Определение делового профиля личности руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:53, реферат

Описание работы

Деятельность руководителя включает в себя не только управление подчиненными в процессе и с целью решения производственных задач. Ролевая структура деятельности предполагает исполнение руководителем весьма широкого круга действий и обязанностей, среди которых разработка технологических систем управления, подготовка и принятие решений, осуществление управленческих воздействий и взаимодействие с подчинёнными, формирования микросреды, выполнение множества дополнительных операций, сопутствующих управленческой деятельности.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ  АКАДЕМИЯ МИНЗДРАВА РОССИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е  Р А Т

 

По разделу: Управление временем и собой (самоменеджмент)

На тему: Определение делового профиля личности руководителя

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил интерн: Байтурина  Александра Аражабовна

По специальности 060109 «Управление сестринской деятельностью»

Проверил: ассистент кафедры  сестринского дела, ухода за больными и 

менеджмента Анфимова Ирина Александровна

 

 

 

Челябинск 2013

Деятельность руководителя включает в себя не только управление подчиненными в процессе и с целью  решения производственных задач. Ролевая  структура деятельности предполагает исполнение руководителем весьма широкого круга действий и обязанностей, среди которых разработка технологических систем управления, подготовка и принятие решений, осуществление управленческих воздействий и взаимодействие с подчинёнными, формирования микросреды, выполнение множества дополнительных операций, сопутствующих управленческой деятельности. Функционально полная система психологических характеристик руководителя – это минимально необходимый набор характеристик, достаточный для описания обобщенного психологического портрета личности руководителя и позволяющий сформировать описание всех прочих психологических характеристик, которые могут быть описаны как комбинация или следствие характеристик, образующих функционально полную систему. Специфика труда руководителя состоит в том, что производственные, экономические, технические и социальные задачи он решает по преимуществу в организационном аспекте, воздействие на людей, которые должны непосредственно решать эти задачи. В рамках определенных правовых норм руководитель должен проявлять инициативу, развивать инициативу управленческого коллектива, трудящихся и соответственно нести полную ответственность за собственные действия и их результаты. С информационной точки зрения труд руководителя – это сбор информации, её передача, переработка, организация обратной связи и т.д. Процесс преобразования информации имеет свои законы, которые также определяют характер его труда.

Управленческий труд – вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в  организации, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач. Объектом управленческого труда является сфера его приложения – организация, структурное подразделение. Предмет управленческого труда – информация о состоянии объекта и о необходимых изменениях в его функционировании и развитии. Продукт управленческого труда – управленческие решения и практические действия, необходимые для обеспечения функционирования объекта в требуемом режиме. Поскольку управленческое воздействие на все сферы деятельности осуществляется членами производственного коллектива, приоритетное значение имеет управление живым трудом, то есть целесообразной деятельности всех членов коллектива. Содержание управленческого труда применительно к конкретному объекту определяется составом функций управлений. К их числу можно отнести: определение целей и планирование, организацию исполнения, координацию и стимулирование деятельности исполнителей, учет и контроль исполнения. Каждая функция отражает определенную форму и способ управленческого воздействия на управляемый объект, обуславливая соответствующий стиль и методы управления. Составляющие труда руководителя: производственная, социально-экономическая и организационно-управленческая. Руководитель как лидер коллектива рассматривается как носитель инновационной организационной культуры, как основной инициатор последовательных изменений в организации. Важнейшие черты современного руководителя: профессионализм, способность вести за собой коллектив, стремление создавать и поддерживать хороший психологический климат.

 

Система деловых качеств руководителя

 

Под деловыми качествами понимается наличие у руководителя следующих способностей:

    • способности находить кратчайший путь к достижению цели;
    • способности к самостоятельному мышлению и оперативному принятию обоснованных решений;
    • способности к последовательному и инициативному обеспечению их выполнения;
    • способности высвобождать человеческую энергию (инициативу, энтузиазм).

 

В чем же конкретно  обнаруживаются деловые качества? Обладающий деловыми качествами руководитель должен:

    • уметь проводить квалифицированный анализ ситуации и разбираться в сложной обстановке;
    • точно воспринимать предписания вышестоящих руководителей;
    • разрабатывать альтернативные решения с последующим выбором наиболее результативного;
    • своевременно определить содержание действий, требуемых для разрешения возникающих проблем;
    • ясно ставить задачи перед подчиненными и осуществлять эффективный контроль их исполнения;
    • проявлять волю и настойчивость в преодолении возникающих трудностей.

Оставаться самокритичным  в оценке итогов деятельности. Компетентность понимается как доскональное знание своего дела и существа выполняемой  работы, как понимание связей различных  явлений и процессов, как нахождение возможных способов и средств в достижении намеченных целей. Руководитель, видимо, не может в одинаковой степени быть компетентным по всем вопросам, в решении которых он принимает участие, и в этом нет ничего компрометирующего. Однако руководителю не обойтись без определенной суммы профессиональных знаний,  достаточных для ясного понимания целей, для восприятия новых идей, для квалифицированного разбирательства в возникающих ситуациях и для принятия по ним обоснованных решений. Некомпетентный, не разбирающийся в деле руководитель неизбежно оказывается в унизительной зависимости от своего окружения. Он вынужден оценивать обстановку по подсказкам своих подчиненных или вышестоящих начальников. Он, как правило, затрудняется высказывать весомые суждения, предпринимать активные действия, давать полезные советы по специальным вопросам. Он нередко вынужден имитировать полезную деятельность, ибо не способен к реальным и ответственным действиям. Он обычно, чтобы скрыть незнание дела, стремиться окружить себя столь же некомпетентными и отдалить способных работников.

Организаторские способности  руководителя выражаются прежде всего  в следующем:

    • в умении выделять и четко формулировать как перспективные, так наиболее важные в каждой конкретной ситуации задачи;
    • в умении своевременно принимать аргументированные решения и обеспечивать их выполнение;
    • в умении согласовывать свои замыслы с условиями действительности;
    • в умении организовать, координировать, направлять и контролировать деятельность подчиненных.
    • В умении постоянно и успешно сотрудничать с другими подразделениями и с органами контроля.

Хороший организатор, как  правило, обладает острым и гибким умом, сочетающимся с сильной волей. Результаты своих решений он претворяет в  жизнь оперативно и без лишних колебаний. Он всегда добивается завершения начатого дела. При этом он может пойти на определенный риск, действуя в условиях неопределенности, смело и решительно, не дожидаясь указаний сверху и проявляя находчивость в сложных обстоятельствах. Риск его оправдан, ибо его смелость основывается на его компетенции. Здесь он отдает себе отчет в серьезности последствий. Зачастую такой организатор не лишен также «пробивных» способностей, которые помогают ему находить наиболее результативные в данной ситуации ходы и верные средства решения проблем. Способный организатор опирается на разум всего коллектива, его настойчивость никогда не переходит в упрямство и нетерпимость к чужому мнению, он приучает подчиненных к самостоятельности. Организаторская работа немыслима без твердой дисциплины и порядка, иначе большие и хорошо продуманные усилия по улучшению организации деятельности могут быть сведены на «нет». Соблюдение дисциплины и порядка предполагает, в свою очередь, контроль со стороны руководителя. Организаторские способности во многом определяются природными задатками, но они также приобретаются в процессе учебы и работы. Таким образом, чтобы стать истинно деловым руководителем, недостаточно одной компетенции, то есть суммы знаний, позволяющих глубоко разбираться в деле и решать возникающие проблемы. Для реализации самой компетенции и осуществления принятых решений необходимы также организаторские способности, то есть навыки налаживания совместной работы многих людей и умение добиваться выполнения принятых решений. Среди них:

    • понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организаторских структур управления, функциональных обязанностей и стилей работы, владение способами увеличения эффективности управления;
    • способность разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;
    • ораторские способности и умение выражать мысли;
    • владение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирования отношений среди подчиненных;
    • способность налаживать отношения между фирмой и и ее клиентами, управлять человеческими ресурсами, планировать и прогнозировать их деятельность;
    • способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию;

Умение оценивать не только знания, но и проявлять навыки на практике. На основе практического опыта выработаны требования к профессиональной компетенции руководителей:

    • знание должностных и функциональных обязанностей, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации;
    • понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента;
    • владение искусством управления человеческими ресурсами и эффективной мотивации персонала к достижению поставленных целей, повышению организационной культуры;
    • владение искусством налаживания эффективных связей с внешней средой;
    • умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе.

Практика показывает, что одни руководители умело ведут  людей за собой, успешно преодолевая  возникающие трудности, другие же в подобных условиях вызывают лишь недоверие со стороны подчиненных и терпят неудачу.

Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных и, наконец, повлиять на человека так, чтобы он захотел  выполнить решение, принятое руководителем, - свидетельствует о том, что у такого руководителя нет полного набора качеств, необходимых ему.

 

Система личностных качеств руководителя

 

Чтобы руководитель мог  успешно управлять трудовым коллективом, он должен удовлетворять некоторым  требованиям к его личности. Эти  требования довольно многогранны и жестки. Четко определить содержание требуемых для руководителя качеств довольно сложно. Если лицам, назначающим на руководящую работу, предложить составить обстоятельный список таких качеств, то почти наверняка их позиции разойдутся. Существует много соображений относительно методологии и практики определения требований к качествам руководящих работников. Попытаемся привести общий перечень качеств, присущих современному руководителю.

Хороший руководитель -- это человек:

    • открытый, экстравертивный (обращенный вовне);
    • любознательный, восприимчивый;
    • решительный, ориентированный на результат;
    • опытный, критически настроенный, терпеливо относящийся к ошибкам;
    • обаятельный, спокойный, внушающий доверие;
    • внимательный и добросердечный, готовый выслушать других;
    • смелый, невозмутимый, гибкий, свободный от предрассудков;

Готовый способствовать развитию других. Все многообразие требований к руководителям может быть сведено в три группы: мировоззренческие, деловые, нравственно-психологические. Но ведь важно не только правильно установить объективные требования профессиональной пригодности руководителя. Не менее важно разработать методы их распознавания у людей, овладеть обоснованной технологией оценки и отбора кадров. Мировоззренческие качества. Мировоззрение человека -- это система ценностей, которая определяется его знаниями, логикой мышления и поведения, должным образом ориентированной волей, вынуждающей действовать по внутреннему убеждению, так как повелевает долг и совесть. Ценности -- это то, что для человека является важным, значимым, стоящим. Они определяют его отношение к различным атрибутам (значащим признакам) жизни: общественным, материальным, духовным. Еще в древности знали, что у человека есть духовная сила, верность своим убеждениям и уверенность в своей правоте, придающая мужество преодолеть многие трудности. По Аристотелю, такой человек находится на верхней ступени духовного величия и мужества. Оно заключается в том, чтобы одинаково открыто высказывать любовь и ненависть, чтобы судить и говорить о чем бы то ни было с полнейшей искренностью и чтобы, ценя истину превыше всего, не обращать внимания на одобрения и порицания, исходящие от других. Ценности человека - это его точка зрения, которой он готов твердо придерживаться, за нее бороться и ее совершенствовать. Ценности не являются чем-то, что можно увидеть, и поэтому они ускользают от понимания. Их можно распознать только изучая реакции и подходы, лежащие в основе поведения человека. Ценности можно определить, рассматривая отношение человека к следующим атрибутам жизни:

    • к власти (с уважением, подвергая сомнениям...);
    • к результату работы;
    • к риску;
    • к помощи другим;
    • к жизни и работе;
    • к поощрению и наказанию;
    • к удовольствиям и т.д.

Некоторые ценности могут  разделяться всеми членами общества, другие не разделяются. Может быть полная поддержка взглядов, согласие со взглядами, способность мириться или полное несогласие. Выработка ценностных установок человека происходит довольно сложным путем воспитания, наблюдений, жизненного опыта.

По мере накопления опыта характер ценностей для человека может меняться. При выборе руководителя важно знать, какими нравственными и духовными правилами человек руководствуется в жизни, работе, общении; каковы его идеалы, ценностные ориентиры. Под мировоззренческими качествами руководителя понимаются его идейные убеждения и взгляды, его преданность делу, его жизненная позиция (жизненная философия), которая образует определенную систему ценностей и идеалов. В решении многих вопросов, с которыми встречается руководитель, обычно имеется несколько альтернативных вариантов решений. Ему предоставляется определенная свобода выбора, что и как делать.

Информация о работе Определение делового профиля личности руководителя