Определение, характеристики и значение внешней среды фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:03, реферат

Описание работы

Задача менеджмента состоит в том, чтобы добиться соответствия предприятия окружающей среде. Менеджер должен исходить из того, что это двухсторонний процесс. Так же как он реагирует на перемены во внешней среде, так и среда будет меняться в результате воздействия принимаемых им решений.
На деятельность любой организации влияют как внешняя, так и внутренняя среда. Менеджеру необходимо определить какие факторы формируют эти среды, а так же в какой степени они влияют и какие действия необходимо предпринимать, чтобы это влияние оказало меньшее воздействие.

Файлы: 1 файл

Внешняя среда фирмы.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Задача менеджмента состоит  в том, чтобы добиться соответствия предприятия окружающей среде. Менеджер должен исходить из того, что это  двухсторонний процесс. Так же как  он реагирует на перемены во внешней  среде, так и среда будет меняться в результате воздействия принимаемых им решений.

На деятельность любой организации  влияют как внешняя, так и внутренняя среда. Менеджеру необходимо определить какие факторы формируют эти  среды, а так же в какой степени они влияют и какие действия необходимо предпринимать, чтобы это влияние оказало меньшее воздействие.

Для того чтобы определить стратегию  поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство  должно иметь углубленное представление  как о внутренней среде организации, ее потенциале и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда, и внешние окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы скрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

  

1. Определение, характеристики  и значение внешней среды фирмы.

Любая организация, осуществляя свою деятельность, должна находиться во взаимосвязи  с внешней средой. Не существует не одной организации, которая была бы «островом в себе». Любая организация нуждается в регулярном получении из внешней среды исходных продуктов для обеспечения своей жизнедеятельности, при этом каждая организация должна отдавать что-то во внешнюю среду в качестве компенсации за ее существование, как только рвутся связи с внешней средой, организация погибает. В последнее время в связи с усилением и усложнением конкуренции, а также резким ускорением процессов изменения в окружающей среде организации все в большой мере вынуждены уделять внимание вопросам взаимодействия с окружением, всё в большей мере развивать способности адаптации к изменениям внешней среды.

Ключевая роль в выработке и  проведении политики взаимодействия организации  с окружением играет менеджмент. Менеджмент уже не занимается только внутренними  вопросами организации, он старается строить эффективное взаимодействие организации с окружением не только путем воздействия на процессы, происходящие в организации, но и путем воздействия на окружающую среду. Поскольку от руководства зависит выживание фирмы, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют в большой степени на его организацию. Более того, он должен предложить подходящие способы реагирования на внешнее воздействие.

Так как каждая организация находиться и функционирует в среде, следовательно, каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация находиться в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в той среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддержать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

 

 

 

Основными характеристиками внешней среды фирмы, которые должен учитывать каждый менеджер, являются:

•   взаимообязанность факторов внешней среды - это уровень силы,  с  которой  изменение  одного  фактора  воздействует  на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться  на других,  изменение  одного фактора окружения  может обуславливать изменение других;

•  сложность  внешней  среды  - под этим   понимается   число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

Если говорить о числе внешних  факторов, на которые организация  вынуждена реагировать, то, если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с  профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идёт о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается;

•  подвижность  среды  - это  скорость,  с  которой  происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна, кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В то же время, если производственные мощности разработаны по разным странам мира, и исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом;

• неопределенность внешней среды - является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Так как бизнес все более становится глобальным занятием, требуется больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Первая проблема, с которой сталкивается руководитель, желающий исходить из принципа открытых систем, - определение внешней  среды, а именно учет внешнего окружения  только теми аспектами, от которых решающим образом зависит успех организации.

 

 

 

2. Воздействие  факторов внешней среды на деятельность фирмы

 

Один из способов определения окружения  и облегчения учета влияния состоит  в разделении внешних факторов на две основные группы: факторы прямого  воздействия и факторы косвенного воздействия. Необходимо понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого воздействия, так и косвенного.

 

2. 1.   Факторы прямого воздействия

 

  Это факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации. К ним относятся (рис. 2.1):

  • поставщики материалов;
  • поставщики капитала;
  • поставщики трудовых ресурсов;
  • законодательное воздействие;
  • потребители;
  • конкуренты;
  • воздействие профсоюзов.

    Поставщики предприятия являются важными субъектами рынка, на котором оно действует. Это относится как к поставщикам сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и вспомогательных услуг, так и к поставщикам машин и других элементов основного капитала, энергии, рабочей силы, капитала. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебание обменных курсов или политическая нестабильность.

 

 

 

Рис. 2.1  Среда прямого воздействия

 

В некоторых случаях все организации  определенного региона ведут  дела с одним или практически  одним поставщиком. Поэтому все  они попадают в равную зависимость от действий поставщиков.

Для экономики предприятия  крайне важно, чтобы оно обеспечивало себе все необходимые поставки, хорошее  сервисное обслуживание - на выгодных кредитных условиях - и, наконец, добилось льготных закупочных цен у своих  поставщиков. На рынке, где существует острая конкуренция между возможными поставщиками, фирма, уделяющая необходимое влияние закупкам, может легко решить данные проблемы. Это бывает значительно труднее, когда поставщики находятся в более выгодных условиях для ведения переговоров. Они могут угрожать повышением цен или снижением качества продукции, сервисных услуг, выдвигать новые условия относительно характера доставки и оплаты и т.д. Тем самым прибыль фирмы может быть снижена. Подобные угрозы могут возникнуть во многих случаях, например, если существует ограниченное количество потенциальных поставщиков или если поставляемый продукт весьма специфичен и при этом крайне важен для покупающей фирмы.

Поставщики материалов: некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах может создать большие трудности для организации.

Поставщики материалов и комплектующих  изделий, если они обладают большой  силой, могут поставить организацию  в очень сильную зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков очень важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками.

Поставщики капитала: для роста и процветания фирме нужны не только поставщики материалов, но и капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, программы по предоставлению кредитов, акционеры и частные лица и т.д. Как правило, чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности договориться с поставщиками на благоприятных условиях и получить нужный объем средств.

Акционер вкладывает свой капитал в надежде получить дивиденды, а банкир - проценты. При повышенном риске или неудовлетворенности  доходами на инвестиционный капитал они свободны вложить свои деньги в любую другую область экономики при условии наличия соответствующих возможностей и закона.

Например, приостановка соглашения долговых обязательств, чтобы решить временные проблемы поступления  наличных денег, может вызвать подозрения в финансовой надежности, что создает дополнительные трудности в получении кредита.

Поставщики трудовых ресурсов: адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, т.е. для эффективности организации как таковой. Без людей, способных эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы фирма может попасть неблагоприятные для нее условия, что может привести фирму к краху.

По большей части организации  стараются решать свои проблемы обеспечения  нужными трудовыми ресурсами  путем обучения и поддержки собственных  сотрудников.

Анализ рынка рабочей  силы направлен на то, чтобы выявить  его потенциальные возможности  в обеспечении организации необходимыми для решения ее задач кадрами. Организация должна изучить рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на нем кадров необходимой специальности   и   квалификации,   необходимого   уровня   образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для фирмы рабочей силе.

Наемный работник обменивает свою работу за заработную плату и  соответствующие условия труда. Если он не удовлетворен величиной  заработной платы или условиями  труда, он может поменять место работы при условии наличия подходящей работы. Со своей стороны работодатель свободен в найме и увольнении рабочих при условии наличия рабочей силы и соблюдении закона.

 

Законы и государственные органы: каждое предприятие имеет определенный правовой статус, являясь физическим или юридическим лицом, и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить. Руководству приходится придерживаться ряда законов или пожинать плоды отказа в форме штрафов или полного прекращения бизнеса. Организации обязаны соблюдать не только государственные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона

Состояние законодательства часто характеризуется не только сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью. Эта неопределенность сегодняшнего правового поля проистекает из того факта, что требования одних учреждений вступают в противоречие с требованиями других, и в то же время за каждым стоит авторитет правительства, позволяющий принудительно обеспечивать выполнение таких требований.

Информация о работе Определение, характеристики и значение внешней среды фирмы