Определение и сущность менеджмента как науки управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 11:41, контрольная работа

Описание работы

В контрольной работе рассмотрим социально-экономическую систему общества как совокупность субъектов и объектов управления, нуждающихся в организации целенаправленного труда; определим сущность менеджмента как науки управления и изучим ключевые его составляющие.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....3
1. Методологические основы менеджмента……………………………..4
2. Определение и сущность менеджмента как науки управления………9
3. Ключевые составляющие менеджмента организации……………….13
Заключение……………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………17

Файлы: 1 файл

КЛЮЧЕВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ.docx

— 39.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………....3

1. Методологические основы менеджмента……………………………..4

2. Определение и сущность  менеджмента как науки управления………9

3. Ключевые составляющие  менеджмента организации……………….13

Заключение……………………………………………………………….16

Список использованной литературы…………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние годы в России широкое распространение получил термин «менеджмент» с широкой трактовкой как управление человеческой деятельностью. Многие считают, что менеджмент применим лишь в сфере хозяйственной (производственной, торговой и т. д.) предпринимательской деятельности. Однако многие принципы научного менеджмента применимы для руководства деятельностью коллектива в любой отрасли.

Готовыми руководителями не рождаются, ими становятся те настойчивые и целеустремленные люди, которые по-своему, в меру индивидуальной предрасположенности к этому, вырабатывают на научной основе свой стиль, свои методы и формы эффективного управленческого воздействия.

Именно в этом и заключается суть менеджмента: с одной стороны, как науки, формулирующей основные положения теории управления, и с другой — как практики их использования, как проявления искусства организации и создания необходимых и достаточных условий для успешной деятельности трудового коллектива. Овладеть искусством управления — значит познать теорию и научиться применять ее на практике с должным гарантированным результатом.

В контрольной работе рассмотрим социально-экономическую систему общества как совокупность субъектов и объектов управления, нуждающихся в организации целенаправленного труда; определим сущность менеджмента как науки управления и изучим ключевые его составляющие.

 

 

 

 

 

 

1. Методологические основы  менеджмента

 

Человечество в своем существовании не может не быть общностью, т. е. социальной организацией или системой, и не вести экономическую деятельность. Любой социум как сообщество людей, взаимосвязанных между собой определенным образом (семья, трудовой коллектив, население деревни, города, региона, страны), в своей экономической деятельности нуждается в управляющей организации, так как экономическая деятельность

не может быть эффективной и созидательной, если она не целенаправленна и не имеет определенной структуры управления.

Объединение интеллектуальных и физиологических возможностей людей и имеющихся в их распоряжении определенных ценностей позволяет более эффективно удовлетворять возникающие материальные и духовные потребности каждого человека. Таким образом, целенаправленный созидательный труд многих людей непременно требует своей организации.

Созидательная деятельность людей, как и устройство общества, изучается многими науками, основными из которых являются экономика и социология.

Экономика (от греч. Éikos- дом, nomos - закон - буквально правила ведения домашнего хозяйства) занимается вопросами: что конкретно, как, когда и для кого делают люди, чтобы удовлетворить реально существующие потребности в виде спроса на товары и услуги.

Само поведение людей в группах и сообществах изучает социология. Все количественные и качественные характеристики любого социума социология рассматривает в динамике их взаимоотношений.

Деловые взаимоотношения, как правило, превалируют в трудовой деятельности, закономерности которой во всех проявлениях - от производства товаров и услуг до их потребления человеком - рассматривает менеджмент.

Из сказанного следует, что экономический и социальный аспекты менеджмента заслуживают особого внимания, так как нельзя организовать труд человека и коллектива, не зная ни того, ни другого.

Поскольку производительный и целенаправленный труд имеет общественный характер, то любой объект управления в форме группы людей, коллектива, составляющего соответствующую организацию или их более крупное объединение, является социально-экономической системой. В то же время организация, управляющая деятельностью системы, являющаяся ее частью, рассматривается как субъект управления.

Таким образом, под социально-экономической системой, требующей управления, мы понимаем определенным образом упорядоченную общность экономически и духовно взаимодействующих индивидов, обладающую интегративным качеством и потенциалом, не свойственными отдельному ее элементу.

Любая наука преследует цель служить людям. Менеджмент не является исключением. Исходным пунктом научных положений менеджмента выступает человек с его деятельностью, направленной исключительно на удовлетворение постоянно существующих и возникающих вновь и вновь жизненных потребностей.

Именно для удовлетворения потребностей человека возникают различные организации, производящие товары и услуги как на единоличной, так и на общественной основе. По своей сущности, содержанию и масштабам с точки зрения управления социальные системы рассматриваются на четырех уровнях.

Первый уровень - все международное сообщество со всем многообразием и внутренними противоречиями, управление которым осуществляется в децентрализованном режиме, с едиными требованиями и лишь на договорных началах.

Второй уровень - отдельные сообщества (государства, регионы, нации, сословия). В основе управления системой данного уровня лежат социально-экономические и политические организационные вопросы. Предметная область, например, государственного управления ограничена понятиями «государство», «политика», «организационно-хозяйственное регулирование», «социальные вопросы» (здравоохранение, образование, культура). Следует подчеркнуть, что с точки зрения существа управленческой деятельности государственный менеджмент включает управление экономикой в целом, т. е. организацию и функционирование государственных (на федеральном уровне, уровнях субъектов Федерации и муниципальных) предприятий в их взаимосвязи.

Таким образом, менеджмент и управление в данном случае тесно переплетены и взаимосвязаны. Государственный менеджмент при этом является следствием и подсистемой государственного управления.

Важнейшее место в системе государственного управления отводится хозяйственной сфере, т. е. управлению материальным производством. Социально-экономические отношения определяют содержание процессов управления, регулирования производства, обмена, потребления материальных благ. Задача управления сводится к тому, чтобы согласовать субъективную деятельность людей с требованиями спроса и определяемыми им прогрессивными тенденциями; это позволяет правильно оценить реальную обстановку и направления ее развития, условия рыночных отношений в масштабе региона и страны в целом.

Управление выступает как свойство системы, которая постоянно стремится сохранить структуру, развивать внутренние связи и на этой основе совершенствоваться.

Экономическую подсистему государства нужно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле ее представляют как подсистему общественного производства, т. е. совокупность производительных сил и производственных отношений. Основу ее составляет тип производственных отношений, который определяет характер связей между отдельными элементами подсистемы. Сами связи выступают в виде процессов производства, обмена, распределения и потребления.

В узком смысле под экономической подсистемой подразумеваются производственные отношения, которые соответствуют данному способу производства.

В экономическую подсистему входят природные, трудовые, материально-вещественные, информационные и экономико-управляющие ресурсы. В результате функционирования экономической подсистемы национальное хозяйство страны получает различные блага, предназначенные для удовлетворения как материальных, так и духовных потребностей населения.

Третий уровень - общественные и государственные структуры и организации, действующие в реальном секторе экономики. Управление в системе данного уровня предполагает специфические особенности деятельности данных организаций в определенных сферах со свойственными преимуществен-но только им структурами управления.

Четвертый уровень - начальные системы в форме предприятий, финансовых групп, хозяйственных объединений и их участков. Главная черта этого уровня - непосредственные межличностные контакты участников, работающих на один результат.

Система управления на любом уровне должна соответствовать определенным требованиям, а именно:

- между элементами системы (управляющей и управляемой подсистемами) должны быть установлены причинно-следственные связи; эти подсистемы должны реагировать на изменения, что возможно лишь при наличии обратной связи; при ее отсутствии эффективность управления сводится к минимуму;

- система управления должна быть динамичной, т. е. обладать способностью изменять качественное состояние;

- управление должно осуществляться лишь при наличии в системе параметров, в случае воздействия на которые можно изменить течение процесса.

Из перечисленных уровней именно четвертый уровень нуждается в менеджменте по его сущности и определению.

Структура социальной системы четвертого уровня включает в себя различные компоненты, основными из которых являются:

- человек, социальные группы, слои общества;

- орудия и средства, используемые в трудовой деятельности;

- процессы как социального, так и экономического характера;

- материальные, духовные и нравственные ценности, приобретенные в процессе деятельности и взаимоотношений.

Как следует из определения, в социальной системе четвертого уровня человек является лишь ее частью, однако далеко не второстепенной.

Исходя из этого, поведение человека как субъекта и объекта управления должно рассматриваться в менеджменте достаточно подробно, так как не только руководитель, но и исполнитель в любой сфере деятельности, являясь личностью с характерными для нее индивидуально-психологическими особенностями, во многом определяет и сам процесс и его результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Определение  и сущность менеджмента как науки управления

Термин «менеджмент» (англ. management - руководство, управление) в своей основе содержит два понятия: лат. manus - рука и англ. to manage - направлять, манипулировать. Использование английского термина «менеджмент» получило широкое распространение в России благодаря влиянию двух факторов. Первый фактор — становление в конце 90-х гг. XX в. системы рыночных отношений, в отличие от централизованной экономической системы, не могло не породить потребности в использовании научных и практических достижений в управлении человеческой деятельностью, позволяющих получать более эффективный экономический результат. Такой наукой, получившей признание за рубежом, является менеджмент.

Второй фактор - неоднозначность термина «управление», объединяющего в себе понятия управления, наряду с управлением людьми или деятельностью людей, также автомобилем, кораблем, техническими системами и т. д. То есть сам термин “управление” порождает вопрос: кем? или чем?

Термин же «менеджмент» употребляется в англоязычных странах довольно свободно и в различных значениях, однако всегда применительно к управлению именно человеческой (преимущественно хозяйственной) деятельностью.

В самом общем смысле понятие «менеджмент» можно определить как совокупность теории и практики управления целенаправленной профессиональной человеческой деятельностью, позволяющую обеспечить наиболее эффективное использование имеющихся трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов для достижения поставленной цели.

В широком понимании термин «менеджмент» трактуется иногда как умение добиваться поставленных целей, используя труд людей, их интеллектуальный, физиологический и творческий потенциал, желание удовлетворить различные жизненные потребности участников делового взаимодействия через трудовую деятельность в разных сферах, таких, как производство и сбыт определенных видов продукции, удовлетворение спроса на бытовые, образовательные, медицинские и культурные услуги и т. д.

В большинстве случаев в социально-экономической системе с рыночными отношениями менеджмент ставит целью деятельности субъектов и объектов управления получение экономического эффекта (прибыли, предпринимательского дохода).

В современной отечественной практике наряду с общим научно обоснованным определением используются частные определения менеджмента, отражающие как направленность, так и содержательные особенности процесса управления.

1. Менеджмент как организация  управления фирмой.

В данном понимании речь идет об управлении предприятием в целом. Цели всякой фирмы предполагают преобразование ресурсов (капитал, материалы, технологии, информация, трудовые ресурсы) для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов деятельности - функций.

В зависимости от конкретных функций фирма делится на подразделения, выполняющие возложенные на них задачи по реализации специфических целей. Подразделения (отделы, службы, отделения) представляют собой группы людей, деятельность которых направляется и координируется для достижения общей цели. Это и есть менеджмент как процесс управления деятельностью фирмы в целом.

2. Менеджмент как организация (орган) управления.

Информация о работе Определение и сущность менеджмента как науки управления