Оценка личной эффективности: показатели и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:58, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть понятия, функции, цели и задачи менеджера, изучить деловые и личностные качества менеджера на предприятии. Изучить теоретические основы оценки деловых и личностных качеств менеджера.

Содержание работы

Введение
1. Личная эффективность
2. Методы оценки личной эффективности
3. Оценка эффективности деятельности менеджера
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Введение в профессию.docx

— 36.35 Кб (Скачать файл)

     При этом весьма ценно, то что детальный анализ оценок экспертов по качествам может помочь определить для каждого работника конкретные направления улучшение его деятельности.

     К группе качественных методов обычно относят методы биографического описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсуждения. Например, если правильно организовать процедуру оценки и учесть, что характеристика представляет собой совокупность оценок работника со стороны не только администрации, но и различных общественных организаций, то методом деловой характеристики можно получить достаточно объективные результаты. Эти оценки соответствуют конкретному набору качеств.

     В наше время в отечественной и мировой практике разработано значительное число систем оценки управленческого персонала, которые можно разобрать по различным основаниям. Решение вопроса о содержании (или предмете) оценки является одним из исходных при формировании любой системы. Анализ того, что является содержанием оценки, - а именно: какие стороны управленческой деятельности подвергаются оценки, анализу и интерпретации, позволяет выделить несколько основных подходов.

     В качестве предмета оценки руководителя в различных методиках выступают:

  • деловые и личностные качества (свойства, черты) руководителей;
  • характеристики их поведения в различных ситуациях;
  • качество выполнения управленческих функций;
  • характеристики применяемых средств руководства;
  • показатели результатов деятельности возглавляемых коллективов;
  • результаты организаторской деятельности;
  • успешность установления и достижения руководителями целей управления конкретными коллективами.

     Модна также комплексная оценка, содержание которой включает различные сочетания из названных предметов оценки труда. Степень разработанности каждого из подходов неодинакова. Некоторые доведены до вполне полного методического обеспечения, и даже автоматизации, другие представлены лишь в виде определенных принципов

     Широкое распространенность получила оценка руководителей по методу черт. В ее основе - признание влияния психологических свойств человека на характеристики его деятельности. К числу методик, основанных на данном подходе, относится балльная оценка степени выраженности у руководителей некоторого набора деловых и личностных качеств, оценка тех черт, которые в наибольшей степени коррелируют с эффективностью деятельности руководителей в конкретных коллективах. Для этого с помощью ЭВМ выбирается такой перечень свойств, который в наибольшей степени отличает каждого руководителя и помогает составить его деловой портрет.

     Различие методик связано с используемыми способами измерения личностных свойств и предлагаемыми перечнями черт. Однако, несмотря на многообразие модификаций таких методик, предмет оценки везде одинаков - качества личности руководителя. В результате всегда получается социально-психологическая характеристика оцениваемого и констатируется обладание им определенными свойствами.

     Опыт применения подобных систем оценки у нас в стране и за рубежом позволяет выявить их основной недостаток - субъективизм получаемого знания. Причины этого коренятся в самом методе, который связан с волей и сознанием субъектов, участвующих в оценке. Речь идет не о получении предвзятых или некомпетентных оценок, что возможно при реализации любого подхода, а о самом содержании производимой оценки.

     Используемые перечни качеств в слабой степени привязаны к управленческой деятельности и скорее раскрывают в какой-то мере внутреннюю структуру личности оцениваемого, нежели фиксируют определенные профессиональные требования к психологическим характеристикам руководителя как субъекта управления.

     Определение психологических свойств на основе анализа труда управленческого персонала происходит в рамках ситуационной оценки, которая, однако, похожа на оценку черт. Только в этом случае в качестве устойчивых психологических характеристик выступают относительно инвариантные особенности поведения управленца, проявляющиеся в процессе решения им конкретных управленческих задач.

     В методике ситуационной оценки предусмотрена процедура отбора типичных управленческих ситуаций в конкретном коллективе, в структуре которых описывается работа управленца, а затем оценивается его поведение. Логичным основанием такой оценки является то, что разнородность элементов трудовой ситуации в каждом случае складывается в определенный комплекс условий и задач управленческой деятельности. Решение этих задач является слишком сложным и эффективность действий управленца, безусловно, определяется его личностными особенностями.

     Основу методики составляет представление об управленческих ситуациях как единицах анализа труда управленческого работника, однако именно их структура остается пока еще недостаточно разработанной. Используемые в ходе оценки ситуации являются, по существу, лишь описанием отдельных проблем управления.

     Функциональная оценка руководителя базируется на анализе процесса труда, выяснении, насколько он хорошо справляется со своими должностными обязанностями. Работа руководителя в этом случае описывается в структуре выполняемых им характерных функций по регулированию совместной деятельности. Например, в одной из методик выделяют такие управленческие функции, как планирование, организация, комплектование штатов, руководство и лидерство, контроль.

     В основе такого способа - представление об особых задачах организаторской деятельности, отличающих управленческий труд от исполнительского и имеющих некоторое универсальное содержание, а также понимание места и роли руководителя в трудовом коллективе.

     Можно говорить, что основными задачами его деятельности как субъекта управления являются:

  • устранение расхождений в подходе, времени действия, усилиях совместно работающих индивидов;
  • задание и поддержание правил и норм трудового поведения и взаимодействия в коллективе, а также определенной системы ценностей в сфере труда;
  • согласование общих и индивидуальных целей деятельности;

    Анализ качества выполнения работы предполагает также определение стиля руководства. Руководитель создает ценности не напрямую, с помощью других людей, регулируя их поведение и преображая его в необходимом для реализации общих целей направлении. Средством решения всех задач в коллективе для него выступает целенаправленное и систематическое воздействие на людей в процессе совместного труда.

     Главными в деятельности руководителя являются личностная позиция, стиль делового общения, выбранный способ взаимодействия с подчиненными. И если анализ управленческих функций позволяет раскрыть содержание выполняемой руководителем работы, круг решаемых задач, то определение стиля руководства раскрывает систему ответственности, вносимую руководителем в процесс работы и выступающую в качестве важного средства его влияния на других людей.

     При таком подходе предметом оценки является характер взаимоотношений руководителя с подчиненными. Она позволяет раскрыть личностные особенности поведения руководителя в системе отношений "руководства- подчинения".

     По содержанию целевой метод близок к методу оценки по результатам. Известно, что цели - предугадать результаты деятельности. Процесс оценки в этом случае состоит в том, чтобы определить, насколько компетентно, руководители устанавливают цели и как хорошо работают по их достижению.

     Целеполагание лежит в основе любого управления и является важнейшим элементом управленческого труда. В настоящее время целевое управление рассматривается как необходимый компонент результативного руководства.   Кроме того, трудно ожидать от руководителя эффективного труда, пока остаются неясными его конечные результаты или хотя бы не намечены ориентиры, к которым ему необходимо стремиться. Этим определяется то рациональное основание, на котором строится данный способ оценки.

     Преимущество подхода является возможность планировать и контролировать деятельность руководителей, намечая ее цели и отслеживая степень их реализации. Информация, полученная в ходе такой оценки, позволяет судить о том, насколько хорошо сработал руководитель, были ли достигнуты намеченные цели управления.

     Слабой стороной целевой оценки является то обстоятельство, что руководитель может достигать и не достигать целей не по своей воле. И дело здесь не только в разграничении компетенции, но и в необходимости учета неконтролируемых или непредвиденных факторов - тех обстоятельств, которые могут в значительной мере повлиять на результаты деятельности руководителя независимо от его личных усилий. Поэтому с помощью этого метода оценивается только оперативная работа руководителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Оценка эффективности  деятельности менеджера

     В современных условиях бизнеса на российских предприятиях недостаточное внимание уделяется проблемам труда и оценке его эффективности, и в частности эффективности работы менеджеров и персонала.

Для оценки эффективности  работы менеджера, необходимо определить, с помощью каких форм и по каким  направлениям оценивается деятельность менеджера и персонала.

В зависимости от постановки цели при определении результата деятельности менеджера выбираются соответствующие формы ее оценки. В настоящее время наиболее широкое применение получили следующие формы оценки деятельности менеджера: анкетирование, психологический аудит, собеседование, графологический анализ, изучение кадровых документов, оценочные испытания.

Исходя из форм, оценку деятельности менеджера, можно разделить на два  главных направления. Это оценка эффективности труда менеджера и оценка качеств менеджера.

Оценка эффективности  труда менеджера, в свою очередь, является комплексным процессом  и состоит из следующих этапов:

  1. оценка личного вклада менеджера в деятельность организации;
  2. оценка эффективности использования рабочего времени менеджера;
  3. оценка результатов работы менеджера;
  4. оценка содержания труда менеджера.

Личностные и профессиональные качества менеджера являются теми средствами, которые применяются им каждодневно  в процессе анализа и принятия управленческих решений, контроля, за их выполнением. При проведении аттестации работников, как правило, оценка проводится по трем группам качеств:

  • профессионализм и компетентность;
  • деловые качества;
  • личные характеристики.

Значительное место в  оценке деятельности менеджера занимает проблема определения личного вклада менеджера в итогах деятельности компании. В настоящее время существует несколько подходов к решению  данной проблемы, а именно: определять личный вклад по удельному весу заработной платы работников аппарата управления в себестоимости готовой продукции  или измерять личный вклад с помощью  показателя выработки на одного работающего  с учетом сложности труда и  качества продукции. Но в конечном итоге  предлагаемые варианты сводятся к их первоначальному назначению – вычислению затрат предприятия на содержание аппарата управления, что не отвечает поставленной задаче – определению личного  вклада управленца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Оценить вклад менеджера в деятельность организации можно с помощью его личностной эффективности.

     Анализ эффективности руководителя способствует развитию менеджера как профессионала, способствует более глубокому осознанию им своей функции и оценке личной эффективности.

     Управлять людьми - значит находить взаимопонимание, «заражать» энергией, вдохновлять, обеспечивать эффективные коммуникации и передачу информации. Все это не так просто, как кажется на первый взгляд. Это знания, получаемые на собственном опыте, недаром говорят, что руководитель должен быть мудрым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Коротков Э.М. Концепция Российского менеджмента.- М.: ООО Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА, 2004.
  2. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. –М.: ИНФРА-М, 2004.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник.- М.: Изд-во МГУ, 1995.
  4. Васькин А.А. Оценка менеджеров. Учебно-практическое пособие.– М.: Компания Спутник+, 2000.
  5. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: «Дело», 1992.
  6. Веснин В.Р. Менеджмент : Учебник.М.: -ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  7. Менеджмент - (http://menedg.ucoz.ru).
  8. Монден Я.: Методы эффективного управления.-М.:Экономика,2007г.
  9. Паркинсон С. Искусство управления.-СПб,2007г.
  10. Шейл П. руководство по развитию персонала / Пер. с англ. СПб., 2006.

Информация о работе Оценка личной эффективности: показатели и инструменты