Оценка инвестиционной привлекательности проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 14:55, реферат

Описание работы

Практически любое направление бизнеса в наше время характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для сохранения своих позиций и достижения лидерства компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. В подобных условиях периодически наступает момент, когда руководство компании понимает, что дальнейшее развитие невозможно без притока инвестиций.

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 52.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

                                                 РЕФЕРАТ

                                           

 

                                                    ТЕМА

 

              « оценка инвестиционной привлекательности проектов »

 

 

 

 

                                                            Москва

                                                               2012             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 Практически любое  направление бизнеса в наше  время характеризуется высоким  уровнем конкуренции. Для сохранения  своих позиций и достижения  лидерства компании вынуждены  постоянно развиваться, осваивать  новые технологии, расширять сферы  деятельности. В подобных условиях  периодически наступает момент, когда руководство компании понимает, что дальнейшее развитие невозможно  без притока инвестиций. Привлечение  инвестиций в компанию дает  ей дополнительные конкурентные  преимущества и зачастую является  мощнейшим средством роста. Как  при привлечении, так и при  размещении инвестиций необходимо  решать задачу оценки инвестиционной  привлекательности рынка в целом,  той или иной компании или  конкретного проекта.

Рассмотрим тогда конкретнее, что же представляет собой понятие  «Инветстиционная привлекательность  предприятия» (или же сокращенно –  ИПП).

 Инвестиционная привлекательность предприятия (ИПП) – это комплексный показатель характеризующий целесообразность инвестирования средств в данное предприятие. инвестиционная привлекательность предприятия зависит от множества факторов таких как политическая, экономическая ситуация в стране, регионе, совершенство законодательной и судебной власти, уровень коррупции в регионе, экономическая ситуация в отрасли, квалификация персонала, финансовые показатели и т.д.

Есть и еще одно, определенение  более полное, инвестиционная привлекательность  – это «экономическая категория, характеризующаяся эффективностью использования имущества предприятия, его платежеспособностью, устойчивостью  финансового состояния, его способностью к саморазвитию на базе повышения  доходности капитала, технико-экономического уровня производства, качества и конкурентоспособности  продукции».

В настоящее время предприятия  используют множество инструментов по привлечению финансирования. Самые  распространенные способы привлечения  инвестиций это:

1) Займы в кредитных организациях.

2) Привлечение инвестиций на фондовом рынке: выпуск облигаций проведение IPO и SPO.

3) Привлечение стратегического инвестора.

 

Первый вариант самый  простой, но в тоже время один из самых дорогих. В этом случае привлечения  денежных средств путём оформления банковского кредита основные (значимые) условия займа (объём, срок, величина процентной ставки и т.п.) определяются кредитором, то есть банком, на основании  установленной в данном конкретном банке кредитной политики. Поэтому  такое финансирование предоставляется  лишь компаниям, подтвердившим свою платежеспособность и предоставившим необходимый залог, стоимость которого больше кредита. В случае провала  инновационного проекта компания возвращает кредит за счет собственных средств, уставного капитала, продажи основных средств производства.

Привлечение инвестиций на фондовом рынке и поиск стратегического инвестора требуют от предприятия открытой отчетности, контроля за финансовыми потоками, прозрачности бизнеса. Чем выше инвестиционная привлекательность предприятия, тем больше вероятность получить инвестиции.

Каждый инвестор преследует свои цели, вкладываясь в предприятие. В зависимости от целей инвесторов можно разделить на две группы: финансовых и стратегических инвесторов.

Инвестор финансового  типа:

стремится к максимизации стоимости компании, имеет только финансовый интерес – получить наибольшую прибыль в основном в момент выхода из проекта;

не стремится к приобретению контрольного пакета;

не стремится сменить  менеджмент компании.

 

В России финансовые инвесторы  представлены инвестиционными компаниями и фондами, фондами венчурных  инвестиций. Большая часть сделок таких инвесторов проходит на вторичном  рынке и прямо не приносят предприятию  дополнительных инвестиций, но покупка  ценных бумаг компании приводит к  росту рыночной капитализации компании. Данные инвесторы получают прибыль  с дивидендов или купонов, выплачиваемую  компанией, и с роста курса  ценных бумаг предприятия.

 

Инвестор стратегического  типа:

стремится получить дополнительные выгоды для своего основного вида деятельности;

стремится к полному контролю, иногда ценой уничтожения компании;

активно участвует в управлении компанией;

в основном, стремится инвестировать  в компании из смежных отраслей;

принимает «участие» в  инвестировании, часто не ограничиваясь  конкретными сроками.

 

Российская специфика  стратегического инвестирования заключается  в том, что инвестор стремится  к получению полного контроля над финансируемым бизнесом. Обычно в качестве стратегического инвестора  выступает компания, деятельность которой  связана с бизнесом приобретаемой  компании инвесторы.

 

Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия, можно  условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние факторы – это  факторы, не зависящие от результатов  хозяйственной деятельности предприятия. К данным факторам относятся:

 

1. Инвестиционная привлекательность  территории, которая включает в  себя следующие параметры политическая,

экономическая ситуация в  стране, регионе,

совершенство законодательной  и судебной власти,

уровень коррупции в регионе,

развитость инфраструктуры,

человеческий потенциал территории.

Оценкой инвестиционной привлекательности  государств и регионов занимаются рейтинговые  агентства (Standard&Poors, Moody’s, Fitch, Эксперт  РА).

 

2. Инвестиционная привлекательность  отрасли, включающая в себя:

уровень конкуренции в  отрасли;

текущее развитие отрасли;

динамику и структуру  инвестиций в отрасль;

стадию развития отрасли.

 

Анализ этих составляющих является важным этапом инвестиционного  анализа. Инвестиционная привлекательность  отрасли характеризуется рядом  параметров, наиболее существенными  из которых является: темп роста  объемов производства,

темп роста цен на факторы  производства,

финансовое состояние  отрасли,

наличие инноваций и степень  НИОКР.

(Научно-исследовательские,  опытно-конструкторские и технологические  работы (акроним НИОКР) — совокупность  работ, направленных на получение  новых знаний и их практическое  применение при создании нового  изделия или технологии.

 

НИОКР (в английском языке  используется термин "Research & Development" (R&D)) включает в себя:

Научно-исследовательские  работы (НИР) — работы поискового, теоретического и экспериментального характера, выполняемые  с целью определения технической  возможности создания новой техники  в определенные сроки. НИР подразделяются на фундаментальные (получение новых  знаний) и прикладные (применение новых  знаний для решения конкретных задач) исследования.

Опытно-конструкторские работы (ОКР) и Технологические работы (ТР) — комплекс работ по разработке конструкторской и технологической  документации на опытный образец  изделия, изготовлению и испытаниям опытного образца изделия, выполняемых  по техническому заданию.))

 

На состояние инвестиционной привлекательности отрасли оказывают  влияние ряд факторов:

макроэкономическая среда;

экологическая безопасность;

состояние инфраструктуры;

уровень производственного  процесса в отрасли;

кадровая составляющая;

финансовая среда.

 

К внутренним факторам относятся  факторы, которые зависят непосредственно  от результата хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому именно внутренние факторы являются основным рычагом  влияния на инвестиционную привлекательность  предприятия. Подробно рассмотрим внутренние факторы:

 

1. Финансовое состояние  предприятия, оценивающееся на  основе следующих показателей:  коэффициента соотношения заемных  и собственных средств коэффициента  текущей ликвидности коэффициента  оборачиваемости активов рентабельности  продаж по чистой прибыли рентабельности  собственного капитала по чистой  прибыли.

 

2. Организационная структура  управления компанией: доля миноритарных  акционеров в структуре собственников  компании степень влияния государства  на компанию степень раскрытия  финансовой и управленческой  информации доля чистой прибыли  выплачивающейся компаний за  последние годы.

 

3. Степень инновационности  продукции компании.

 

4. Стабильность генерирования  денежного потока.

 

5. Уровень диверсификации  продукции компании.

 

Для получения информации о деятельности интересующей компании можно использовать различные источники. Для классификации источники  делят на две группы: внешние и  внутренние.

 

Внешние источники информации: архивы банков отчеты консалтинговых, аудиторских агентств информация о  предприятии в СМИ данные фондового  рынка информация от партнеров предприятия.

 

Внутренние источники  информации характеризуются низкой частотой получения и, как правило, связаны с подготовкой квартальной  или годовой отчетности:

бухгалтерская отчетность

внутренние финансовые отчеты

внутренние управленческие отчеты д

окументы планирования

 налоговая отчетность

 уставные документы.

 

Весь анализ ИПП можно  разбить на следующие составляющие:

анализ потенциальной  прибыли – исследование альтернативных вариантов вложений, сравнение прибыльности и уровня риска;

финансовый анализ – изучение финансовой устойчивости предприятия; прогнозирование развитие предприятия  на основе имеющихся данных;

рыночный анализ – оценка перспектив товара на рынке, насыщенность рынка аналогичными товарами (емкость  рынка, продвижение на него);

технологический анализ –  исследование технико-экономических  альтернатив проекта, различных  вариантов использования имеющихся  технологий; поиск оптимального для  данного инвестиционного проекта  технологического решения;

управленческий анализ –  оценка организационной и административной политики на предприятие, а также  выработка рекомендаций в части, организационной структуры, организации  деятельности, комплектования и обучения персонала;

экологический анализ – оценка потенциального ущерба окружающей среде  проектом и определение необходимых  мер, смягчающих и предотвращающих  возможные последствия;

социальный анализ – определение  пригодности вариантов проекта  для жителей региона в целом (увеличение количества рабочих мест, изменение культурно-бытовых условий, улучшение жилищных условий).

Рассмотрим алгоритм осуществления  мониторинга инвестиционной привлекательности  предприятия, который понадобится  нам для осуществления вычислений на примере:

Построение системы мониторинга  контролируемых показателей охватывает следующие основные этапы:

1.         Построение системы информативных  отчетных показателей основывается  на данных финансового и управленческого  учета.

2.         Разработка системы обобщающих (аналитических)  показателей, отражающих фактические  результаты достижения предусмотренных  количественных стандартов контроля, осуществляется в четком соответствии  с системой финансовых показателей.

3.         Определение структуры и показателей  форм контрольных отчетов (рапортов) исполнителей призвано сформировать  систему носителей контрольной  информации.

4.         Определение контрольных периодов  по каждому виду, каждой группе  контролируемых показателей. Конкретизация  контрольного периода группам  показателей определяется «срочностью  реагирования», необходимой для  эффективного управления инвестиционной  привлекательностью предприятия.

5.         Установление размеров отклонений  фактических результатов контролируемых  показателей от установленных  стандартов осуществляется как  в абсолютных, так и в относительных  показателях. При этом по относительным  показателям все отклонения подразделяются  на три группы:

а) положительное отклонение;

б) отрицательное «допустимое» отклонение;

в) отрицательное «недопустимое» отклонение.

 

6. Выявление основных причин  отклонений фактических результатов  контролируемых показателей от  установленных стандартов проводится  по предприятию в целом и  по отдельным «центрам ответственности».

 

Внедрение на предприятии  системы мониторинга позволяет  существенно повысить эффективность  всего процесса управления инвестиционными  процессами, а не только в части  формирования инвестиционной привлекательности.

 

Основой формирования системы  мониторинга является разработка системы  индикативных показателей, позволяющих  выявить появление и сложность  проблемы. В содержательном плане  система показателей ориентирована  на изучение признаков, характеризующих  зависимость управления инвестиционной привлекательностью предприятия от внешней и внутренней среды, оценку их качества и прогнозирование.

Информация о работе Оценка инвестиционной привлекательности проектов