Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 14:06, реферат
Характерной особенностью управления любыми объектами является достижение определенных целей. Эта общая особенность может быть положена в основу определения процесса управления. Процессом управления называют целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления в целях реализации функций управления.
Процесс управления состоит из циклически повторяющейся во времени последовательности видов управленческой деятельности, которые получили название функций управления. Выделение функций в процессе управления может быть выполнено с различной степенью детализации. В качестве наиболее общих агрегированных функций управления обычно рассматриваются планирование, организация, мотивация и контроль. Принятие решений пронизывает всю управленческую деятельность, решения принимаются по широкому кругу задач управления. Ни одна функция управления, независимо от того, какой орган ее осуществляет, не может быть реализована иначе как посредством подготовки и исполнения управленческих решений.
ВВЕДЕНИЕ
Характерной особенностью управления любыми объектами является достижение определенных целей. Эта общая особенность может быть положена в основу определения процесса управления. Процессом управления называют целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления в целях реализации функций управления.
Процесс управления состоит
из циклически повторяющейся во времени
последовательности видов управленческой
деятельности, которые получили название
функций управления. Выделение функций
в процессе управления может быть
выполнено с различной степенью
детализации. В качестве наиболее общих
агрегированных функций управления
обычно рассматриваются планирование,
организация, мотивация и контроль.
Принятие решений пронизывает всю
управленческую деятельность, решения
принимаются по широкому кругу задач
управления. Ни одна функция управления,
независимо от того, какой орган
ее осуществляет, не может быть реализована
иначе как посредством
Управленческие решения
- один из наиболее важных процессов. От
его эффективности в
Цели должны быть конкретными и измеримыми, т.е. для каждой цели должен существовать критерий, который позволил бы оценить степень ее достижения. Если такого критерия нет, то невозможна реализация одной из основных функций управления - контроля. И в этом смысле цель, степень достижения которой можно количественно измерить, всегда лучше цели, сформулированной лишь словесно.
Не менее важное профессиональное качество менеджера - умение предвидеть. Тот, кто не умеет предвидеть, не может управлять.
Внешняя и внутренняя среда,
в которой функционирует
Только правильно оценив
возможные потери и выигрыши, разработав
программу действий по предотвращению
возможных отрицательных
Задачи настоящей контрольной работы: рассмотреть теоретические аспекты оценки качества управленческих решений.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Самооценивание. В любую управленческую деятельность, как уже отмечалось, входят анализ и контроль качества со стороны самого лица, выполняющего работу. Без самоконтроля и самооценки качества в поиске лучшего решения не было бы отбраковки, вариантного отбора, представляющих неотъемлемое свойство процесса подготовки и принятия решений
По своей природе, смыслу,
назначению оценки качества собственной
работы - это самые тщательные, кропотливые,
детальные и емкие оценки, а
при высоком профессиональном уровне
работника - весьма квалифицированные
и глубокие. Зачастую мало кто, кроме
самого работника, способен стой же полнотой
устанавливать качество проделанной
работы. В то же время технология самооценки
в значительной степени индивидуализирована,
ее трудно регламентировать и контролировать,
результаты оценок фиксируются в основном
в памяти работника и недоступны всеобщему
обозрению. Такие оценки субъективны,
вследствие чего они могут быть индивидуально-
Оценивание со стороны руководителей работ. Руководители органов управления, проектов, программ, научные руководители устанавливают качество работ, опираясь в первую очередь на систему «внутренних» оценок и суждений, процедуры формирования которых не регламентированы. Так как руководители выступают в роли творцов центрального замысла при выработке, обосновании и принятии управленческих решений, их оценки качества являются, с одной стороны, самооценками, с другой стороны - контрольно-проверочными оценками по отношению к руководимым работам подчиненных сотрудников
Оценки качества со стороны
руководителей часто
Алгоритмы и процедуры
оценивания качества управленческих работ
их непосредственными
Оценивание со стороны
заказчиков. Самые разные виды управленческих
работ, связанных с подготовкой
проектов законов и других нормативных
актов, проектов управленческих решений,
программ, прогнозов, обоснований, аналитических
материалов, выполняются по заказу
внешних по отношению к исполнителям
работ организаций Чаще всего
это работы, проводимые на договорных,
контрактных началах или по указанию
вышестоящих органов
Коллегиальное оценивание.
К коллегиальным относятся
Постоянно действующие комиссии и советы в виде коллегий министерств и ведомств, ученых советов, научно-технических советов, экспертных комиссий и советов периодически рассматривают, обсуждают, анализируют на своих заседаниях проекты управленческих решений, предложения по совершенствованию управления, давая им коллегиальную оценку. На таких советах сопоставляются разные мнения и суждения, вырабатывается обобщенное мнение, достигается высокий уровень представительности оценок. Кроме того, в состав коллегий и экспертных советов включаются наиболее опытные специалисты, что служит предпосылкой высокого квалификационного уровня вырабатываемых ими заключений. Однако разношерстность состава коллегий, резкие отличия в уровне профессионализма их членов, крайняя противоречивость суждений участников процесса оценивания, разная степень заинтересованности в объективности оценок часто приводит к непредставительности общей оценки.
Групповое оценивание качества
работ зачастую имеет место со
стороны самих работников, когда
рассмотрение результатов работы выносится
на производственное совещание отдела,
сектора, другого подразделения. Обсуждение
итогов или промежуточных результатов
деятельности лицами, осуществляющими
эту деятельность, очень полезно,
так как способствует проведению
творческих дискуссий, обмену мнениями,
высказыванию критических замечаний
со стороны коллег, а также выработке
коллективных мнений о путях устранения
недостатков и повышения
Разнообразие видов и
форм коллегиального оценивания качества
управленческих работ придает ему
весомость и способствует широкому
распространению этого метода оценивания.
Групповые оценки получают значительное
распространение в системе
Большинство коллегиальных оценок качества управленческих работ отличаются наибольшей объективностью из всех применяемых форм оценивания. В то же время их предпочтительность не носит абсолютного характера, потому что и им свойственны определенные ограничения, которые приходится принимать во внимание.
Индивидуальное оценивание со стороны экспертов, контролеров, ревизоров, аудиторов. К оценке качества управления, управленческих работ могут привлекаться и привлекаются отдельные лица, специалисты в области той деятельности, которая подвергается оценке. Чаще всего такое оценивание составляет предмет внешней экспертизы. Результаты оценок в этом случае очень чувствительны к уровню профессионализма эксперта, занимаемой им позиции по отношению к исполнителям работы, а также его собственной точки зрения на то, как следовало бы решать проблему. Для подавления, смягчения подобных эффектов прибегают к привлечению нескольких независимых экспертов. В этом случае индивидуальные оценки превращаются по существу в групповые, коллегиальные. Существуют даже методы сведения локальных оценок в общую, называемые методами экспертных оценок.
Рассмотрим теперь виды, формы представления оценок качества управленческой деятельности. По признаку формализации оценок способы оценивания разделяют на неформализованные, формализованные и смешанные.
Под неформализованными, качественными
понимаются способы оценивания эвристического
характера, не описываемые с помощью
формул, математических зависимостей,
логических и вычислительных алгоритмов
и не реализуемые с помощью
средств технической
По форме выражения оценок качества методы оценивания могут быть разделены на две группы: качественное суждение и количественная числовая оценка.
Качественное суждение относится к категории вербальных (словесных) оценок, не вписанных в регламентированную шкалу. Такие суждения чаще всего не упорядочены ни по составу используемых оценок, ни по их рангу. Уровень качества управленческих работ, выражаемый в виде качественного суждения, определяется по смысловому значению высказываемых оценок. При этом такие общеупотребительные оценки работ, как «удовлетворительная», «неудовлетворительная», «хорошая», «плохая», «отличная», «высокого уровня», «низкого уровня», могут усиливаться или ослабляться за счет включения в них таких оценок, как «вполне удовлетворительная», «весьма положительная», «целиком не удовлетворяющая требованиям». Качественное оценивание должно, как минимум, давать ответ на вопрос, находится ли работа в зоне допустимого качества, то есть, удовлетворяет ли она предъявленным требованиям. Содержательность качественных оценок значительно усиливается, если заранее предписано, какие стороны качества работы они должны отражать (например, актуальность, новизну, эффективность, соблюдение сроков и др.), тем самым фактически формируется вектор оценок, компоненты которого соответствуют отдельным признакам или критериям качества.
Количественные оценки качества, выраженные в числовом виде, также имеют многостороннюю, недостаточно нормированную структуру. Числовые показатели качества управленческих работ могут быть как размерными, выраженными в определенных единицах измерения, так и безразмерными, относительными. Следует отметить, что наряду с однозначной детерминированной оценкой, представленной единственным числом, вполне допустимы, а часто и необходимы интервальные, «вилочные» оценки с указанием нижней и верхней границ «от и до» и вероятностные оценки в виде математического ожидания значения оценки и его дисперсии или даже кривой распределения значений оценок. Количественные оценки качества работы могут иметь разный вид.