Определение, характеристики и значение внешней среды фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:03, реферат

Описание работы

Задача менеджмента состоит в том, чтобы добиться соответствия предприятия окружающей среде. Менеджер должен исходить из того, что это двухсторонний процесс. Так же как он реагирует на перемены во внешней среде, так и среда будет меняться в результате воздействия принимаемых им решений.
На деятельность любой организации влияют как внешняя, так и внутренняя среда. Менеджеру необходимо определить какие факторы формируют эти среды, а так же в какой степени они влияют и какие действия необходимо предпринимать, чтобы это влияние оказало меньшее воздействие.

Файлы: 1 файл

Внешняя среда фирмы.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и  других нормативных актов, устанавливающих  правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой  среды,  как действенность  правовой  системы, сложившиеся традиции   в   этой   области   и   процессуальная   сторона   практической реализации законодательства.

 

Потребители: покупатели занимают, разумеется, центральное положение на рынке, где предприятие пытается сбыть свои товары или оказать услуги. Поэтому для отдельной фирмы имеет большое значение, как относится покупатель к ней самой и к ее товарам. Потребители, решая, какие товары или услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к результатам ее деятельности.

Воздействие потребителей на внутренние переменные структуры зачастую значительно. Так многие организации ориентируют  свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они в  наибольшей степени зависят.

Изучение покупателей позволяет  организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели подвержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

Изучая покупателя, фирма также  уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к  ней в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность  в выборе продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ослабнет. Если же наоборот, то продавец должен искать замену данному покупателю другим, который имел бы меньше возможности в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции.

Так само выживание и оправдание существования организации зависит  от способности находить потребителя  результатов ее деятельности и удовлетворять  его запросам.

 

Конкуренты: это внешний фактор, влияние которого невозможно оспорить. Руководство каждого предприятия понимает, что если не удовлетворить нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и по какой цене.

Анализ конкурентов направлен  на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.

Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них, на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции.

Многие фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны "пришельцев" и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно вновь пришедшим на их рынок. Об этом очень важно помнить и создавать барьеры на пути вхождения потенциальных "пришельцев". Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет экономии от большого объема производства, контроль над каналами распределения, использование локальных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, и т.п. Однако любая из этих мер оказывается действенной только тогда, когда она является реальным барьером для "пришельца". Поэтому очень важно знать то, какие барьеры могут остановить или помешать потенциальному "пришельцу" выйти на рынок, и воздвигнуть именно эти барьеры.

Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Особенность трансформации рынка в случае с появлением замещающего продукта состоит в том, что если им был "убит" рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Поэтому, для того, чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь в себе достаточный потенциал, чтобы перейти к созданию продукта нового типа.

Важно понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплаты труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

 

Профсоюзы: подписывая договор с профсоюзом, фирма, по сути, договаривается с поставщиком рабочей силы. Закон о трудовых отношениях, который потребовал от профсоюзов честного ведения переговоров с нанимателями, заставил их вести контроль за соблюдением выполнения трудового договора, а выявление конфликтов ведет к приостановке работы предприятия.

При анализе деятельности профсоюзов, необходимо уделять внимание их политике и отношению к той или иной отрасли, руководству данного предприятия.

 

 

2. 2. Факторы  косвенного воздействия

 

Факторы среды косвенного воздействия  обычно не влияют на операции организации  также заметно, как факторы среды  прямого воздействия. Среда косвенного воздействия обычно сложнее. Руководству необходимо опираться на предположения о такой среде. К основным факторам среды косвенного воздействия относятся (рис. 2.2):

  • состояние экономики;
  • политические факторы;
  • социально-культурные факторы;
  • научно-технический прогресс;
  • международные события.

 

Состояние экономики: изучение данного фактора дает возможность понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые  природные  ресурсы,  климат,  тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

 


 

Рис. 2.2 Среда косвенного воздействия

 

Важно понимать, что то или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное на другие организации. Фирмы, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние экономики особо сложным и важным для себя аспектом. Колебания курса доллара относительно валют других стран становились причиной мгновенного обретения или потери фирмами миллионов долларов.

Инфляция сокращает покупательную  способность потребителей и, следовательно, спрос. Новые налоги могут изменить распределение доходов и, следовательно, привести к переменам в покупательной способности. Уровень процентных ставок на капитал может сделать выгодными или не выгодными инвестиции в новые предприятия.

Руководство организации должно уметь  оценивать, как скажутся на операциях  организации общие изменения состояния экономики. Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги.

 

Политические факторы: одним из аспектов политической обстановки является настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социально-культурными тенденциями в демократическом обществе, эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы. Другим аспектом могут быть группы особых интересов и лоббисты, которые своим нажимом на определенные органы могут повлиять на политическую обстановку.

Политическая обстановка должна изучаться  прежде всего для того, чтобы иметь  ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытается провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, какое отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны. При этом важно уяснить такие базовые характеристики политической подсистемы, как-то: какая политическая идеология определяет политику правительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры, чтобы, используя это недовольство, захватить власть.

Политическая ситуация оказывает  влияние на экономическую обстановку. В определенной степени способы  управления экономикой есть результат  политических целей и задач находящегося у власти правительства.

Социально-культурные факторы: анализ данных факторы направлен па то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в  обществе обычаи и верования; разделяемые людьми ценности;  демографические  структуры  общества;   рост  населения.   Эти факторы определяют: примут ли такой товар люди и какой товар они хотели бы получить.

Социально-культурная среда определяет товары, которые люди стремятся покупать, в частности, отвечающие определенным вкусам и моде. Нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды, могут оказывать прямое влияние на образ жизни потребителя и посредством этого на спрос на товары. Социально-культурная обстановка может также повлиять на отношения отдельного лица к работе, что в свою очередь, влияет на его отношение к величине зарплаты и условиям труда, предлагаемые бизнесом.

Социокультурные факторы влияют на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании.

Значение социальной компоненты очень  важно, так как она является всепроникающей, влияющей как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Социальные процессы изменяются относительно медленно. Однако если происходят определенные социальные изменения, то они приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении организации. Поэтому организация должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения.

 

Научно-технический прогресс: анализ данного фактора дает возможность увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным последствиям для них.

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним  фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а так же на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

Очевидно, что организации, имеющие  дело непосредственно с технологией  высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать  на новые разработки и сами предлагать нововведения. Однако сегодня, чтобы сохранить конкурентоспособность, все организации вынуждены идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности.

Новые технологии могут привести к  повышению конкурентоспособности  или ее снижению, если успеха в разработке новых технологий добился конкурент.

Международные события: анализ данного  фактора отличается особой сложностью, это обусловлено уникальной совокупностью  факторов, характеризующих каждую страну. В то время как факторы внешней  среды в той или иной мере влияют на все организации, среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Последняя обусловлена уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития разнятся от страны к стране. При осуществлении функций планирования, организации, стимулирования и контроля руководители должны принимать такие различия в расчет. Когда организация начинает вести свои дела за пределами внутреннего рынка, соответствующие процедуры подлежат модификации под те или иные конкретные факторы окружения.

Информация о работе Определение, характеристики и значение внешней среды фирмы