Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 13:41, курсовая работа
Целью данной работы является изучение организационной культуры в организации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определение сущности организационной культуры.
2. Анализ организационной культуры личности и компании.
3. Управление организационной культурой.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Понятие организационной культуры……………………………………… 6
1.2. Источники организационной культуры …………………………………...8
1.3. Многоуровневая модель организационной культуры……………………10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Особенности и принципы организационной культуры…………………13
2.2. Структура организационной культуры……………………………………15
2.3. Типы организационной культуры………………………………………….20
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ
3.1. Формирование организационной культуры……………………………….25
3.2. Поддержание организационной культуры………………………………...27
3.3. Изменение и мероприятия по изменению организационной культуры..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..34
6. Организационные символы и образность - многие верования и ценности, лежащие в основе культуры организации, выражаются не только через легенды и саги, становящиеся частью организационного фольклора, но и через различные ритуалы, обряды, традиции и церемонии. К обрядам относятся стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения. Ритуалы представляют собой систему обрядов. Даже определенные управленческие решения могут становиться организационными обрядами, которые работники интерпретируют как часть организационной культуры. Такие обряды выступают как организованные и спланированные действия, имеющие важное «культурное» значение. Соблюдение ритуалов, обрядов и церемоний усиливает самоопределение работников (приложение 7) 1.
С течением времени и под воздействием обстоятельств культура может претерпевать изменения. Поэтому важно знать, как проводить изменения такого рода. Методы изменения культуры организации созвучны рассмотренным выше методам поддержания культуры.
1) изменение объекта и предмета внимания со стороны менеджера;
2) изменение стиля управления конфликтом или кризисом - оно подвергает сомнению имеющуюся практику и открывает возможности для принятия новых ценностей. Примерами кризиса могут быть ухудшение положения организации, ее финансовое поглощение какой-то другой организацией, потеря главных клиентов, резкий прорыв конкурентов на рынок организации.
3) перепроектирование ролей и изменение организационной культуры в программах обучения - изменить культуру организации легче в переходные периоды от ее создания к росту и от зрелости к упадку. Когда организация вступает в стадию роста, основные изменения организационной культуры будут необходимы.
4) изменение критериев стимулирования;
5) смена акцентов в кадровой политике;
6) изменение организационной символики и обрядности.
Следует отметить, что изменения в поведении могут привести к изменениям в культуре, и наоборот. Однако это происходит не неизбежно или автоматически. Это связано с той ролью, которую играет в этом процессе "передача" культуры и обоснование поведения. В зависимости от ситуации связь между изменениями в поведении и культуре в ту или другую сторону может обнаружиться в течение периода, измеряемого от нескольких месяцев до нескольких лет. Поэтому для анализа важно различать изменения культуры и другие организационные изменения и исследовать их одновременно.
Компания не может функционировать, если его работники не владеют, помимо набора необходимых умений и навыков, сводом писанных и не писанных правил, законов жизни данного предприятия, не выбирают определённого отношения к своей работе, к своей организации, коллегам и клиентам. Именно вместе эти навыки, умения, взгляды, нормы поведения и правила создают корпоративную культуру организации. К ведущим факторам, определяющим корпоративную культуру, относятся ценности, указываемые высшим руководством. Имеется в виду отношение к клиентам, государственным учреждениям, стремление к мировым стандартам и расширению своих услуг, системам обучения, нормам поведения и ряду других ценностей.
Успех предприятия может в большей степени зависеть от силы корпоративной культуры, чем от многих других факторов организации. Сильные корпоративные культуры облегчают коммуникацию и процесс принятия решений, упрощают сотрудничество на основе доверия. Наиболее важным фактором сильной корпоративной культуры является её неформальное воздействие на молодых работников, опосредованное развитие их личных и профессиональных качеств через работающие правила и нормы, носителем которых является персонал, его ведущие специалисты и опытные “кадровые” работники.
Предлагаются некоторые конкретные мероприятия по изменению организационной культуры:
- организация конкурсов профессионального мастерства среди работников компании, установление особого ритуала поощрения лучших по профессии, возможно определение “человека года” компании. Главное здесь - система публичного поощрения, лучше с приглашением членов семьи;
- установление льгот и поощрений для сотрудников, проработавших в компании определённое число лет;
- расширение ассортимента услуг, оказываемых службами организации (юридической, информационной, технической, транспортной и др.) своим сотрудникам;
- расширение выпуска рекламных материалов и сувенирных изделий для сотрудников компании (часы, галстуки, записные книжки и пр.);
- установление Дня рождения компании со статусом выходного дня для сотрудников (по возможности);
- поддержка сотрудников в формировании их страховых и пенсионных фондов;
- создание системы сбора и реализации предложений и просьб сотрудников предприятия (порядок, сроки, соответствующие распоряжения).
Понятно, что это условное перечисление, поскольку возможны и другие мероприятия. Главное, чтобы все они были направлены на формирование уважения к компании, с которой связана жизнь каждого сотрудника, искреннего желания работать в ней долго и плодотворно25.
Заключение
В данной курсовой работе были исследованы теоретические вопросы, связанные с организационной культурой. По результатам работы можно сделать следующие выводы:
Помимо доминирующей культуры, которая представляет собой сумму некоторых ценностей, разделяемых большинством членов организации, в организации присутствуют субкультуры, представляющие собой сумму ценностей, разделяемых меньшинством членов организации. При исследовании организационной культуры необходимо рассматривать иерархические, профессиональные, основанные на культурных различиях, и иные субкультуры26.
Управление организационной культурой должно носить целенаправленный характер. Управление культурой необходимо для ее развития, поддержания, изменения. Оно включает усиление или ослабление культуры, адаптацию людей в культуре.
К важным характеристикам организационной культуры относятся принятые модели поведения, нормы, доминирующие ценности, философия, правила и организационный климат.
Многие члены организаций поддерживают организационную культуру, не все это делают в равной степени. В организации может существовать доминирующая культура и субкультуры. Доминирующая культура представлена базовыми ценностями, которые разделяют многие члены организации. Субкультура представляет собой совокупность ценностей, которые разделяет небольшой процент сотрудников организации.
Некоторые организации обладают сильной, а некоторые - слабой культурой. Сила культуры зависит от разделяемости и интенсивности. Под разделяемостью понимается та степень, в которой члены организации разделяют ее базовые ценности. Интенсивность определяется степенью преданности сотрудников организации этим ценностям.
Носителями организационной культуры являются люди, а для бизнеса самое трудное - менять людей, но при этом можно создать такую систему, которая повлечет за собой и изменение людей. Основной упор руководитель компании должен сделать на воспитание в работниках таких качеств как трудолюбие, пунктуальность, старательность в сочетании с инициативностью и предприимчивостью. При этом управляющий должен владеть всем спектром стилей управления и гибко их применять в зависимости от ситуации.
Список используемых источников и литературы
1 Мильнер Б. З. Теория организации. - М.: Инфра - М, 2006. - С. 4
2 Коротков Э. М. Организационное поведение. - М.: Тюмень, 2002. - С. 7
3 Виханский О. С., Наумов А. Н. Менеджмент. - М.: Экономист, 2003.-С. 420
4 Зайцев Л.А., Соколова М. И. Организационное поведение. - М.: Экономистъ, 2006. - С. 289
5 Шейн Э. Организационная культура и лидерство. - Спб.: Питер, 2002. - С. 14
6 Виханский О. С., Наумов А. Н. Менеджмент. - М.: Экономист, 2003. - С. 420-422
7 Зайцев Л.А., Соколова М. И. организационное поведение. - М.: Экономистъ, 2006. - С. 289-292
8 Зайцев Л.А., Соколова М. И. организационное поведение. - М.: Экономистъ, 2006. - С. 295-296
9 Зайцев Л.А., Соколова М. И. организационное поведение. - М.: Экономистъ, 2006. - С. 296-297
10 Шаталова Н. И., Бурносов Н. М. Управление персоналом на производстве. - М.: Юнити 2003. - С. - 379
11 Шаталова Н. И., Бурносов Н. М. Управление персоналом на производстве. - М.: Юнити 2003. -
С. 380
12 Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации. - М.: ИНФРА-М, 2003. - С. 45
13 Шаталова Н. И., Бурносов Н. М. Управление персоналом на производстве. - М.: Юнити 2003. -
С. 381
14 Семенов Ю. Г. Организационная культура: управление и диагностика. - Екатеринбург: Институт экономики УрОРАН, 2004.- С. 115
15 Зайцев Л.А., Соколова М. И. Организационное поведение. - М.: Экономистъ, 2006. - С. 292
16 Зайцев Л.А., Соколова М. И. Организационное поведение. - М.: Экономистъ, 2006. - С. 293-294
17 Зайцев Л.А., Соколова М. И. Организационное поведение. - М.: Экономистъ, 2006. - С. 294-295
18 Спивак В.А. Корпоративная культура. - Спб.: Питер, 2003.- С. 210
19 Зайцев Л.А., Соколова М. И. Организационное поведение. - М.: Экономистъ, 2006. - С. 304-307
20 Зайцев Л.А., Соколова М. И. Организационное поведение. - М.: Экономистъ, 2006. - С. 307-308
21 Румянцева З. П., Саломатин Н. А. Менеджмент организации. - М.: Инфра-М, 2003. - С.245
22 Коротков Э. М. Силин А. Н. Организационное поведение. - Тюмень: Вектор Бук, 2003 -С. 56
23 Силин А. Н., Резник С. Д. и др. Организационное поведение - Тюмень: Вектор Бук, 2003. - С. 202
24 Виханский О. С., Наумов А. Н. Менеджмент. - М.: Экономист, 2003. - С. 251
1 Коротков Э. М. Концепция менеджмента: - М.: Консалтинговая Компания ДеКА, 2002. -
С. 357-359.
25 Смирнов Э. А. Основы теории организации. - М.: ЮНИТИ, 2005. - С. 215 - 217
26 Зайцев Л.А., Соколова М. И. организационное поведение. - М.: Экономистъ, 2006. - С. 309