Организационная структура финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.
Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.

Файлы: 1 файл

Организационная структура финансового менеджмента.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время западными  специалистами выделяются пять подходов в становлении и развитии финансового  менеджмента .

Первый подход связан с деятельностью  «школы эмпирических прагматиков».(50е года) Ее представители - профессиональные аналитики, которые, работая в области анализа кредитоспособности компаний, пытались обосновать набор относительных показателей, пригодных для такого анализа. Они впервые попытались показать многообразие аналитических коэффициентов, которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности и являются полезными для принятия управленческих решений.

Второй подход обусловлен деятельностью  школы «статистического финансового  анализа».(60-е года) Основная идея в том, что аналитические коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полезны лишь в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти коэффициенты можно сравнивать.

Третий подход ассоциируется с  деятельностью школы «мультивариантных аналитиков» (70-е года). Представители этой школы исходят из идеи построения концептуальных основ, базирующихся на существование несомненной связи частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность текущей деятельности.

Четвертый подход связан с появлением «школы аналитиков, занятых прогнозированием банкротства компаний».(30е года) Представители этой школы делают в анализе упор на финансовую устойчивость компании, предпочитая перспективный  анализ ретроспективному.

Пятый подход представляет собой самое новое направление (развивается с60хгодов) – школа «участников фондового рынка». Ценность отчетности состоит в возможности ее использования для прогнозирования уровня эффективности инвестирования в ценные бумаги. Ключевое отличие этого направления состоит в его излишней теоритеризованности , не случайно оно развивается главным образом учеными и пока не получило признания в практике.

 

1.3. Характеристика роли  менеджера

Фигура менеджера рассматривается  не в аспекте противостояния с группой, управляемых им работников, а как всего лишь один из атрибутов, необходимых для организации деятельности компании. Кроме него к таким атрибутам нужно, в первую очередь, отнести миссию и стратегию компании, набор ее внутренних функций, организационную структуру. Мы перечислили только наиболее важные атрибуты, характерные для организации практически всех форм групповой человеческой деятельности. В зависимости от реальных условий этот список может неограниченно расширяться …

Всеобщность менеджмента как вида профессиональной деятельности, связанной с управлением людьми, хорошо подтверждается на примерах организации управления различными видами деятельности. В этой главе мы специально остановимся на трех таких видах, включая коммерческую, некоммерческую деятельность и самую распространенную форму организованного труда — семью. Кажется, нам удалось показать, что организация управления этими, весьма отличающимися, видами деятельности в принципиальном плане имеет общие черты.

Предварительно мы должны сделать некоторые замечания терминологического характера: и в этой и в следующих главах мы будем считать практически равнозначными понятия “управление деятельностью” и “управление компанией”. Далее нам придется часто использовать термин “компания”, под которым будем понимать любую группу людей, связанную совместным трудом и имеющую признаки управления со стороны одного из ее членов.

Форму существования  практически любой фирмы, предприятия, организации можно представить  как непрерывное движение к некоторой цели или группе целей. Первоначально эти цели формулируются собственниками или учредителями на этапе создания предприятия, постепенно под влиянием многих причин цели изменяются, возникают новые цели и новые задачи. Неизменным остается только сам принцип существования в форме движения к цели. Пока существует носитель этого движения — компания, продолжается реализация этого принципа.

В последние годы в  российский бизнес все глубже проникает  такое понятие как “миссия компании”. В некотором смысле оно может рассматриваться как расширенный заменитель понятия “цели компании”. Миссия в широком аспекте определяет смысл существования компании, включая в себя указание и на основные цели и на способы их достижения.

Современные учебники по менеджменту рекомендуют формулировать миссию таким образом, чтобы в ней явным образом содержалась указание на основной вид деятельности компании, сообщалось о том, для кого она это делает, какие критерии качества компания считает приемлемыми для себя, какая культура внутренних отношений в компании является для нее предпочтительной.

Видимо, очень важное качество миссии заключается в ее публичности. Публичность миссии, вообще говоря, дорого стоит: компания должна иметь определенную смелость и основания  для того, чтобы открыто объявить миссию как основной закон своей жизни. Миссия фактически представляет собой кодекс чести компании, заявленный публично. В этих условиях любая уважающая себя компания должна делать все возможное для его выполнения и, если понадобится, то и для его публичной защиты4.

На рис.1.1 приведен пример схемы, отражающей только один из возможных  подходов к формированию типового содержания миссии компании. Хотя приведенный  рисунок более всего подходит для коммерческого предприятия, однако, он с небольшими изменениями может быть использован и для создания миссии некоммерческой организации (например, бюджетного учреждения или благотворительного фонда).

Рис.1.1. Пример схемы формирования миссии коммерческой компании

Приведем для примера  вариант миссии условной коммерческой компании:

“Наши клиенты  — это наши партнеры, и мы работаем для них, наши товары должны повышать качество их жизни, и мы всегда будем  стремиться к этому, используя только экологически безупречные технологии. Мы приложим все силы для достижения гармонии между клиентами, акционерами и работниками компании, обеспечивая предельно достижимое качество для клиентов, максимальную прибыль для акционеров и справедливое отношение к работникам компании”.

Таким образом, можно  считать, что рождение новой компании связано, в первую очередь, с формулированием  ее миссии. Этот этап настолько важен, что его, практически, невозможно миновать... Даже если основатели будущей компании в явном виде (на бумаге или на экране компьютера) не воспроизводят словесную запись содержания миссии, они все равно начинают именно с собственного осмысления того, что же собственно планируется создать, с какой целью, в какой области и прочее. И только после этого начинается более - менее предметная проработка основных организационных аспектов создаваемой компании.

На этапе создания компании роль состоит еще и в  том, что она позволяет перейти  к разработке стратегии и других атрибутов, необходимых для организации деятельности компании. Однако было бы некорректным считать, что после этого роль миссии исчерпывается. Фактически, вся дальнейшая жизнь компании есть ничто иное, как процесс исполнения ее миссии.

Менеджер или руководитель — универсальный специалист, его труд необходим в любой компании. Можно представить менеджера без компании (“профессиональный менеджер ищет работу” или еще банальнее — “менеджер на пенсии…”), однако нельзя представить компанию без менеджеров. Видимо, не существует, да и не может практически существовать ни одной компании, в которой бы они отсутствовали. Взрослые члены семьи также фактически являются менеджерами: они отвечают за организацию внутрисемейных процессов.

Поскольку менеджеры  работают в каждой компании и фактически решают одну и ту же общую задачу, то это позволяет утверждать, что менеджмент (управление, руководство) — это вид профессиональной деятельности. Причем менеджмент как вид человеческой деятельности, связанной с управлением людьми и организацией их целенаправленной совместной деятельности, носит всеобщий характер: как только появляется потребность в коллективном, групповом осмысленном труде — сразу же возникает потребность в управлении им.

NB. Определенное таким образом свойство всеобщности менеджмента, вообще говоря, может претендовать на роль первого закона менеджмента, который при такой постановке гласит:

менеджмент  как вид человеческой деятельности носит всеобщий характер, потребность  в нем возникает всегда и как  только появляется потребность в  целенаправленной совместной человеческой деятельности.

Отсюда следует, что  профессиональные знания и навыки менеджера  должны обладать определенной универсальностью, они в своей основе применимы, практически, в любой компании, включая, конечно, и семью.

Если быть более точным, то придется признать, что лишь навыки топ - менеджеров, то есть менеджеров высшего звена, можно считать универсальными, поскольку только они применимы во многих других компаниях, независимо от отраслевой принадлежности и организационной формы. Чем ниже ранг менеджера, тем более специализированы его знания и навыки по отношению к данной конкретной отрасли деятельности. Видимо, наибольшей универсальностью обладают управленческие знания и навыки взрослых членов семьи. Нельзя сказать, что менеджмент внутрисемейных процессов наиболее сложен, просто слишком много разнообразных внутренних процессов протекают в семье одновременно. Впрочем, тема навыков и знаний менеджера совсем не тривиальна, и разговор об этом нам еще предстоит.

Принято считать, что английское слово “management”, употребляемое в русском языке без перевода — “менеджмент”, происходит от латинского слова “манус” — “рука”. Первоначально это слово использовалось в области управления животными и обозначало искусство управления ими.

Позднее оно было распространено и на сферу человеческой деятельности и стало применяться для обозначения процессов управления людьми и организациями. Современное понимание этого термина, в том числе и включая то, которое приведено в Оксфордском словаре, определяет менеджмент как: 1) вид деятельности, процесс управления людьми в разнообразных организациях, 2) область человеческого знания, особое искусство, навык управления, 3) определенную категорию людей, осуществляющих работу по управлению, совокупность (группу) менеджеров отрасли, предприятия, подразделения.

Мы будем считать, что  в тех случаях, когда речь идет о процессе или об искусстве управления, термины “менеджмент”, “руководство”, “управление” являются синонимами.

Синонимами слова “менеджмент” в значении “группа менеджеров” будем с некоторой долей некорректности считать слова “руководство компании”, “руководящие работники”, “управленцы”.

Слово “менеджер” (manager) в своем  первом значении означает человека, управляющего бизнесом, предприятием. Это значение не противоречит тому определению, которое мы дали выше. Однако в этой книге мы будем понимать этот термин чуть-чуть шире: как человека управляющего совместной деятельностью людей.

В качестве синонимов слова “менеджер” будем применять также слова  “руководитель”, “управляющий”, “управленец”.

Второе значение слова “менеджер” в соответствии с Оксфордским  словарем означает человека, ведущего некоторый бизнес. Видимо, на русском  языке это значение может обозначать, например, менеджера по продажам. Это  несколько другая сфера человеческой деятельности, которая имеет весьма опосредованное отношение к теме книги. В этом значении мы постараемся это слово не использовать.

Менеджмент — как вид профессиональной деятельности, связанной с управлением  людьми и организацией их целенаправленной совместной деятельности, носит всеобщий характер: как только появляется потребность в коллективном, групповом осмысленном труде — сразу же возникает потребность в управлении им.

 

 

  2. Основы управления финансовым положением компании

2.1. Система управления финансами на предприятии

Предприятие – это  самостоятельный хозяйствующий  субъект с правами юридического лица, который на основе использования  трудовым коллективом имущества  производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Предприятие имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям, предусмотренным в уставе предприятия. Предприятие имеет права юридического лица, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием.

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли  в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).5

Итак, предприятие – имущественный  комплекс, используемый для осуществления  предпринимательской деятельности. В современной научной литературе по экономической теории при характеристике способов организации бизнеса используется понятие «фирма». По определению Р.Коуза, фирма есть «система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя». Таким образом, понятия «фирма», «компания», «коммерческая организация» и «предприятие» можно считать синонимичными.6

Предпринимательской деятельностью  является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Информация о работе Организационная структура финансового менеджмента