Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:12, курсовая работа
Целью данной работы является анализ методик оценки конкурентоспособности товара,
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1) дать определение конкуренции, рассмотреть её виды;
2)определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
3)выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
4)определить основные принципы конкурентоспособности товара;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
1МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ…………………………………………………….
1.1 Общая характеристика видов конкуренции…………………….
1.2 Понятие и сущность конкурентоспособности………………….
1.3 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг……………………………………………………………….
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ…….
2.1 Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции…………………………………………………………………….
2.2 Методы оценки конкурентоспособности товаров…………….
2.2.1 Определение конкурентоспособности продукции методом расчета единичных и групповых показателей ……………………………
2.2.2. Определение конкурентоспособности с использованием функции желательности……………………………………………………
2.2.3 Определение конкурентоспособности продукции методом многокритериальной оптимизации………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
При ее разработке были учтены достоинства изложенных второй и третьей методик, а также основные принципы (комплексность, относительность) и показатели (качество, ассортимент, цена), характеризующие конкурентоспособность.
5. Расчет интегрального индекса конкурентоспособности товаров осуществляется в несколько этапов.
5.1. Расчет единичных
индексов
где lк+ — единичный индекс конкурентоспособности по каждому выбранному показателю, улучшающему качество и увеличивающему конкурентные преимущества;
I.к- — единичный индекс конкурентоспособности по каждому выбранному показателю качества, снижающему качество и отражающему слабые стороны товара;
Xia — действительное значение 1-го показателя качества анализируемого товара;
Хib — действительное значение показателя качества базового товара-конкурента;
КBi — коэффициент весомости 1-го показателя качества.
5.2. Расчет группового индекса по показателям (n), улучшающим качество и усиливающим конкурентные преимущества товаров (Q+), и группового индекса по показателям(m), снижающим качество и составляющим слабые стороны товара (Q -).
Обобщенный групповой индекс по показателям качества товаров-конкурентов (Q) определяется как сумма Q+ и Q -.
Q = Q+ +Q -
5.3. Расчет индекса
конкурентоспособности по
При ранжировании ассортиментной принадлежности товаров и установлении рангов анализируемого (Ra) и базового (Rb) товара расчет производится по формуле:
При балльной оценке привлекательности торговой марки и/или страны происхождения Ra и Rb выражаются соответственно в баллах.
5.4. Расчет индекса
конкурентоспособности по
где Сa и Сb — цены на анализируемый и базовый товары.
О возможности выбора одного из трех видов цен отмечалось ранее.
5.5. Расчет интегрального индекса конкурентоспособности (IK) анализируемого товара по отношению к базовому:
где Квк — коэффициент весомости качества;
Ква— коэффициент весомости ассортиментной характеристики;
Квс — коэффициент весомости цены.
Приведенная формула расчета интегрального уровня конкурентоспособности отличается от ранее предложенных тем, что в ней степень значимости каждого выбранного показателя конкурентоспособности учитывается путем определения соответствующих коэффициентов весомости.
Рассчитанные интегральные индексы конкурентоспособности нескольких анализируемых товаров могут быть использованы для определения их конкурентных преимуществ (КП) по разности индексов конкурентоспособности.
КП = IK1, - IK2
Можно определить и коэффициент конкурентного преимущества:
Коэффициент конкурентного преимущества — относительный показатель, характеризующий степень привлекательности для потребителей одного анализируемого товара по отношению к другому.
6. Разработка маркетинговых мероприятий по поддержанию или повышению достигнутого уровня конкурентоспособности анализируемого товара. Результатом проведенной оценки конкурентоспособности могут стать маркетинговые мероприятия по обеспечению, поддержанию или повышению интегрального индекса конкурентоспособности. Эти мероприятия должны дозироваться не только на интегральном индексе конкурентоспособности, но и на результатах анализа данных, выявляющих слабые и сильные стороны товаров-конкурентов. При этом возможен выбор следующих направлений маркетинговых мероприятий:
• корректирующие воздействия на товарную политику фирмы (организации) а также стратегию маркетинга, если оценка конкурентоспособности произведена на большей части производимых и/или реализуемых товаров;
• пересмотр и внесение изменений в производственные программы, и учетную политику фирмы (организации);
• управление ассортиментом в целях его оптимизации и увеличения в структуре доли наиболее конкурентоспособных товаров;
• выбор и применение
методов обеспечения
В зависимости от результатов оценки конкурентоспособности в отношении анализируемого товара могут быть приняты решения о расширении выпуска и реализации при высоком интегральном индексе конкурентоспособности или, наоборот, о сокращении — при его низком значении, а также об усилении информационного и/или организационного подкрепления.