Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:12, курсовая работа
Целью данной работы является анализ методик оценки конкурентоспособности товара,
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1) дать определение конкуренции, рассмотреть её виды;
2)определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
3)выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
4)определить основные принципы конкурентоспособности товара;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
1МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ…………………………………………………….
1.1 Общая характеристика видов конкуренции…………………….
1.2 Понятие и сущность конкурентоспособности………………….
1.3 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг……………………………………………………………….
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ…….
2.1 Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции…………………………………………………………………….
2.2 Методы оценки конкурентоспособности товаров…………….
2.2.1 Определение конкурентоспособности продукции методом расчета единичных и групповых показателей ……………………………
2.2.2. Определение конкурентоспособности с использованием функции желательности……………………………………………………
2.2.3 Определение конкурентоспособности продукции методом многокритериальной оптимизации………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
Более реальным способом решения проблемы квалификации менеджмента является переподготовка существующих управляющих и создание механизмов естественной ротации кадров, несмотря на то, что это более эволюционный и длительный процесс. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: руководитель высшего звена предприятия не имеет возможности оставить предприятие на длительный период времени; базовый уровень образования руководителей предприятий высок, и это определяет их способность быстро и легко осваивать новые знания и навыки. Учитывая вышесказанное, переподготовка действующих руководителей предприятий может осуществляться преимущественно двумя способами: во-первых, это интенсивные, практически ориентированные учебные курсы (тренинги), во-вторых, - обучение в процессе реформирования предприятия при содействии профессиональных консультантов по управлению.
Важными условиями для решения проблемы эффективного менеджмента и создания механизмов естественной ротации кадров предприятий является наличие, с одной стороны, системы контроля и ответственности, а с другой - системы мотивации. Контроль эффективности менеджмента должны осуществлять собственники предприятия.
Способность производить продукцию высокого качества и с низкими затратами определяется уровнем развития технологии на предприятии. Ряд видов качественной продукции просто не может быть произведен без применения новейших технологий. Не все предприятия в состоянии приобрести технологическое оборудование из собственных средств и поэтому нуждаются в дополнительных источниках долгосрочного финансирования. Существенное влияние на процессы технологического перевооружения может оказать развитие лизинга. С одной стороны, лизинг является наиболее приемлемым способом долгосрочного финансирования предприятия, с другой - создает платежеспособный спрос на продукцию производителей оборудования.
Большинство российских предприятий используют только 15 – 35%, имеющихся в распоряжении производственных мощностей. Для таких предприятий приобретение нового технологического оборудования, несмотря на высокий моральный и материальный износ основных фондов, далеко не всегда является первоочередной задачей. Фактически, эти предприятия переинвестированы. В первую очередь необходимо обеспечить эффективное использование тех активов, которыми предприятие располагает сегодня. Повышение продуктивности посредством сокращения затрат и увеличения объема продаж в большинстве случаев обеспечивает восстановление платежеспособности предприятия без дополнительных капитальных вложений. Проблема приведения активов предприятия в соответствии с поставленными целями и задачами обычно решается посредством реструктурирования предприятия [3].
Если в стране полностью удовлетворены запросы основных групп потребителей на разнообразные виды изделий, можно говорить о нормальной насыщенности рынка. Иногда употребляемые термины «рынок продавца» и «рынок покупателя», к сожалению, несколько расплывчаты. В прямом значении первый из них относится к рынку, где спрос существенно превышает предложение, а второй—к обратному случаю. Но о деформациях спроса, связанных с отсутствием разнообразия товаров на данном рынке, можно судить только на основе более углубленных исследований рынка [1].
Соотношения спроса и предложения, является ключевых в эффективной работе фирмы и конкурентоспособности ее продукции на том или ином рынке. Рассмотрим его подробнее.
Конкретная потребность
Так или иначе, спрос определяется в первую очередь теми тремя факторами, о которых сказано выше.
.4 Методики оценки конкурентоспособности товаров
Конкурентоспособность товаров является мерой прибыли предприятий-изготовителей или исполнителей, так как увеличение конкурентоспособности обусловливает возрастание объема продаж. Поэтому оценка конкурентоспособности играет важную роль в определении и достижении запланированной прибыли как одной из целей организации.
Оценка конкурентоспособности товаров — совокупность операций по выбору критериев (показателей) конкурентоспособности, установлению действительных значений этих показателей для товаров-конкурентов и сопоставлению значений показателей анализируемых товаров с товарами, принятыми в качестве базовых.
Существует несколько методик оценки конкурентоспособности, применяемых в практике работы предприятий или предлагаемых некоторыми авторами как научные разработки.
1. Методика
оценки конкурентоспособности
Единственным достоинством этой методики является относительная простота и доступность. К недостаткам относится невозможность применения для оценки межфирменных товаров-конкурентов, так как отсутствуют достоверные данные об объеме продаж конкретных товаров у фирм-конкурентов. Поэтому сфера применения этой методики ограничена внутрифирменной конкуренцией товаров. К тому же ее достоверность невелика, так как массовость продаж может объясняться не сильной конкурентоспособностью товаров, а 1 слабой конкурентной средой и отсутствием или недостаточностью товаров-конкурентов.
2. Определение
комплексного показателя
2.1. Определение единичных
показателей
2.2. Из формул (1) и (2) выбирается та, согласно которой рост показателя соответствует улучшению параметра показателей. Далее рассчитывают групповые показатели (индексы) конкурентоспособности (Imn), которые характеризуют соответствие товара потребности в нем.
где п — число технических параметров, участвующих в оценке;
ai — вес г-го параметра в общем наборе;
qi — единичный показатель по г-му техническому параметру;
Imn — групповой показатель конкурентоспособности по потребительским параметрам не должен превышать 100%.
2.3. Расчет уровня
где Imn (1), Imn (2) — показатели конкурентоспособности |для первого и второго товаров-конкурентов.
2.4. Расчет групповых
показателей
2.5. Определение интегрального
показателя
где С — групповой показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам.
Достоинством указанной методики является комплексный подход при оценке конкурентоспособности, а недостатком — отсутствие учета степени значимости разных потребительских и экономических параметров.
3. Методика
оценки интеграционного
3.1. Расчет цены потребления (ЦП), которая складывается из цены рынка и расходов, связанных с эксплуатацией изделия в период его жизнедеятельности:
ЦП = Ц1+Р2+С3+С4+С5+Р6+Р7+Р8+О9+С10
где Ц1 — цена рынка;
Р2 — расходы на транспортировку;
С3 — стоимость установки;
С4 — стоимость хранения;
С5 — стоимость технической информации и прочей документации;
P6 — расходы по обслуживанию изделия;
Р7 — расходы на топливо и электроэнергию;
P8 — расходы на ремонт;
О9 — оплата налогов, таможенных расходов и сборов;
С10 — стоимость страхования;
С11 — стоимость утилизации.
3.2. Расчет показателя конкурентоспособности (К):
где Q — качество товара;
С — качество послепродажного обслуживания или сервиса.
3.3. Определение уровня
конкурентоспособности как
Все параметры, характеризующие уровень конкурентоспособности, Андреева О.Д. подразделяет на три группы: нормативные (патентная чистота, соответствие стандартам и нормам), технические и экономические. Учет нормативных параметров предлагается обеспечить путем введения специального показателя, который соответствует обязательным нормам и стандартам (при соответствии показатель равен 1, при несоответствии — 0). Общий показатель по нормативным параметрам (Iнп) представляет собой произведение частных показателей по каждому из них. Если хотя бы один из параметров будет равен 0, Iнп = 0, что свидетельствует о не конкурентоспособности товаров.
Достоинством этой методики является учет трех важнейших параметров (критериев) конкурентоспособности: качества товаров и послепродажного обслуживания, а также цены потребления. К недостаткам относится сокращение области применения указанного способа до оценки только товаров, обладающих разной ценой потребления. Однако ранее отмечалось, что не все товары обладают ею (например, многие продукты питания).
4. В связи с тем,
что ранее предложенные
Схема комплексной методики оценки конкурентоспособности товаров
№ п/п |
Этапы и операции оценки |
Методы оценки |
|
1 |
Формулирование целей и задач оценки |
Аналитический |
|
1.1 |
Анализ конкурентной среды и выявление товаров конкурентов |
То же |
|
1.2 |
Выбор анализируемого и базового товаров-конкурентов |
То же |
|
2 |
Выбор номенклатуры показателей конкурентоспособности |
Экспертный |
|
2.1 |
Отбор потребительских критериев конкурентоспособности товаров |
То же |
|
2.2 |
Отбор экономических критериев |
То же |
|
3 |
Определение действительных значений измеряемых показателей анализируемых и базового товаров-конкурентов |
То же |
|
3.1 |
Оценка единичных показателей качества товаров |
Органолептический, измерительный |
|
3.2 |
Оценка привлекательности товаров-конкурентов по ассортиментной принадлежности |
Экспертный, социологический |
|
3.3 |
Определение цены анализируемых и базового товаров-конкурентов |
Регистрационный |
|
3.4 |
Определение коэффициентов весомости |
Экспертный |
|
4 |
Расчет интегрального индекса конкурентоспособности товаров |
Расчетный |
|
4.1 |
Расчет единичных индексов конкурентоспособности по показателям качества |
То же |
|
4.2 |
Расчет группового индекса по показателям качества |
То же |
|
4.3 |
Расчет индекса |
То же |
|
1.4 |
Расчет индекса |
То же |
|
4.5 |
Расчет интегрального индекса конкурентоспособности |
То же |
|
5 |
Разработка маркетинговых мероприятий по поддержанию и повышению достигнутого уровня конкурентоспособности анализируемого товара |
То же |