Организационная структура инновационного менеджмента . Прогрессивные производственные технологии. Качество продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:40, контрольная работа

Описание работы

Инновационная направленность экономического развития, растущая необходимость технологического обновления особо подчеркивают важность четкого соответствия принципов организации и структурно-организационных взаимосвязей в инновационной деятельности. Речь идет о поиске оптимальных путей привнесения инновационных импульсов в экономическую реальность. Понятно, что по мере расширения инновационных преобразований требуется научно обоснованное формирование функционально-элементной базы инновационного развития.

Файлы: 1 файл

Инновации.docx

— 38.40 Кб (Скачать файл)




ФГБОУ ВПО 
Московский Государственный Университет Технологий и Управления им. К.Г. Разумовского

Институт  текстильной и легкой промышленности

 

 

 

 

 

 

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА 
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

 

Контрольная работа по предмету

инновационный менеджмент

на тему:

 

1.  Организационная структура инновационного менеджмента

2. Прогрессивные  производственные технологии. Качество  продукции

 

 

 

Выполнил  студент

4 курса 2 потока

А.В. Виноградов

Специальность ФЭМ «080502»

Проверил  доцент кафедры менеджмента и  предпринимательства

Ю.В. Забайкин

 

 

 

 

 

Москва 2013 г. 

1. Организационная структура инновационного менеджмента

 

Понятие организации инноваций

 

Инновационная направленность экономического развития, растущая необходимость технологического обновления особо подчеркивают важность четкого соответствия принципов  организации и структурно-организационных  взаимосвязей в инновационной деятельности. Речь идет о поиске оптимальных путей  привнесения инновационных импульсов  в экономическую реальность. Понятно, что по мере расширения инновационных преобразований требуется научно обоснованное формирование функционально-элементной базы инновационного развития.

Организация инноваций включает три принципиальных аспекта:

субъект инновационной деятельности, являющийся объединением людей, совместно реализующих  разработку, внедрение и производство новшеств;

совокупность  процессов и действий организации, направленных на выполнение необходимых  функций в инновационной деятельности;

структуры, обеспечивающие внутреннюю упорядоченность  системы и совершенствование  взаимосвязей между ее элементами и  подсистемами.

С этой точки  зрения организацию инноваций следует  понимать как процесс упорядочения инновационной деятельности, как  субъект, фирму, институт, инновационное  предприятие, как организационные  структуры, определяющие состав и место  подразделений, и также регламентирующие процедуры форм, методов, процессов, которые осуществляются в инновационной деятельности.

Организация с позиций фирмы может рассматриваться  как объединение людей или  их договоренность о выполнении работ  по реализации инноваций. Субъектами инновационной  деятельности являются разнородные, разноэлементные  и разноразмерные фирмы, компании, ассоциации, вузы, научные институты, технополисы, технопарки и т.д. Все эти организации  являются главными носителями и хозяйствующими субъектами, которые осуществляют реальное обновление производства. Веянием времени  является появление специального инновационного бизнеса, тесно связанного со "своей" стадией жизненного цикла.

Так, инновационные  предприятия и организации могут  специализироваться на фундаментальных исследованиях, на НИР (прикладных научных исследованиях и разработках), это могут быть научные инновационные предприятия, высшие учебные заведения, субъекты малого предпринимательства, научно-технические комплексы и объединения. Со стадией внедрения и создания опытных образцов связаны как предпринимательские структуры, так и фирмы, институты и корпорации, имеющие развитую базу НИОКР. На базе прикладных НИОКР и ОКР инноваторы-последователи создают базовые технологические, научно-технические и продуктовые новшества.

Внедрением  и производством научно-технических  и продуктовых новшеств занимаются, как правило, крупные фирмы, имеющие  хорошую ресурсную базу, квалифицированные  кадры и определенные позиции  на рынках. В Западной Европе накоплен большой опыт инновационного развития, хотя исследователи непосредственно  не связывают размер фирмы с числом изобретений. Но во Франции и Великобритании распространено мнение, что на стадии научных разработок главную роль играют академический и вузовский  секторы и малые фирмы.

На этапе  опытного производства, маркетинга и  сбыта выступает разномасштабный  бизнес, в то время как производство и диффузия новшеств осуществляются на крупных и средних предприятиях и в промышленных компаниях. Согласно типу экономического разделения труда, возникшего в инновационной деятельности, множество предприятий малого и среднего размера являются субподрядчиками крупных фирм, специализирующихся на производстве полуфабрикатов, комплектующих, а также выполняющих функции обеспечения и обслуживания основного бизнеса.

Инновационные предприятия различаются также  в зависимости от преобладающего типа инноваций, являющихся объектом их деятельности. Так, они подразделяются на следующие классы:

инноваторы-лидеры, ориентирующиеся на новые научные открытия, новые способы применения и пионерные изобретения;

инноваторы-лидеры, создающие принципиально новые  процессы и продукты на основе применения ранее сделанных открытий и изобретений;

инноваторы, создающие базовые инновации  на основе старого способа,

инноваторы, производящие, модернизирующие и  рационализирующие новшества;

инноваторы, создающие новшества, замещающие более  ранние продукты и технологии;

инноваторы, специализирующиеся на продажах и маркетинге новшеств;

инноваторы, создающие инновации, удовлетворяющие  спрос на новых рынках;

инноваторы, занимающиеся диффузией, распространением и тиражированием новшеств в различные  сферы народного хозяйства.

Инновационные предприятия также специализируются в зависимости от уровня новизны  производимых инноваций (принципиально  новых, с относительной, частичной, локальной новизной либо имитацией).

 

Организационные формы  инновационного развития

 

Организационные формы тесно связаны с новыми принципами хозяйствования на основе синергизма централизованных и децентрализованных структур. Своеобразие инновационного развития заключается в том, что  оно основывается на необходимости  учета двух противоречивых тенденций

С одной  стороны, инновационный процесс  — это единый поток от возникновения  идеи до внедрения, развития и развертывания производства. Все стадии инновационной системы, от фундаментальной идеи до рыночного успеха, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому для обеспечения эффективности инновационного развития первостепенное значение имеют системные структурные взаимодействия, обеспечивающие преемственность стадий и непрерывность процессов во времени. Эта особенность ярко проявляется в условиях неразвитой рыночной инфраструктуры и несовершенства рыночных механизмов.

С другой стороны, научное знание, открытие, промышленное изобретение по своей  сути дискретно и стохастично. Многочисленными  исследованиями установлено отсутствие корреляции между возникновением научного знания, его материализацией и  коммерциализацией. Поэтому с такой  точки зрения предприятие не обязательно  должно осуществлять полный набор инновационной  предпринимательской деятельности от стадии НИОКР до маркетинга и  продаж.

В условиях совершенствования рыночных механизмов особую роль, согласно второй тенденции, начинают играть межфирменные взаимодействия, т.е. процессы диверсификации, межфирменной кооперации и т.д. Повышение инновационной  активности тесно связано с этими  двумя важнейшими тенденциями: становлением инновационных организаций, способных  к саморазвитию, и повышением включенности инновационных структур в систему  различных институтов и межфирменных взаимодействий.

За рубежом  исследовательские фирмы составляют всего 5-10% в малом бизнесе, в то время как среди крупных предприятий до 70% компаний имеют научные подразделения, инновационную направленность и пр. Малый инновационный бизнес в значительной степени ориентирован на прикладные исследования, конструкторские разработки, освоение различных новшеств, предоставление экспертных, рекламных, консалтинговых и посреднических услуг. Мелкие и средние предприятия ориентируют производство на малые серии новшеств, стремясь заполнить рыночные ниши узкоспециализированными продуктами.

Крупный бизнес и особенно фирмы-гиганты, обладая  достаточными финансовыми, материальными  и людскими ресурсами, страдают низкой восприимчивостью производственного  аппарата и жесткостью иерархических  связей, с трудом воспринимающих нововведения. Логикой совершенствования механизмов организации инноваций становятся проблемы координации и межфирменной кооперации.

Так, взаимосвязь  хозяйственных стратегий подразделений  и организационных структур рассматривается  под углом требований инновационного развития. В рыночной экономике каждая фирма самостоятельно определяет свою организационную структуру. Однако повышение общей жизнеспособности тесно связано с оптимальным  функционированием трех главных  функциональных подсистем фирмы (НИОКР  и разработка продукции, технология производства и маркетинг).

Тип организации  функциональных подсистем должен соответствовать  характеру связей технологических  операций и быть нацеленным на удовлетворение разнообразных по объему и времени  запросов рынка. С такой точки  зрения важнейшим свойством системы  является ее адаптация к внешней  среде. Чтобы удовлетворить разнообразный  спрос, предприятие изготавливает  мелкосерийную и уникальную продукцию, значительная часть которой ориентирована  на заказ, контракт. Это определяет изначально высокий уровень устойчивости связей между производителем, поставщиком  и покупателем.

Инновационная направленность производства тесно  увязана с инновационным характером управления: административные методы вытесняются социально-психологическими, а повышение производительности труда работника связывается  с его сопричастностью к принятию управленческих решений и с качественно  новой трудовой мотивацией.

В основе инновационного производства лежат  гибкость, изменчивость и адаптивность технологических систем, переналаживаемость оборудования и перепрофилирование производственных мощностей. Гибкость и изменчивость технологий сочетается с возможностью организации производства по горизонтали на основе параллельного  функционирования различных стадий инновационного процесса. Такой принцип организации взаимодействий между отдельными подразделениями основан на гибком распределении материальных, информационных и финансовых потоков, опыте и знаниях работника, готовой продукции и услуг.

Для инновационного процесса будущего характерна опора  на венчурный капитал, интегрированный  с многочисленными финансовыми, рыночными, научными и государственными институтами.

Способы консолидации автономных подразделений, самостоятельных участников рыночных конкурентных отношений многогранны  и высокоэффективны. Это объясняется тем, что централизованное управление и рыночный механизм дополняют друг друга.

Эволюция  инновационной организации как  системы тесно связана с ее способностью к диверсификации. Именно диверсификация компенсирует недостатки внутри- и межфирменных интеграционных процессов. Возникшая как реакция  на удовлетворение разнообразного индивидуализированного рыночного спроса, диверсификация первоначально  была основана на товарных видах и  эффекте разнообразия продукции. В  инновационной организации способность  к диверсификации связана в первую очередь с внутриорганизационными изменениями: с многоцелевым использованием производственных мощностей, внутрифирменной  передачей информации, знаний, ноу-хау  от одних производств к другим.

Способность организации к различным формам диверсификации формируется на основе ключевых отраслей, технологий, видов  продукции. Особенность диверсификации в инновационной организации  заключается в опоре на новые  технологии и высокотехнологичные  производства различных отраслей, являющихся лидерами инновационного развития. Такой  подход является необходимым условием поддержания конкурентоспособности  продукции и создания новых конкурентных преимуществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Прогрессивные производственные технологии. Качество продукции

Понятие производственной технологии

 

"Технология" представляет собой совокупность приемов получения новых знаний о процессах обработки (переработки) различных сред. Общность подхода к предмету исследования в технологии, предопределило и расширение видов обрабатываемых (перерабатываемых) сред, к которым стали относить не только МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (металл, химические вещества, растительную продукцию, в том числе дерево, пластмассы, стекло, минеральное сырье, продукты переработки сельскохозяйственного производства), но и НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (информацию, проектные и научные разработки, зрелища, искусство, законотворчество, управление, финансовые и страховые услуги и т. п.).

Задачей технологии, является выявление физических, химических, механических, коммерческих, социальных, экологических и прочих закономерностей о природе превращения обрабатываемых сред из одного вида в другой с целью определения и использования в широкой практике наиболее эффективных производственных процессов. Отражение их временных тенденций позволяет осуществлять прогнозирование направлений и темпов развития технологий и производства. Это направление в науке получило название – ТЕХНОДИНАМИКА.

Информация о работе Организационная структура инновационного менеджмента . Прогрессивные производственные технологии. Качество продукции