий к реальной профессиональной
деятельности обучающихся. Преимущество
деловых игр заключается в том, что, они
дают возможность сократить операционный
цикл и тем самым продемонстрировать участникам,
к каким конечным результатам приведут
их решения и действия. Деловые игры бывают,
как глобальными (управление компанией),
так и локальными (проведение переговоров,
подготовка бизнес-плана). Использование
этого метода позволяет обучающимся исполнять
различные профессиональные функции и
за счет этого расширить свое представление
об организации. Деловые игры полезны
с точки зрения выработки практических,
управленческих и поведенческих навыков.
Они менее эффективны для усвоения теоретических
знаний. Деловые игры дорогостоящи, поскольку
для их подготовки требуются специальные
навыки и довольно много времени. Эффективный
разбор деловой игры требует участия специально
подготовленных инструкторов.
- Самостоятельное
обучение является наиболее простым видом
обучения – для него не требуется ни инструктор,
ни специальное помещение, ни определенное
время – обучающийся учится там и тогда,
когда ему удобно. Основной чертой самостоятельного
обучения является его индивидуальный
характер. В то же время индивидуальный
характер лишает самостоятельное обучение
одного из важнейших условий эффективности
– обратной связи, - обучающийся предоставлен
самому себе. В настоящее время использование
средств мультимедиа дает возможность
поддержания постоянной обратной связи
и корректировки процесса обучения, что
значительно повышает его эффективность.
Исследования американских ученых показали,
что компьютеризированное обучение с
использованием средств мультимедиа обеспечивает
более высокую степень усвояемости материала
и более высокий процент запоминания,
чем традиционные методы.
Типичные
ошибки профессионального развития
организаций
- Развитие
ради развития. Это наиболее часто
встречающаяся проблема – увлекшись самим
процессом развития своих сотрудников,
организации упускают из вида, то, ради
чего осуществляется это развитие – цели
организации. Причина возникновения таких
ситуаций в том, что стратегические цели
организации либо не сформулированы, либо
держатся в секрете от руководителей,
которые занимаются управлением профессионального
развития.
- Развитие
как развлечение.
В данном случае к профессиональному обучению
относятся как к оплачиваемому отпуску,
не имеющего никакого отношения к тому,
что происходит на рабочем месте. Причиной
подобного отношения является позиция
руководства, не участвующего и не поддерживающего
процесс профессионального развития.
- Суперразвитие
одних за счет других.
Происходит в организациях, в которых
львиная доля ресурсов, выделяемых на
профессиональное развитие, расходуется
на работу с ограниченным количеством
сотрудников. Опасность суперразвития
состоит в том, что эти сотрудники, оторвавшись
от ежедневных реальностей организации,
могут растеряться когда им снова придется
столкнуться с повседневными проблемами
в новом качестве – руководителей.
- Сокращение
расходов на профессиональное развитие.
Сокращение издержек на профессиональное
развитие наносит серьезный ущерб конкурентоспособности
компании в среднесрочной и долгосрочной
перспективе.
4.
Особенности обучения
руководителей организаций
Особенно
острой в современных условиях становится
потребность в обучении руководящего
состава российских предприятий. Объясняется
это тем, что для большинства предприятий
до последнего времени было характерно
явно недостаточное внимание к обучению
руководителей. Руководители – это наиболее
ценный ресурс любого предприятия.
Обучение
руководителей является одним из
важных факторов повышения эффективности
работы организации. Наибольшими шансами
добиться успеха обладают руководители,
быстро овладевающие новыми идеями и методами
работы, способные перестраиваться в новых
условиях.
Обучение
руководителей – это различные
программы профессиональной переподготовки,
повышения квалификации, второго высшего
профессионального образования.
Цели
и содержание обучения руководителей
- Дать руководителям
знания, необходимые для успешного решения
стоящих перед ними задач.
- Обучение
навыкам и умениям, необходимым для эффективного
руководства.
- Развитие
у руководителей установок, способствующих
успешному достижению целей организации.
- Помочь руководителям
лучше понять и систематизировать уже
имеющийся опыт.
- Дать возможность
творчески переосмыслить свою повседневную
работу и стимулировать потребность в
ее улучшении.
Получение
второго высшего образования
становится популярным среди руководителей.
К категории людей, обучающимся по программам
второго высшего образования относятся:
руководители, заместители руководителей
производственных и коммерческих фирм,
главные бухгалтеры с гуманитарным или
естественнонаучным образованием.
Основные
требования к обучению руководителей,
выполнение которых позволяет добиться
стабильно высоких результатов:
- Активность
обучения, максимально широкое использование
методов активного обучения. Самыми эффективными
для выработки практических знаний и умений
являются активные методы обучения, т.е.
методы обучения посредством воспроизведения
производственной деятельности в учебном
процессе.
- Ориентация
на практическое использование полученных
знаний, тесная связь содержания занятий
с каждодневной управленческой практикой.
Этой цели служат групповые обсуждения
и задания, которые руководители в ходе
обучения прорабатывают в малых группах.
- Командная
работа. Основная задача руководителя
состоит в организации работы других людей,
поэтому овладение навыками командной
работы имеет особое значение для руководителей
и лиц, состоящих в резерве на руководящие
должности.
- Обмен опытом.
Создание максимально широких возможностей
для того, чтобы слушатели делились друг
с другом своими подходами, решениями
в сфере управленческой деятельности.
- Проектная
работа, выполняемая обучающимися в составе
проектной группы в 4-5 человек, как форма
закрепления полученных знаний и навыков
командной работы.
Весьма
важным в процессе обучения руководителей
является определение эффективности
обучения.
Критерии
при оценке эффективности обучения:
- Реакция обучающихся.
Обязательным является анкетирование
обучающихся, где оценивается работа преподавателей,
дается оценка программы обучения, организации
учебного процесса и т.п.
- Усвоение
учебного материала. Обычно эта информация
собирается с помощью экзаменов или тестовых
испытаний.
- Изменения
поведения. В соответствии с этим критерием
определяется, как изменяется поведение
работников после того, как, пройдя курс
обучения, они возвращаются к своей работе.
- Рабочие результаты.
Это тот критерий, с помощью которого определяется
та реальная выгода, которую организация
получила в результате проведенного обучения.
При
обучении руководителей используются
те же формы обучения, что и для
других категорий персонала. Обучение
с полным отрывом от производства. Многие
организации периодически посылают своих
руководителей на учебу или повышение
квалификации. Это могут быть как долгосрочные
программы (второе высшее образование,
Президентская программа подготовки управленческих
кадров), так и краткосрочные (обычно пятидневные)
семинары.
Другой
формой обучения руководителей является
организация обучения по месту работы.
Обучение
по месту работы может проводиться
не только в аудиториях учебного центра
предприятия, но и с выездом учебной
группы за пределы предприятия (в профилакторий,
санаторий и т. п.). Такая форма организации
учебы имеет много преимуществ. Это прежде
всего:
- интенсивность
занятий;
- полное погружение
в работу в отрыве от условий города, офиса
или производства;
- возможность
отдохнуть, сменить обстановку;
- повышение
сплоченности коллектива;
- экономия
рабочего времени.
Заслуживает
внимания практика организации обучения
с периодическим отрывом слушателей
от работы на краткосрочные учебные сессии.
Что
касается задачи обновления знаний, то
наиболее эффективной является форма
целевых краткосрочных (от 1 до 5 дней) семинаров,
посвященных, как правило, узкой тематике.
Принципы
обучения руководителей:
- В первую
очередь содержание обучения руководителей
должно отвечать целям компании.
- Содержание
обучения руководителей должно быть тесно
связано с содержанием и структурой их
деятельности.
- Еще одним
требованием является создание в компании
системы непрерывного обучения руководителей,
направленной на постоянное обновление
их знаний и компетенций.
- Методы обучения
руководителей должны быть органически
связаны с целями и содержанием обучения.
- Одна из самых
главных задач обучения и развития руководителей
— изменение взглядов на процесс руководства,
изменение установок, связанных с управленческой
деятельностью.
Руководители
в наше время становятся все более
компетентными в той сфере деятельности,
в которой им приходится работать. Однако
высокий профессионализм руководителей
– это не только вопрос усвоения соответствующих
знаний, это в равной степени и подготовка
к роли руководителя, требующей верного
отношения к делу, верной системы приоритетов.
Заключение
Залог
успеха любого современного предприятия
– постоянное совершенствование
и развитие навыков персонала.
Результат
обучения должен быть стимулом для работника.
Этого можно добиться в случае поощрения
наиболее успешно закончивших курс сотрудников.
Заработная плата и условия труда сотрудника,
повысившего свою квалификацию, должны
меняться в лучшую сторону. Это послужит
хорошим примером для других служащих.
Если они увидят реальные преимущества
обучения, то будут стремиться повышать
свой профессиональный уровень.
Выгоды,
получаемые организацией в результате
обучения персонала, выражаются в следующем:
- Обучение
работников позволяет организации более
успешно решать проблемы, связанные с
новыми направлениями деятельности, и
поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности
(повышение качества и производительности
(эффективности) труда персонала, сокращение
издержек и снижение себестоимости, снижение
травматизма и т.п.).
- Повышение
приверженности персонала своей организации,
снижение текучести кадров.
- Повышение
способности персонала адаптироваться
к изменяющимся социально-экономическим
условиям и требованиям рынка. Таким образом,
организация повышает ценность находящихся
в ее распоряжении человеческих ресурсов.
- Обучение
позволяет поддерживать и распространять
среди сотрудников основные ценности
и приоритеты организационной культуры,
пропагандировать новые подходы и нормы
поведения, призванные поддерживать организационную
стратегию.
Для
работника польза от обучения состоит
в следующем:
- Более высокая
удовлетворенность своей работой.
- Рост самоуважения.
- Рост квалификации,
компетентности.
Расширение
карьерных перспектив как внутри,
так и вне организации.