Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:03, реферат
Задача менеджмента состоит в том, чтобы добиться соответствия предприятия окружающей среде. Менеджер должен исходить из того, что это двухсторонний процесс. Так же как он реагирует на перемены во внешней среде, так и среда будет меняться в результате воздействия принимаемых им решений.
На деятельность любой организации влияют как внешняя, так и внутренняя среда. Менеджеру необходимо определить какие факторы формируют эти среды, а так же в какой степени они влияют и какие действия необходимо предпринимать, чтобы это влияние оказало меньшее воздействие.
ВВЕДЕНИЕ
Задача менеджмента состоит в том, чтобы добиться соответствия предприятия окружающей среде. Менеджер должен исходить из того, что это двухсторонний процесс. Так же как он реагирует на перемены во внешней среде, так и среда будет меняться в результате воздействия принимаемых им решений.
На деятельность любой организации влияют как внешняя, так и внутренняя среда. Менеджеру необходимо определить какие факторы формируют эти среды, а так же в какой степени они влияют и какие действия необходимо предпринимать, чтобы это влияние оказало меньшее воздействие.
Для того чтобы определить стратегию
поведения организации и
1. Определение, характеристики
и значение внешней среды
Любая организация, осуществляя свою деятельность, должна находиться во взаимосвязи с внешней средой. Не существует не одной организации, которая была бы «островом в себе». Любая организация нуждается в регулярном получении из внешней среды исходных продуктов для обеспечения своей жизнедеятельности, при этом каждая организация должна отдавать что-то во внешнюю среду в качестве компенсации за ее существование, как только рвутся связи с внешней средой, организация погибает. В последнее время в связи с усилением и усложнением конкуренции, а также резким ускорением процессов изменения в окружающей среде организации все в большой мере вынуждены уделять внимание вопросам взаимодействия с окружением, всё в большей мере развивать способности адаптации к изменениям внешней среды.
Ключевая роль в выработке и проведении политики взаимодействия организации с окружением играет менеджмент. Менеджмент уже не занимается только внутренними вопросами организации, он старается строить эффективное взаимодействие организации с окружением не только путем воздействия на процессы, происходящие в организации, но и путем воздействия на окружающую среду. Поскольку от руководства зависит выживание фирмы, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют в большой степени на его организацию. Более того, он должен предложить подходящие способы реагирования на внешнее воздействие.
Так как каждая организация находиться и функционирует в среде, следовательно, каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находиться в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в той среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддержать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Основными характеристиками внешней среды фирмы, которые должен учитывать каждый менеджер, являются:
• взаимообязанность факторов внешней среды - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обуславливать изменение других;
• сложность внешней среды - под этим понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.
Если говорить о числе внешних
факторов, на которые организация
вынуждена реагировать, то, если на
нее давят государственные
• подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна, кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В то же время, если производственные мощности разработаны по разным странам мира, и исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом;
• неопределенность внешней среды - является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Так как бизнес все более становится глобальным занятием, требуется больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
Первая проблема, с которой сталкивается руководитель, желающий исходить из принципа открытых систем, - определение внешней среды, а именно учет внешнего окружения только теми аспектами, от которых решающим образом зависит успех организации.
2. Воздействие факторов внешней среды на деятельность фирмы
Один из способов определения окружения и облегчения учета влияния состоит в разделении внешних факторов на две основные группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Необходимо понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого воздействия, так и косвенного.
2. 1. Факторы прямого воздействия
Это факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации. К ним относятся (рис. 2.1):
Поставщики предприятия являются важными субъектами рынка, на котором оно действует. Это относится как к поставщикам сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и вспомогательных услуг, так и к поставщикам машин и других элементов основного капитала, энергии, рабочей силы, капитала. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебание обменных курсов или политическая нестабильность.
Рис. 2.1 Среда прямого воздействия
В некоторых случаях все
Для экономики предприятия крайне важно, чтобы оно обеспечивало себе все необходимые поставки, хорошее сервисное обслуживание - на выгодных кредитных условиях - и, наконец, добилось льготных закупочных цен у своих поставщиков. На рынке, где существует острая конкуренция между возможными поставщиками, фирма, уделяющая необходимое влияние закупкам, может легко решить данные проблемы. Это бывает значительно труднее, когда поставщики находятся в более выгодных условиях для ведения переговоров. Они могут угрожать повышением цен или снижением качества продукции, сервисных услуг, выдвигать новые условия относительно характера доставки и оплаты и т.д. Тем самым прибыль фирмы может быть снижена. Подобные угрозы могут возникнуть во многих случаях, например, если существует ограниченное количество потенциальных поставщиков или если поставляемый продукт весьма специфичен и при этом крайне важен для покупающей фирмы.
Поставщики материалов: некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах может создать большие трудности для организации.
Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой силой, могут поставить организацию в очень сильную зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков очень важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками.
Поставщики капитала: для роста и процветания фирме нужны не только поставщики материалов, но и капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, программы по предоставлению кредитов, акционеры и частные лица и т.д. Как правило, чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности договориться с поставщиками на благоприятных условиях и получить нужный объем средств.
Акционер вкладывает свой капитал в надежде получить дивиденды, а банкир - проценты. При повышенном риске или неудовлетворенности доходами на инвестиционный капитал они свободны вложить свои деньги в любую другую область экономики при условии наличия соответствующих возможностей и закона.
Например, приостановка соглашения долговых обязательств, чтобы решить временные проблемы поступления наличных денег, может вызвать подозрения в финансовой надежности, что создает дополнительные трудности в получении кредита.
Поставщики трудовых ресурсов: адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, т.е. для эффективности организации как таковой. Без людей, способных эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы фирма может попасть неблагоприятные для нее условия, что может привести фирму к краху.
По большей части организации стараются решать свои проблемы обеспечения нужными трудовыми ресурсами путем обучения и поддержки собственных сотрудников.
Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации необходимыми для решения ее задач кадрами. Организация должна изучить рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на нем кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для фирмы рабочей силе.
Наемный работник обменивает свою работу за заработную плату и соответствующие условия труда. Если он не удовлетворен величиной заработной платы или условиями труда, он может поменять место работы при условии наличия подходящей работы. Со своей стороны работодатель свободен в найме и увольнении рабочих при условии наличия рабочей силы и соблюдении закона.
Законы и государственные
Состояние законодательства часто характеризуется не только сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью. Эта неопределенность сегодняшнего правового поля проистекает из того факта, что требования одних учреждений вступают в противоречие с требованиями других, и в то же время за каждым стоит авторитет правительства, позволяющий принудительно обеспечивать выполнение таких требований.
Информация о работе Определение, характеристики и значение внешней среды фирмы