Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 22:05, контрольная работа
Организационная структура большинства предприятий бывшего СССР, как правило, формировалась по функциональному принципу, построенному в соответствии с видами работ, выполняемыми отдельными подразделениями. Функциональная структура прекрасно подходила организациям, когда они действовали в условиях стабильной и централизованной экономики. Советская власть внимательно относилась к организационной культуре на предприятиях, так имели место рабочие вечера и праздники, демонстрации и субботники, фирменная одежда и символика. Эти мероприятия связывали людей узами организационного духа и привязывали к своему месту работы.
Введение 3
Понятие организационной культуры. 4
Роль организационной культуры в повышении
эффективности производства 6
Факторы, влияющие на организационную культуру 16
Формирование организационной культуры 19
Заключение 23
Список использованной литературы 24
К сожалению, в МОСР основной акцент делается, скорее, на психологической проблематике организационной культуры, чем на управленческой, т.к. не отслеживается связь между предлагаемыми параметрами и экономическими факторами конкурентоспособности компании.
В современных условиях развития мировой экономики необходимо обозначить те характеристики организационной культуры, которые будут способствовать эффективной адаптации отечественных фирм и всей системы российского предпринимательства к реалиям современной экономики: современный российский предприниматель, если он хочет добиться наивысших вершин мирового бизнеса, должен «думать глобально, действовать локально»682. Наиболее комплексно такие характеристики представлены в работе ученых и бизнес-консультантов К. Фея и Д. Денисон, которые провели количественное исследование связи параметров организационной культуры и эффективности функционирования ряда иностранных компаний, работающих на территории России (179 предприятий)683. Ими использовалась диагностическая методика «Denison Organizational Culture Survey» (DOCS), которая отражает параметры организационной культуры, способствующие процветанию компаний в условиях современной конкурентной среды. В качестве таковых были обозначены: вовлеченность; согласованность, адаптивность и миссия684. При этом миссия и адаптивность характеризовали внешний фокус модели организационной культуры, а вовлеченность и согласованность — внутренний. Показателями эффективности стали: общая результативность, рыночная доля, рост продаж, прибыль, удовлетворенность персонала, качество и развитие продукта. Похожие качества эффективных организаций мы находим и у других исследователей проблемы685. К сожалению, исследования автора данной работы организационной культуры российских предприятий (2006–2007 гг.) по предлагаемой методике показали, что отечественные предприниматели не всегда четко идентифицируют и понимают смысл вопросов анкеты Фея — Денисон (например, предпринимателям и менеджерам достаточно трудно было разобраться, что такое группы-команды, единая перспектива, организационные и функциональные единицы и т.д.). Многие руководители не могут точно отразить показатели эффективности, предлагаемые исследователями (например, затрудняются определить рыночную долю своего предприятия). Более того, некоторые организации оказались убыточными и при этом существовали не один год.
Отметим также, что в условиях трансформирующейся экономики многие параметры организационной культуры, изучение которых принципиально важно для зарубежных стран с развитой экономикой, отходят на второй план в российской действительности. Этот факт подтверждается и пилотным исследованием, проведенным автором монографии: руководители 120 отечественных предприятий в Республике Карелия, признавая важность характеристик организационной культуры, отмеченных К. Фей и Д. Денисон, не считают таковыми элементы организационной культуры, характерные для цивилизованной конкуренции (соблюдение этических норм, реализация социально ответственного бизнеса, следование букве и духу закона).
Деградация реального сектора экономики России в 1990-е гг. привела к возникновению и обострению проблем, которые представляются вторичными для развитых в экономическом плане стран (во многом эти проблемы были вторичны и для советской экономики). Это — снижение уровня НОТ, бытовой, трудовой и производственной культуры работников отечественных предприятий и, как следствие, рост уровня производственного травматизма, дисциплинарных проступков, брака, падание производительности труда. По этой причине диагностику организационной культуры отечественной предпринимательской системы целесообразно проводить с позиции анализа культуры труда и производства.
Нельзя забывать и о многочисленных трудностях, возникающих в сфере управления. Сегодня российская экономика испытывает острый дефицит грамотных управленцев как на уровне высшего, так и на среднем и низовом звеньях управленческого персонала. Этот дефицит затрагивает не только крупнейшие отечественные компании, но и средний и малый бизнес. В связи с этим необходимо говорить о повышении культуры управления.
Относительно невысокий
При диагностике организационной культуры возможен акцент на различных показателях, выбор которых зависит от конечных целей исследования. Например, можно рассматривать показатели, характеризующие в большей степени организационнотехнические аспекты или показатели, отражающие организационно-психологические характеристики культуры (например, сплоченность коллектива, вовлеченность персонала, его преданность организации и т.п.). Как уже отмечалось ранее, в области культуры труда самые большие проблемы на российских предприятиях возникают в сфере трудовых установок людей. В связи с этим уровень развития культуры труда необходимо, прежде всего, связывать со следующими показателями (блок 1):
К1 — ответственность работников предприятия;
К2 — отношение работников к своему предприятию;
К3 — трудолюбие работников предприятия;
К4 — уровень доверия среди работников предприятия;
К5 — тяга к знаниям (стремление к интеллектуальному совершенствованию);
К6 — здоровый образ жизни работников предприятия.
Культура производства
отражает ценностные установки работников,
связанные с организационно-
К7 — уровень профессиональной подготовки работников предприятия;
К8 — стремление к росту профессионального уровня работников предприятия;
К9 — производственная эстетика;
К10 — производственная дисциплинированность работников предприятия;
К11 — технологическая дисциплинированность работников предприятия;
К12 — рационализаторская инициатива.
Культура управления отражает ценностные установки руководства предприятия. Она может быть представлена посредством следующих показателей (блок 3):
К13 — ориентация на потребителя;
К14 — лидерство руководства;
К15 — вовлеченность работников в процесс принятия решений;
К16 — использование процессного подхода;
К17 — использование системного подхода;
К18 — процесс непрерывного улучшения;
К19 — взаимовыгодные отношения с поставщиками;
К20 — принятие решений на основе фактов.
В нашем конкретном примере за основу определения уровня развития культуры управления взяты принципы менеджмента качества687.
На базе данных показателей была разработана анкета, построенная на основе 5-балльной шкалы Лайкерта (см. схему 15).
К анкете прилагались разъяснения каждого из показателей:
1) ответственность —
желание работников
Факторы, влияющие на организационную культуру.
Формирование
и изменение организационной
культуры происходит под влиянием многих
факторов. Один из признанных специалистов
в области организационной куль
1. Точки концентрации внимания высшего руководства. Обычно то, на что обращают серьезное внимание руководители, о чем они часто говорят как об имеющем важное значение для организации, постепенно превращается в предмет внимания и заботы сотрудников и включается в число норм, на базе которых складывается критериальная база поведения людей в организации.
2. Реакция руководства на критические ситуации, возникающие в организации. В случае, когда в организации возникают критические ситуации, сотрудники организации испытывают обостренное чувство беспокойства. Поэтому то, как руководство подходит к разрешению проблем кризисной ситуации, чему оно при этом отдает предпочтение, находит свое дальнейшее проявление в формировании системы ценностей и верований, которые приобретают характер реальности для членов организации.
3. Отношение к работе и стиль поведения руководителей. В силу того, что руководители занимают особое положение в организации и на них обращено внимание сотрудников, стиль их поведения, их отношение к работе приобретают характер эталона для поведения в организации. Работники организации сознательно или неосознанно подстраивают свои действия под ритм работы руководителя, дублируют его подход к выполнению своих обязанностей и тем самым как бы формируют устойчивые нормы поведения в организации.
4. Критериальная база поощрения сотрудников. На формирование организационной культуры большое влияние оказывает то, по каким критериям происходит поощрение сотрудников. Члены организации, осознав то, за что они получают вознаграждение либо же наказание, достаточно быстро формируют для себя представление о том, что хорошо, а что плохо в данной организации. Усвоив это, они становятся носителями определенных ценностей, закрепляя тем самым и определенную организационную культуру.
5. Критериальная база отбора, назначения, продвижения и увольнения из организации. Так же, как и в случае с поощрением, критерии, используемые руководством при отборе на работу в организацию, при продвижении сотрудников и их увольнении, оказывают очень сильное влияние на то, какие ценности будут раздеться сотрудниками организации, и следовательно, играют существенную роль при формировании организационной культуры.