Организационно-административные методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена происходящей в России организационно-экономической перестройкой экономики, которая коренным образом сказывается на работе предприятий. Общество с момента возникновения нуждается в управлении социальными процессами, воспроизводством социальной и духовной жизни. Управление производством связано с общественным характером труда. Оно обособилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, кооперации и расширения масштабов производства. Это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на его объект для достижения определенных результатов.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы организационно-административных методов управления 5
1.1.Понятие, сущность и значение методов управления 5
1.2. Административные (организационно- распорядительные) методы управления 9
1.3. Классификация организационно-административных методов управления 12
2. Особенности применения организационно-административных методов управления на примере банка ОАО АКБ «Росбанк» 15
2.1. Характеристика деятельности ОАО АКБ «Росбанк» 15
2.2. Особенности применение организационно-административных методов управления в ОАО АКБ «Росбанк» 18
2.3. Рекомендации по совершенствованию применения организационно-административных методов в банке 20
Заключение 23
Литература 25
Приложение 27

Файлы: 1 файл

Организационно-административные методы управления.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)


Организационно-административные методы управления

 

 

 

 


Содержание

 

 

 

Введение

1. Теоретические основы организационно-административных методов управления

1.1.Понятие, сущность и значение методов управления

1.2. Административные (организационно- распорядительные) методы управления

1.3. Классификация организационно-административных методов управления

2. Особенности применения организационно-административных методов управления на примере банка ОАО АКБ «Росбанк»

2.1. Характеристика деятельности ОАО АКБ «Росбанк»

2.2. Особенности применение организационно-административных методов управления в ОАО АКБ «Росбанк»

2.3. Рекомендации по совершенствованию применения организационно-административных методов в банке

Заключение

Литература

Приложение

 

 

 


Введение

 

Актуальность темы обусловлена происходящей в России организационно-экономической перестройкой экономики, которая коренным образом сказывается на работе предприятий. Общество с момента возникновения нуждается в управлении социальными процессами, воспроизводством социальной и духовной жизни. Управление производством связано с общественным характером труда. Оно обособилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, кооперации и расширения масштабов производства. Это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на его объект для достижения определенных результатов.

Под субъектом управления понимают физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Объектом управления, то есть тем, на что направлено властное воздействие субъекта управления, могут быть физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы.

В системе менеджмента методы занимают особое положение ввиду того, что имеют сугубо практическое применение. Именно с помощью методов менеджеры воздействуют на управляемые объекты для преобразования их из исходного состояния в желаемое.

Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) в общем смысле означает путь к цели, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Метод – совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации). Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления. Одни авторы классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает, по сути, административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.

Целью работы является изучение организационно-административных методов управления.

Задачи работы:

   рассмотреть теоретические основы организационно-административных методов управления;

    определить практические особенности применения организационно-административных методов управления на примере банка ОАО АКБ «Росбанк».

 

 

 

 


1. Теоретические основы организационно-административных методов управления

1.1.Понятие, сущность и значение методов управления

Метод означает способ, образ действий, путь, ведущий к чему-либо. Поэтому вопрос о методах управления - это по существу вопрос о способах его осуществления. Следовательно, метод управления - способ организующего воздействия субъекта на конкретный объект управления, с помощью которого достигаются цели, решаются поставленные задачи. При этом непосредственное содержание метода управления может быть установлено лишь в связи с объектом его приложения, поскольку метод - это всегда некоторое, стоящее на субъективной стороне средство, через которое оно соотносится с объектом.[1]

В процессе управления решаются как традиционные, так и новые задачи. При решении традиционных задач проблем подбора методов управления, как правило, не возникает, ими овладевают в результате обучения, приобретения опыта работы. Проблемы возникают при решении новых задач. Возникновение любой такой задачи влечет за собой, как правило, необходимость соответствующей перестройки в организации системы управления, мобилизации сотрудников на решение данной задачи, координации работы всех звеньев системы, создания заинтересованности людей в качественном и своевременном достижении положительных результатов. Все это обеспечивается разнообразными методами. Руководитель, например, при постановке новой задачи может издать соответствующий приказ, определить систему материальных и иных стимулов, обеспечивающих своевременное и качественное решение задачи, а также установить соответствующие санкции за невыполнение работы, провести необходимую агитационно-пропагандистскую и воспитательную работу и т.п., т.е. использовать административные, экономические, идеологические и другие методы управления.[2]

Эффективность того или иного метода зависит также от ситуации, в которой он применяется. Методы и средства, которые с успехом применимы в среде с относительно низким уровнем квалификации работников, окажутся неэффективными в коллективе, состоящим из людей с широким кругозором, эрудированных, инициативных. Даже в одном и том же коллективе одни подчиненные испытывают потребность в независимости, самостоятельности, другие любят, чтобы их водили за руку. Одним достаточно просьбы, совета, чтобы выполнить то или иное задание, другим нужен только приказ начальника. Для руководителя очень важно правильно не только выбрать, но и сочетать методы управления, учитывая деловые и личные особенности подчиненных, состав коллектива, его нынешнее и завтрашнее социально-психологическое состояние.[3]

Методы управления не только применяются руководителями, но имеют и обратное воздействие. Они участвуют в формировании руководителей. Нередко можно встретить ситуацию, когда сформировавшиеся в условиях преобладания каких-нибудь одних методов руководители или кадры аппарата управления постепенно становятся носителями только этих методов, пытаются их сохранить, всячески препятствуя внедрению новых, более совершенных методов управления.

В настоящее время на методы управления оказывает значительное влияние научно-технический прогресс. По своей сути, он насыщает методы управления достижениями науки и техники, позволяет широко внедрять наиболее прогрессивные организационные формы управления, создает возможность маневрировать материальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами, помогает решать проблему как подбора кадров для управленческой деятельности, их подготовки и переподготовки, так и должного материального обеспечения этого важного вида деятельности.[4]

Все применяемые для решения конкретной задачи методы управления тесно связаны между собой, дополняют друг друга, используются в органическом единстве. Например, любое административное решение, принимаемое руководителем, должно подкрепляться экономическими и воспитательными методами. Искусство руководителя состоит в том, чтобы из всего арсенала методов управления выбрать наиболее действенные, надежно ведущие к цели, составить гибкую комбинацию этих методов, отдавая в зависимости от ситуации предпочтение в одних случаях экономическим, в других - административным, в третьих, - социально-психологическим. Правильное, разумное сочетание различных методов является одним из важнейших направлений совершенствования управления на современном этапе.[5]

Набор методов социального управления не может быть чем-то исчерпывающим, раз и навсегда данным. Система этих методов постоянно развивается и совершенствуется. В процессе общественно-исторической практики постоянно вырабатываются все новые и новые методы.[6]

Методы управления находятся в диалектическом единстве с целями управления. Цель обусловливает специфику использования методов, выбор методов в известной степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом достигаются цели управления. Методы определяют качественную сторону управления. Их совершенствование означает улучшение управления.

Для правильного понимания методов управления, четкого разграничения с другими управленческими категориями необходимо представить соотношение рассматриваемых методов с методами теории управления, принципами, формами управления.

Методы управления, как уже отмечалось, связаны с управленческой деятельностью, с их помощью достигаются практические цели управления. Методы же теории управления являются инструментарием науки, с помощью которой добиваются новые теоретические знания. Нельзя сказать, что эти две группы методов абсолютно не пересекаются. Вполне возможно, что какие-то методы, например, социологические, могут оказаться общими и для той и другой группы, но целевая их направленность и содержание различны.[7]

Принципы управления имеют основополагающий, фундаментальный характер и представляют собой базу и методов и всего содержания управления. Принципы управления ближе к социальным, экономическим и иным закономерностям управления, так как формулируются субъектом управления прежде всего исходя из их сути. Но проявляются, реализуются принципы в методах управления. Причем выбор методов управления предполагает альтернативность, т.е. возможность применения того или иного метода в зависимости от воли субъекта управления. Однако совокупность используемых методов управления должна соответствовать принципам управления. В противном случает провозглашенные принципы останутся лишь декларацией, что неминуемо скажется на эффективности управления.

Методы управления представляют своеобразную абстракцию, некую возможность действия в процессе управления. Само же управление всегда осуществляется в конкретных формах. Форма - это то, посредством чего абстрактная возможность метода получает выражение, реализуется практически. Форма есть выражение сущности метода. Как правило, любой метод реализуется в формах, которые с определенной долей условности могут быть отнесены к правовым, организационным, либо организационно-техническим. Так, любой метод, применяемый в процессе управления при наличии в системе отношений подчинения, субординации обычно проявляется как в императивной (приказной), так и в организационной и организационно-технической формах. Императивное начало реализуется в различных правовых формах: планах, приказах, распоряжениях и т.д., организационное - находит выражение в формах инструктирования, инспектирования, проведения совещаний, распространения передового опыта и т.д. При этом выбранные правовые и организационные формы реализуются благодаря проведению большого объема технической работы по подготовке документов, их регистрации, передаче исполнителям и т.д., т.е. использованием организационно-технических форм. Таким образом, с помощью правовых форм юридически закрепляются соответствующие действия субъекта управления, а с помощью организационных и организационно-технических - обеспечивается его организующая деятельность по претворению в жизнь принятого решения.[8]

Постоянное совершенствование и нахождение наиболее эффективных форм управленческой деятельности, их оптимального сочетания - одна из важных задач научной организации управления в системе органов внутренних дел.[9]

Методы решения задач, стоящих перед любой системой управления, в том числе и перед органами внутренних дел, должны строго соответствовать принципам деятельности этой системы и сочетаться с методами познания (анализа) проблемы, методами выбора пути решения задачи (планированием, разработкой комплексной программы) и методами непосредственной организационной деятельности по направлениям работы служб и подразделений.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что метод управления – это отражение механизма (способа, приема, формы) управленческой деятельности, которая направлена на создание правил и (или) условий надлежащего исполнения поставленных задач в соответствии с принципами управления.

 

1.2. Административные (организационно- распорядительные) методы управления

Экономические методы управления оказывают сильное, но косвенное воздействие на систему производства и не охватывают всех сторон деятельности управляемого объекта. Для решения многих вопросов необходима организаторская и распорядительная деятельность, которая рассматривается как административные (организационно-распорядительные) методы управления.

Под административными методами управления понимают систему способов воздействия на управляемый объект, которые обеспечивают планомерную и слаженную деятельность управляющей и управляемой систем. Характерной особенностью является то, что они оказывают прямое воздействие на управляемый объект и поведение исполнителей в конкретной обстановке. Через них получают своё выражение функции экономических систем и должностных лиц всех уровней управления, которые предусмотрены правовыми актами, положениями и инструкциями. Благодаря этим методам отношения между управляемой и управляющей системами имеют упорядоченный, организованный характер. Формой их выражения являются приказы, распоряжения, директивы вышестоящего органа, которые носят обязательный характер для нижестоящего. Они основаны на чётком определении прав, обязанностей и ответственности управляющего органа, руководителя и подчинённого, которые отражены в положениях структурных подразделений, инструкциях и функциональных обязанностях должностных лиц. Предусматривается также персональная ответственность должностных лиц за выполнение указаний вышестоящего органа управления.

Организационно-распорядительные методы способствуют, с одной стороны, оперативному воздействию на производственный процесс, а с другой - принятию перспективных решений по совершенствованию системы производства и управления. Среди различных классификаций этих методов наиболее приемлемой является подразделение их на три группы: организационно-стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные.

Информация о работе Организационно-административные методы управления