Обзор законодательной базы по развитию субъектов МСП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

В последнее время малые и средние предприятия играют все большую роль в экономической жизни страны. Хозяйствующие субъекты малого и среднего бизнеса обеспечивают активный рост объемов производства, увеличивают доходы населения, позволяют создавать новые рабочие места. Таким образом, создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие субъектов МСП, на современном этапе является приоритетной задачей для всех уровней власти.

Файлы: 1 файл

Аверчинкова_Малый бизнес.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

 

В последнее время малые и средние предприятия играют все большую роль в экономической жизни страны. Хозяйствующие субъекты малого и среднего бизнеса обеспечивают активный рост объемов производства, увеличивают доходы населения, позволяют создавать новые рабочие места. Таким образом, создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие субъектов МСП, на современном этапе является приоритетной задачей для всех уровней власти.

Сегодня в РФ уже приняты и действуют законодательные и нормативные акты, целью которых является повышение роли малого и среднего предпринимательства и активизация их инновационной деятельности.

Обзору данной нормативно-правовой базы и посвящена данная работа.

 

 

Обзор законодательной базы по развитию субъектов МСП

 

Федеральный закон № 209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства» является основным нормативно-правовым документом государственного регулирования деятельности малых и средних предприятий.

Данный Закон относит к субъектам малого и среднего предпринимательства хозяйствующие субъекты, которыми являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, потребительские кооперативы, коммерческие предприятия, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, фермерские хозяйства. При этом, численность указанных хозяйственных субъектов не должна превышать следующие значения:

- микропредприятия – до 15 человек;

  • малые предприятия – до 100 человек включительно;
  • средние предприятия – от 101 до 250 человек включительно.

Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 556 устанавливает ограничения по значениям выручки для указанных категорий предприятий, а именно:

- для микропредприятий  – 60 млн. руб.;

- для малых предприятий  – 400 млн. руб.

- для средних предприятий  – 1 млрд. руб.

ФЗ № 209, в свою очередь, выровнял критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу, что позволило уравновесить законодательство РФ в этой сфере с законодательством стран Европейского союза. Мировой опыт показывает, что для эффективного экономического развития страны необходимо присутствие среднего предпринимательства и указанный Закон регламентирует  это направление тоже. Так, в Законе впервые определен новый термин, среднее предпринимательство».  Кроме того, в указанном Законе более четко определены организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства.

В отличие от предшествующих законов о развитии малого и среднего предпринимательства, в ФЗ № 209 исключены из числа малого и среднего предпринимательства государственные и муниципальные унитарные предприятия и добавлены потребительские кооперативы.

Также, Законом гораздо шире регулируется сфера общественных отношений, что проявляется в следующем:

  1. Действие Закона распространяется не только на хозяйствующие субъекты малого предпринимательства, но и на предприятия среднего бизнеса.
  2. Закон регулирует взаимодействие предприятий малого и среднего бизнеса с органами всех ветвей власти, как-то: местного самоуправления, региональной и федеральной.  Кроме того, определяются отношения с организациями, составляющими инфраструктуру поддержки хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства.

Законом определена цель государственного воздействия на развитие малого и среднего бизнеса, которая проявляется в формировании нормативно-правовой базы, необходимой для успешной деятельности указанных предприятий, увеличению их выручки, что приводит к увеличению налоговых доходов федерального и регионального бюджетов.

Кроме того, ФЗ № 209 закрепляет принципиальные основы разграничения влияния различных ветвей власти на развитие малого и среднего предпринимательства, определены критериальные границы сектора малого и среднего бизнеса, обеспечена возможность равного доступа данных компаний к государственной поддержке, а также разработан механизм учета мнения представителей малого и среднего бизнеса при принятии нормативных актов.

В Законе впервые определено, что полномочия региональных органов власти по развитию малого и среднего предпринимательства являются самостоятельными, а местные органы самоуправления имеют возможность оказывать поддержку среднему бизнесу.

Параллельно закреплена нормативная база, позволяющая формировать перечень целевого имущества, необходимого для нужд МСП ( малое и среднее предпринимательство).

В Законе дано определение «микро» и для средних компаний, а также снят предельный числовой показатель количества сотрудников малых предприятий для отраслей промышленности.

ФЗ № 209 предписывает органам государственной власти и местного самоуправления оказывать поддержку хозяйствующим субъектам МСП в сфере инноваций и промышленного производства. Данная поддержка должна осуществляться за счет обеспечения функционирования предприятий, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП. К предприятиям, составляющих данную инфраструктуру отнесены следующие: технопарки, центры коммерциализации технологий, технико-внедренческие и научно-производственные зоны.

Указанные принципы поддержки развития МСП отмечены и в Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 гг.», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 октября 2006 г. № 613. В данной Программе подчеркнуто, что в случае проведения конкурса на выполнение научно-исследовательских работ, также как и опытно-конструкторских работ для оценки квалификации участников одним из преимуществ становится привлечение на условиях субподряда малых научных организаций.

Органам государственной власти, а также органам местного самоуправления предписано создавать такие условия, которые будут способствовать стремлению хозяйствующих субъектов МСП заключать договоры субподряда в области инноваций, промышленного производства и созданию паевых инвестиционных фондов. Также, органы государственной власти и местного самоуправления должны оказывать содействие патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, которые созданы силами хозяйствующих субъектов МСП.

В Постановлении Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства» определены органы исполнительной ветви власти, которым предписано разрабатывать меры по поддержке хозяйствующих субъектов МСП. В разработку данных мер входит и подготовка соответствующих ведомственных целевых программ.  К указанным органам исполнительной власти входят следующие: Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по информационным технологиям, Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и др.

ФЗ № 94 от 21.07 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» определяет, что заказы для государственных нужд (исключение составляют заказы для нужд обороны страны и безопасности государства) должны размещаться среди хозяйствующих субъектов МСП. При этом, процент таких заказов должно быть не менее пятнадцати процентов от общего объема.

ФЗ № 209 определяет, когда государственный заказчик обязан размещать заказы у субъектов МСП, а также когда он лишь вправе это сделать. В то же время, размещение муниципальных заказов у субъектов МСП необязательно.

В развитие Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ для расширения доступа субъектов малого предпринимательства к размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства» определяются особенности участия в данных заказах субъектов МСП.

ФЗ № 308 от 30.12.2008г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», установил, начальная стоимость контракта при размещении заказа на поставку товара у хозяйствующих субъектов МСП не может превышать 3 млн. руб., а заказа на выполнение услуг – 2 млн. руб. Данные ограничения действуют до установления Правительством РФ цены контракта.

 

2.Меры по финансовой  поддержке субъектов МСП

 

Финансовая поддержка предприятий малого и среднего бизнеса возложена на Внешэкономбанк, что и определено в ФЗ № 82 от 17.05.2007 г. «О банке развития». Данная поддержка осуществляется путем финансирования кредитных организаций и юридических лиц, деятельность которых направлена на развитие субъектов МСП.

Внешэкономбанк предоставляет гарантии, поручительства и кредиты для нужд развития МСП в порядке, который утверждается наблюдательным советом указанного банка, что и отмечено в меморандуме «О финансовой политике Внешэкономбанка», утвержденного распоряжением Правительства от 27 июля 2007 г.

Субъекты МСП кредитуются на срок более двух лет, при этом размер кредита не должен превышать 150 млн. руб. Сумма финансовых обязательств, предоставленных Внешэкономбанка для развития МСП, имеет следующие ограничения:

  • максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков не может быть больше 25% размера собственного капитала Внешэкономбанка;
  • сумма крупных рисков не может быть более 800% размера собственного капитала Внешэкономбанка.

Также, финансовые средства Внешэкономбанком предоставляются для кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку субъектов МСП на следующие цели:

- создание бизнес-инкубаторов;

- поддержка субъектов  МСП, производящих и реализующих продукцию для целей экспорта;

- развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;

- поддержка субъектов  МСП, работающих в научно-технической  сфере;

- исполнение иных мероприятий  по развитию МСП.

 

3. Меры по осуществлению  государственного надзора

 

ФЗ № 209 относит к мерам поддержки хозяйствующих субъектов МСП меры по соблюдению их прав и интересов при осуществлении государственного надзора.

В ФЗ № 294 от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определен порядок осуществления проверок юридических лиц, периодичность которых – не чаще, чем один раз в год.

Одним из инструментов поддержки хозяйствующих субъектов МСП выступает Указ Президента РФ от 15.05 2008 г. «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства в целях преодолевания административных барьеров». Данный Указ направлен на устранение несовершенства государственного регулирования в направлении субъектов МСП.

Согласно Постановлению Правительства РФ  от 17.03.2008 г. № 178, начала свою деятельность правительственная комиссия по развитию хозяйственных субъектов МСП. При этом, решения данной комиссии в направлении вопросов развития и поддержки МСП являются обязательными к исполнению органами исполнительной власти.

Правила проведения статистических наблюдений за деятельностью хозяйствующих субъектов МСП были установлены Постановлением Правительства РФ от 16.02. 2008 г. № 79 были утверждены правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП.

Данные статистические наблюдения проводятся ежемесячно или ежеквартально, за исключением микропредприятий, обследование которых осуществляется ежегодно. Выборочные статистические наблюдения организуются Федеральной службой государственной статистики, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Состав статистических показателей при таких наблюдения определяется Федеральной службой государственной статистики и согласовывается с МинЭкономРазвития и торговли РФ и Министерством сельского хозяйства РФ.

Хозяйственные субъекты МСП, являющиеся получателями поддержки, оказываемой всеми ветвями власти, вносятся в реестры, которые создаются согласно Постановлению Правительства РФ от 6.05. 2008 г. № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами».

 

4.Меры по развитию малых  инновационных предприятий

 

В Стратегии развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года также уделено внимание созданию системы прямой государственной поддержки малых инновационных предприятий. Например, предлагается создание программы «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

В ФЗ №217 от 2.08.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» решается задача создания инфраструктуры коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности создаваемых государственными научными и образовательными учреждениями посредством создания малых инновационных предприятий.

К примеру, согласно этому Закону, бюджетным научным учреждениям, высшим учебным заведениям и пр. разрешается создавать хозяйственные субъекты. При создании таких субъектов не требуется согласие собственника имущества,  но необходимо уведомление федерального органа исполнительной власти.

Для создания правовой базы, с целью реализации Закона № 217, были внесены поправки в следующие законодательные акты:

- Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке  и государственной научно-технической политике»;

Информация о работе Обзор законодательной базы по развитию субъектов МСП