Оценка процесса управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 14:06, реферат

Описание работы

Характерной особенностью управления любыми объектами является достижение определенных целей. Эта общая особенность может быть положена в основу определения процесса управления. Процессом управления называют целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления в целях реализации функций управления.
Процесс управления состоит из циклически повторяющейся во времени последовательности видов управленческой деятельности, которые получили название функций управления. Выделение функций в процессе управления может быть выполнено с различной степенью детализации. В качестве наиболее общих агрегированных функций управления обычно рассматриваются планирование, организация, мотивация и контроль. Принятие решений пронизывает всю управленческую деятельность, решения принимаются по широкому кругу задач управления. Ни одна функция управления, независимо от того, какой орган ее осуществляет, не может быть реализована иначе как посредством подготовки и исполнения управленческих решений.

Файлы: 1 файл

реферат леша оценка ур.docx

— 27.91 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Характерной особенностью управления любыми объектами является достижение определенных целей. Эта общая особенность  может быть положена в основу определения  процесса управления. Процессом управления называют целенаправленное воздействие  субъекта управления на объект управления в целях реализации функций управления.

Процесс управления состоит  из циклически повторяющейся во времени  последовательности видов управленческой деятельности, которые получили название функций управления. Выделение функций  в процессе управления может быть выполнено с различной степенью детализации. В качестве наиболее общих  агрегированных функций управления обычно рассматриваются планирование, организация, мотивация и контроль. Принятие решений пронизывает всю  управленческую деятельность, решения  принимаются по широкому кругу задач  управления. Ни одна функция управления, независимо от того, какой орган  ее осуществляет, не может быть реализована  иначе как посредством подготовки и исполнения управленческих решений. По существу, вся совокупность видов  деятельности любого работника управления так или иначе связана с  принятием и реализацией решений. Этим прежде всего определяется значимость деятельности по принятию решений и  определению его роли в управлении.

Управленческие решения - один из наиболее важных процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех дела. Только профессиональный менеджер владеет  технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых  эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно. Каждый менеджер знает, что, прежде чем начинать какое - либо дело, необходимо определить цель своих действий: стратегическую (на долговременную перспективу) и тактическую (для конкретного действия).

Цели должны быть конкретными  и измеримыми, т.е. для каждой цели должен существовать критерий, который  позволил бы оценить степень ее достижения. Если такого критерия нет, то невозможна реализация одной из основных функций  управления - контроля. И в этом смысле цель, степень достижения которой  можно количественно измерить, всегда лучше цели, сформулированной лишь словесно.

Не менее важное профессиональное качество менеджера - умение предвидеть. Тот, кто не умеет предвидеть, не может управлять.

Внешняя и внутренняя среда, в которой функционирует организация, подвержена непрерывным изменениям, степень значимости которых различна. Чтобы не оказаться в ситуации водителя, не заметившего резкого  поворота дороги, контроль за состоянием внешней и внутренней среды организации  должен осуществляться непрерывно. Именно результаты оценки качества и контроля управленческих решений являются основанием для руководителей организации  корректировать принятые ранее решения, если отклонения в ходе реализации принятых ранее решений значительны.

Только правильно оценив возможные потери и выигрыши, разработав программу действий по предотвращению возможных отрицательных последствий, можно принять качественное управленческое решение.

Задачи настоящей контрольной работы: рассмотреть теоретические аспекты оценки качества управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

Самооценивание. В любую  управленческую деятельность, как уже  отмечалось, входят анализ и контроль качества со стороны самого лица, выполняющего работу. Без самоконтроля и самооценки качества в поиске лучшего решения  не было бы отбраковки, вариантного  отбора, представляющих неотъемлемое свойство процесса подготовки и принятия решений

По своей природе, смыслу, назначению оценки качества собственной  работы - это самые тщательные, кропотливые, детальные и емкие оценки, а  при высоком профессиональном уровне работника - весьма квалифицированные  и глубокие. Зачастую мало кто, кроме  самого работника, способен стой же полнотой устанавливать качество проделанной  работы. В то же время технология самооценки в значительной степени индивидуализирована, ее трудно регламентировать и контролировать, результаты оценок фиксируются в основном в памяти работника и недоступны всеобщему обозрению. Такие оценки субъективны, вследствие чего они могут быть индивидуально-ориентированными. Например, несамокритичный работник склонен стремиться к уровню качества, достаточному, чтобы «сдать» работу. Этот уровень будет для него предельным и получит высшую оценку, так как дальнейшее повышение качества не в его интересах Автор какой-либо идеи часто тяготеет к завышению оценки ее качества. Следовательно, необходимо учитывать влияние психологических факторов на самооценку работы

Оценивание со стороны  руководителей работ. Руководители органов управления, проектов, программ, научные руководители устанавливают  качество работ, опираясь в первую очередь  на систему «внутренних» оценок и суждений, процедуры формирования которых не регламентированы. Так как руководители выступают в роли творцов центрального замысла при выработке, обосновании и принятии управленческих решений, их оценки качества являются, с одной стороны, самооценками, с другой стороны - контрольно-проверочными оценками по отношению к руководимым работам подчиненных сотрудников

Оценки качества со стороны  руководителей часто формируются  в явном виде и доводятся до работников как элемент управляющего воздействия, осуществляемого с  целью направить работу в нужное русло, отыскать рациональное решение, устранить ошибки и просчеты отдельных  работников Аттестационное оценивание качества работ и работников проводится периодически для проверки соответствия сотрудников занимаемым должностям, при выдвижении их на повышение Оценивание работ руководителями также осуществляется также при подведении итогов работы за определенный период. В то же время многие оценки качества управленческой деятельности, вырабатываемые руководителями, проводятся ими «для себя», для анализа вариантов управленческих решений, принимаемых самим руководителем, и отсеивания непригодных вариантов

Алгоритмы и процедуры  оценивания качества управленческих работ  их непосредственными руководителями, также как и самоконтроль сотрудников, чаще всего сугубо индивидуальны, опираются  в основном на опыт и интуицию. Так как руководители и ведущие сотрудники обычно имеют высокую профессиональную квалификацию, владеют навыками работы, глубоко понимают и воспринимают цели деятельности, их оценки качества в принципе могут быть наиболее представительными и достоверными. Однако и этим оценкам нередко присущ субъективизм

Оценивание со стороны  заказчиков. Самые разные виды управленческих работ, связанных с подготовкой  проектов законов и других нормативных  актов, проектов управленческих решений, программ, прогнозов, обоснований, аналитических  материалов, выполняются по заказу внешних по отношению к исполнителям работ организаций Чаще всего  это работы, проводимые на договорных, контрактных началах или по указанию вышестоящих органов управления. Так как заказчик выступает в роли потребителя результатов выполненной работы, а часто и ее покупателя, то его суждение о качестве является определяющим для исполнителей работ. Лишь в отдельных конфликтных ситуациях, когда оценки заказчиков и исполнителей расходятся решительным образом, назначается специальная комиссия, ее заключение становится важнее оценки заказчика. Обычно заказчики психологически склонны к занижению качества принимаемых ими работ Оценивание работ со стороны заказчиков может выполняться по мере завершения отдельных этапов или выполнения работы в целом

Коллегиальное оценивание. К коллегиальным относятся групповые, коллективные оценки, формируемые группой  лиц, уполномоченных оценивать качество управленческих работ либо заинтересованных в проведении оценки. Такие оценки осуществляются посредством формирования коллективного мнения специально создаваемых  групп экспертов постоянно действующих  комиссий, советов, коллегий, а также  путем вынесения проектов на коллективное обсуждение. Коллегиальные оценки целесообразно  разделить на следующие группы: а) оценки со стороны вышестоящих органов; б) оценки постоянно действующих  советов и комиссий; в) оценки, формируемые  специально созданными экспертными  группами; г) оценки производственных совещаний коллективов, выполнявших  работы; д) оценки на основе широкого обсуждения.

Постоянно действующие комиссии и советы в виде коллегий министерств  и ведомств, ученых советов, научно-технических  советов, экспертных комиссий и советов  периодически рассматривают, обсуждают, анализируют на своих заседаниях проекты управленческих решений, предложения  по совершенствованию управления, давая  им коллегиальную оценку. На таких  советах сопоставляются разные мнения и суждения, вырабатывается обобщенное мнение, достигается высокий уровень  представительности оценок. Кроме того, в состав коллегий и экспертных советов  включаются наиболее опытные специалисты, что служит предпосылкой высокого квалификационного  уровня вырабатываемых ими заключений. Однако разношерстность состава коллегий, резкие отличия в уровне профессионализма их членов, крайняя противоречивость суждений участников процесса оценивания, разная степень заинтересованности в объективности оценок часто приводит к непредставительности общей оценки.

Групповое оценивание качества работ зачастую имеет место со стороны самих работников, когда  рассмотрение результатов работы выносится  на производственное совещание отдела, сектора, другого подразделения. Обсуждение итогов или промежуточных результатов  деятельности лицами, осуществляющими  эту деятельность, очень полезно, так как способствует проведению творческих дискуссий, обмену мнениями, высказыванию критических замечаний  со стороны коллег, а также выработке  коллективных мнений о путях устранения недостатков и повышения качества подготавливаемых материалов, документов, решений. Кроме того, производственные совещания подразделений в целях  совместного обсуждения качества выполненных  работ и путей его повышения  способствуют ознакомлению работников с содержанием и характером деятельности их коллег, что помогает налаживанию  тесных контактов углублению взаимодействия и согласованности и в итоге  ведет к повышению качества работы всего подразделения.

Разнообразие видов и  форм коллегиального оценивания качества управленческих работ придает ему  весомость и способствует широкому распространению этого метода оценивания. Групповые оценки получают значительное распространение в системе управления качеством хозяйственной деятельности.

Большинство коллегиальных  оценок качества управленческих работ  отличаются наибольшей объективностью из всех применяемых форм оценивания. В то же время их предпочтительность не носит абсолютного характера, потому что и им свойственны определенные ограничения, которые приходится принимать  во внимание.

Индивидуальное оценивание со стороны экспертов, контролеров, ревизоров, аудиторов. К оценке качества управления, управленческих работ могут  привлекаться и привлекаются отдельные  лица, специалисты в области той  деятельности, которая подвергается оценке. Чаще всего такое оценивание составляет предмет внешней экспертизы. Результаты оценок в этом случае очень  чувствительны к уровню профессионализма эксперта, занимаемой им позиции по отношению к исполнителям работы, а также его собственной точки  зрения на то, как следовало бы решать проблему. Для подавления, смягчения  подобных эффектов прибегают к привлечению  нескольких независимых экспертов. В этом случае индивидуальные оценки превращаются по существу в групповые, коллегиальные. Существуют даже методы сведения локальных оценок в общую, называемые методами экспертных оценок.

Рассмотрим теперь виды, формы представления оценок качества управленческой деятельности. По признаку формализации оценок способы оценивания разделяют на неформализованные, формализованные  и смешанные.

Под неформализованными, качественными  понимаются способы оценивания эвристического характера, не описываемые с помощью  формул, математических зависимостей, логических и вычислительных алгоритмов и не реализуемые с помощью  средств технической кибернетики, а доступные только мозгу человека, вырабатываемые на основе опыта и  интуиции. Соответственно формализованными считаются способы, основанные на применении математических зависимостей, процедуры  которых выполняются по формально-логическим алгоритмам, допускающим реализацию с помощью средств вычислительной техники. В частично формализованных (полуформализованных) методах комбинируются, сочетаются, перемежаются формализованные  и неформализованные процедуры.

По форме выражения  оценок качества методы оценивания могут  быть разделены на две группы: качественное суждение и количественная числовая оценка.

Качественное суждение относится  к категории вербальных (словесных) оценок, не вписанных в регламентированную шкалу. Такие суждения чаще всего  не упорядочены ни по составу используемых оценок, ни по их рангу. Уровень качества управленческих работ, выражаемый в  виде качественного суждения, определяется по смысловому значению высказываемых  оценок. При этом такие общеупотребительные  оценки работ, как «удовлетворительная», «неудовлетворительная», «хорошая», «плохая», «отличная», «высокого уровня», «низкого уровня», могут усиливаться или ослабляться за счет включения в них таких оценок, как «вполне удовлетворительная», «весьма положительная», «целиком не удовлетворяющая требованиям». Качественное оценивание должно, как минимум, давать ответ на вопрос, находится ли работа в зоне допустимого качества, то есть, удовлетворяет ли она предъявленным требованиям. Содержательность качественных оценок значительно усиливается, если заранее предписано, какие стороны качества работы они должны отражать (например, актуальность, новизну, эффективность, соблюдение сроков и др.), тем самым фактически формируется вектор оценок, компоненты которого соответствуют отдельным признакам или критериям качества.

Количественные оценки качества, выраженные в числовом виде, также  имеют многостороннюю, недостаточно нормированную структуру. Числовые показатели качества управленческих работ  могут быть как размерными, выраженными  в определенных единицах измерения, так и безразмерными, относительными. Следует отметить, что наряду с  однозначной детерминированной  оценкой, представленной единственным числом, вполне допустимы, а часто  и необходимы интервальные, «вилочные» оценки с указанием нижней и верхней границ «от и до» и вероятностные оценки в виде математического ожидания значения оценки и его дисперсии или даже кривой распределения значений оценок. Количественные оценки качества работы могут иметь разный вид.

Информация о работе Оценка процесса управления