Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 08:35, контрольная работа
Но не стоит недооценивать столь быстроразвивающегося направления, как все то что «прилетает» из-за океана со скоростью света, и так же быстро исчезает.
Ни для кого не секрет, что руководители и управленцы всех звеньев нуждаются в особой системе психологической поддержки. Коучинг призван раскрыть интеллектуальный и творческий потенциалы управленца, а так же помочь добиться качественных результатов в различных областях деятельности и сферах жизни.
Охарактеризуйте особенность коучинга как стиля управления………….3
Приведите и проанализируйте сравнительные характеристики лидерства и руководства…………………………………………………………………8
Укажите понятие, характеризующееся определением: «осознание и переживание человеком ответственности, основанные на самооценке исполнения обязанностей». Соотнесите это понятие с нравственной ответственностью руководителя…………………………………………..12
ОГЛАВЛЕНИЕ
12 часов ночи. Громкий
стук в дверь.
Штирлиц подходит к двери и спрашивает:
«кто там?»
«Здесь вопросы задаем мы!» - доносится
из-за двери.
«О, - подумал Штирлиц, - коучи пришли…»
За недолгую историю коучинга в России, насчитывающую уже около 11 лет (о коучинге активно в нашей стране заговорили после Первой международной конференции, которая состоялась в Санкт-Петербурге и Москве в 2002 году), это понятие, не успев сформироваться и выработать свою методологию, превратилось в своеобразный контейнер различных услуг по развитию и раскрытию потенциала личности.
Но не стоит недооценивать столь быстроразвивающегося направления, как все то что «прилетает» из-за океана со скоростью света, и так же быстро исчезает.
Ни для кого не секрет,
что руководители и управленцы всех
звеньев нуждаются в особой системе
психологической поддержки. Коучинг
призван раскрыть интеллектуальный
и творческий потенциалы управленца,
а так же помочь добиться качественных
результатов в различных
Коучинг относят к новейшим стилям управления. Коучинг (от англ. coaching – тренировать, заниматься репетиторством, консультированием, готовить к экзаменам или спортивным соревнованиям) есть процесс воздействия на личностные качества другого человека в целях их максимального развития. [с.80, 9]
Международной Федерацией Коучинга (ICF) дается следующее определение процесса коучинга: «Коучинг – это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам достигать реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни…» [14]
Так же Федерацией разъясняется, что на встрече с коучем клиент выбирает предмет разговора, а коуч слушает клиента, сопровождая разговор замечаниями, эффективными вопросами, которые проясняют ситуацию. Это взаимодействие побуждает клиента к действиям. Коучинг катализирует процесс самосовершенствования клиента, открывает пред ним «новые двери».
Джон Уитмор (английский бизнесмен и консультант, ввел термин «коучинг»), давал следующее определение коучингу: «это управленческое поведение, альтернативное командно-контролирующему». [14]
Так или иначе, основную задачу коучинга можно определить как стимулирование самообучения клиента, так чтобы он смог сам найти и получить необходимые знания, а так де раскрытие внутреннего потенциала. И какое бы определение не давалось термину «коучинг», общую суть можно описать несколькими словами [6]:
Но использование системы коучинга возможно не только в отношении руководителя, но и его коллектива. Тогда в роль коуча вступает сам руководитель, а коучинг становится его стилем управления. Коучинг – это эффективный стиль управления персоналом в бизнесе. Управление в стиле коучинг позволяет добиться больших результатов, чем широко распространённый сегодня директивный стиль руководства. Использование коучинга позволяет значительно повысить продуктивность работы сотрудников, наиболее полно использовать их потенциал в интересах дела, повысить их мотивацию. Коучинг облегчает делегирование полномочий и существенно экономит рабочее время.
Естественно, руководителю
необязательно становиться
При общении с подчиненными руководитель - коуч должен придерживаться примерной схеме:
В результате, руководитель может быть уверен в том, что сотрудник правильно уяснил поставленную перед ним задачу, обеспечен всеми необходимыми для ее решения ресурсами, и принял на себя ответственность за ее решение. Как следствие, руководитель может заниматься своими непосредственными обязанностями, вместо постоянного контроля и необходимости переделывать работу самостоятельно.
Следует отметить, что необходимой и неотъемлемой частью коучингового процесса является именно эффективная обратная связь между руководителем и подчиненным. Эффективная обратная связь в коучинге заключается в следующем алгоритме [4]:
Преимущества такой обратной
связи в том, что она описательная,
а не оценочная или осуждающая.
Она направлена на конкретное поведение,
которое можно разумно
Таким образом, формируя некий «контакт» с подчиненным, руководитель помогает подчиненному найти собственное решение.
Несмотря на все преимущества данного стиля управления, существуют некоторые сложности. Поскольку коучинг – это совместная деятельность руководителя и подчиненного, она осуществляется совместно, а значит, ответственность за ход процесса лежит на обоих субъектах.
И для эффективного управления необходимо соблюдение нескольких условий.
Во-первых, сотрудники должны быть готовы к такому стилю и обладать определенными навыками: уметь доверять и быть открытым, уметь слушать, размышлять и стремиться понять, уметь брать на себя ответственность за результат.
Во-вторых, к такому стилю взаимодействия должен быть готов сам руководитель: обладание необходимыми человеческими качествами, знаниями, навыками.
В-третьих, установление доверительных отношений занимает определенное время, и является результатом долгой работы. Так же подчиненный может не хотеть думать самостоятельно и брать на себя ответственность, предпочитая непосредственное руководство. И, конечно же, необходимо учитывать корпоративную культуру организации, возможность применения такого стиля управления в ней.
Таким образом, коучинг как стиль управления, имеет свои достоинства и недостатки, и вопрос выбора стоит за руководителем. Коучинг не решит всех проблем, но их может стать меньше. Вопрос в том, чем готов «заплатить» руководитель за свой выбор. И совершенно очевидно, что эта цена – контроль. «Руководителю придется перестать контролировать». [6] Еще одна цена – это постоянное самосовершенствование. Взяв на себя роль коуча, руководитель обязан развивать в себе гибкость и открытость к восприятию нового.
Таким образом, не претендуя на идеальный, коучинг является, несомненно, эффективным инструментом управления. Это модель взаимодействия, благодаря которой руководитель повышает уровень мотивации и ответственность, как у самого себя, так и у своих сотрудников.
Существуют различные подходы к определению понятий руководство и лидерство. Например, английская школа психологии отождествляет руководство и лидерство. В свою очередь, российская психология эти понятия различает. Более того, явлениям руководства и лидерства посвящено ни одно научное и практическое исследование.
Итак, руководство и лидерство – два разных понятия. Под руководством в отечественной психологии принято понимать «социальную характеристику отношений в группе с точки зрения распределения ролей управления и подчинения; регламентированный обществом правовой процесс». [10] «Руководство – это целенаправленное воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности соответственно намерениям руководителя». [с.33, 8] Руководство является частным случаем управления и предполагает взаимодействие руководителя с подчиненным. Основная цель деятельности руководителя - это объединение, интеграция усилий работников аппарата управления для принятия и реализации решений, воздействие через аппарат на весь коллектив предприятия с тем, чтобы выполнить поставленные задачи. Деятельность руководителя включает решение социальных, служебных, воспитательных, а так же организационно-управленческих вопросов. Так, когда влияние исходит из официального положения в организации, принято говорить о формальном лидерстве, то есть о руководстве. В другом случае, когда влияние исходит из признания другими личного превосходства, говорят о естественном лидерстве, неформальном.
Лидерство – отношение доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. [1] Лидерство является психологической характеристикой поведения, в то время как руководство – характеристика социальная. Лидерство основано на принципах свободного общения, взаимопонимания и добровольности подчинения. [с.33, 8] Следует отметить, что любой неформальный лидер обладает личностным притяжением. Лидеры присутствуют во всех коллективах и занимают особую позицию. Они активно влияют на морально-психологические настроения в коллективе, нередко могут становиться источником конфликтов.
Общей задачей, объединяющей лидера и руководителя, является то, что они имеют дело с одним типом проблем, связанных со стимулированием персонала, нацеливанием его на решение определенных задач.
Имея общие цели, между руководством и лидерством существует множество различий. [1]
Так, руководитель направляет работу других и несет за ее результаты персональную ответственность. Свое взаимодействие с подчиненными он строит на фактах в рамках установленных целей. Лидер же воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передает свое видение мира коллективу, помогает пройти этапы различных изменений.
Руководители часто занимаю пассивную позицию по отношению достижения целей. Возможно, это обосновано тем, что эти цели установлены кем-то и заранее. Лидеры же наоборот, ставят собственные цели и используют их для изменения отношения сотрудников к общему делу.
Различие явлений не подразумевает того, что руководитель и лидер не могут совпадать в одном лице. Так же как и то, что руководитель обязательно является лидером. Однозначно, что официальное назначение руководителя на должность дает преимущества в завоевании лидерских позиций в группе. Поэтому, обладая естественными психологическими качествами, руководителю проще стать лидером. Но нужно помнить, что стать руководителем - не означает автоматически стать лидером, поскольку лидерство базируется на неформальной основе.
Для руководителя важен формальный порядок при взаимодействии с подчиненными. Отношения строятся соответственно ролям в заданной цепочке событий, процесс носит формальный характер. В то время как лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции.
Информация о работе Охарактеризуйте особенность коучинга как стиля управления