Организационное поведение в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 01:08, реферат

Описание работы

Перестройка управления после 1998 года становится невозможной без овладения менеджерами науки организационное поведение, которая изучает поведение людей и групп в организации. Эта дисциплина интегрирует в себе ряд родственных дисциплин, в том числе психологию, социологию, педагогику, менеджмент и ряд других наук. В качестве организационных систем в данной дисциплине рассматривается личность, группа, организация, общности (профессиональные, территориальные, национальные). Организационной единицей выступает личность, которая лежит в основе любых организационных структур.
Организационное поведение – систематически научный анализ индивидов, групп и организаций, с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…3
Теоретические аспекты организационного поведения…………………..…5
Роль и место организационного поведения в системе наук и практике управления……………………………………………………………….……..7
Теория поведения человека в организации……………………………….…9
Управление нововведениями в организации…………………………….....12
Заключение…………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………....

Файлы: 1 файл

Реферат № 4 Организационное поведение+++++.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

       ПЕРВЫЙ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ                  

                            ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ    

 

 

 

 

                                            

                                                          Специальность: Управление персоналом

                                                          Факультет: Менеджмент

                                                         Дисциплина: Организационное поведение

 

 

                                         Реферат

      На тему: «Организационное поведение в менеджменте »   

   

 

 

 

 

 

                                                                     

                                                                       Выполнила: студентка 4 курса

                                                                       Курулева Татьяна Александровна

 

 

 

 

 

                                         Москва -  2013 г.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...…3

  Теоретические аспекты организационного поведения…………………..…5

  Роль и место организационного поведения в системе наук и практике управления……………………………………………………………….……..7

 Теория поведения человека в организации……………………………….…9

 Управление нововведениями в организации…………………………….....12

Заключение…………………………………………………………………….14

Список литературы…………………………………………………………....15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Введение.

 

        Перестройка управления после 1998 года становится невозможной без овладения менеджерами науки организационное поведение, которая изучает поведение людей и групп в организации. Эта дисциплина интегрирует в себе ряд родственных дисциплин, в том числе психологию, социологию, педагогику, менеджмент и ряд других наук. В качестве организационных систем в данной дисциплине рассматривается личность, группа, организация, общности (профессиональные, территориальные, национальные). Организационной единицей выступает личность, которая лежит в основе любых организационных структур.

Организационное поведение – систематически научный анализ индивидов, групп и организаций, с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации. 
Организационное поведение – изучение людей и групп в организации. Это академическая дисциплина, которая помогает руководителю принимать действенные решения при работе с людьми. В соответствии с последним определением будем выделять 3 уровня проблем поведения: личностные; групповые; общеорганизационные. Выделяют 4 наиболее важные  концепции менеджмента:

  • Научное управление (классический менеджмент).
  • Административное управление.
  • Управление с позиций психологии и человеческих отношений.
  • Управление с позиций науки о поведении.

          Организационное поведение опирается на две последние концепции, и вместе с управлением персонала образуют общественную систему управления человеческими ресурсами.

Концепция управления с  позиций психологии и человеческих отношений – менеджмент рассматривается, как наука, обеспечивающая выполнение работы с помощью других людей, при  этом рост производительности труда обеспечивается за счет изменения отношений между работниками и менеджерами. Исследования в этой области показали, что изменения в отношении к людям могут дать толчок к повышению производительности. В свою очередь концепция управления с позиций науки о поведении – эффективность организации напрямую зависит от эффективности ее человеческих ресурсов. Составляющими являются:

  • социальное взаимодействие;
  • мотивация;
  • власть и лидерство;
  • организационная и коммуникационная система;
  • содержательность работы и качество жизни.

Роль, которая состоит  в овладении социальными силами в организации,     в управлении ее неформальными компонентами, формировании ценностей и норм. Организационное поведение объединило в себе отдельные области психологии, социологии, педагогики и других наук. Целями организационного поведения являются:

  • Систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях, возникающих в процессе труда;
  • Объяснение причин поступков индивидов в определенных условиях;
  • Предсказание поведения работников в будущем;
  • Овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и их совершенствование;

      Конечная  цель изучения организационного  поведения – овладение навыками управления поведением людей в процессе труда. Поскольку руководитель несет ответственность за результаты выполнения рабочих заданий, тогда возможность воздействия на поведение работников и деятельность рабочих групп имеют для него большое значение.

        Теоретические аспекты организационного поведения.

В начале 60-х годов XX века возник термин организационное поведение. В то время объединились несколько направлений научных дисциплин, занимающихся объяснением поведения людей и групп в организации, а также организаций во внешней среде. Исторический обзор поля исследований достаточно ясно показывает, что организационное поведение появилось из таких дисциплин, как психология и социальная психология, социология труда, теория и социология организаций, исследование бизнеса, наука управления (администрирование), этика и права. По мнению Елены Георгиевны Молл, в России особенности организационного поведения сейчас проявляются в процессе следующих постоянных изменений социально-экономической среды:

  • изменение связей и отношений, ранее долгое время сохранявших устойчивость;
  • изменение старых организаций и возникновение новых;
  • значительное расширение международных связей и появление на этой основе сети иностранных предприятий и филиалов транснациональных компаний на территории страны;
  • выдвижение уровня неопределенности и риска в деловой сфере;
  • криминализация бизнеса.

Организационное поведение - дисциплина, изучающая поведение  людей в организациях (как индивидов, так и групп). Предметом организационного поведения выступают основные закономерности и детерминанты, определяющие поведение людей в тех или иных ситуациях в условиях труда и общения. Знание основ организационного поведения помогает повысить эффективность трудовой деятельности, так как взаимоотношения людей в организации - немаловажный фактор, влияющий на конечный результат. Сегодня в менеджменте отслеживается тенденция к повышенному вниманию к человеческим ресурсам. Следовательно, современному руководителю необходимы такие навыки и знания, которые помогут более эффектно использовать человеческие ресурсы, предотвращая конфликты, стрессы и различные организационные дисфункции. Существует много определений организационного поведения, в том числе следующее: это комплексная прикладная наука об управлении поведением человека в организации на основе теории и систематического научного анализа действий отдельных людей, групп и организаций в целом в сложной динамичной среде. В любой области, которая имеет дело с развивающимся человеческим феноменом, нельзя исключать подходы, требующие рассмотрение разногласий и конфликтов. 

Организационное поведение - это предмет, который разветвился на множество разных направлений. С одной стороны, с точки зрения своих психологических социологических основ он стремится объяснить организационные явления, как это делает любая другая фундаментальная дисциплина. Это комплексная прикладная наука о поведении субъектов организации - людей, групп, коллектива в целом - в изменяющейся внешней среде. Эти субъекты организаций являются объектами исследования, но в силу присущей им активности, в силу их живой природы воспринимать их в качестве просто "объектов" методологически неверно, так же неверно говорить, что процесс управления их поведением сводится к воздействию на них: более адекватным понятием предоставляется слово "взаимодействие". Сами же объекты исследования правильнее воспринимать как объект-субъект. Предметом исследования в организационном поведении являются закономерности поведения и социальные, социально-экономические и психологические факторы.

 

 

Роль и место организационного поведения в системе наук и  практике управления.

Организационное поведение как  наука и как область для  изучения состоит из двух составляющих:

  • поведение организаций как таковых, проявляющееся по отношению к людям и группам внутри организации и к субъектам внешней среды организации;
  • поведение людей в этих организациях, проявляющееся по отношению друг к другу и к организации в целом.

В большинстве отечественных  исследований человеческое поведение  понимается как совокупность совершаемых  человеком поступков. Психологический  словарь трактует поступок как социально оцениваемый акт поведения, совершение которого подчинено мотивам и целям человека. В нем проявляется личность: ее направленность, ведущие потребности, отношение к окружающей действительности, характер, темперамент. Организационное поведение проявляет себя в следующих формах, аспектах, явлениях:

  • поведение индивидуумов как членов организации;
  • поведение групп, команд и других организационных группировок, характеризующихся общением "лицом к лицу", такие как кружки друзей;
  • поведение организационных единиц, таких как клики или кружки друзей;
  • поведение взаимосвязанных группы организаций;
  • поведение организации во внешней среде и т.д.

Под организацией традиционно  понимается объединение людей, совместно  реализующих определенные цели и действующих на основе принятых правил и норм. По мнению В.Н. Глумакова, несмотря на многообразие организаций, все они имеют общие параметры, каждый на многообразие организаций, все они имеют общие параметры, каждый из которых в той или иной мере определяет организационное поведение:

  • цели организации;
  • организационная структура;
  • внутренняя и внешняя среда;
  • совокупность ресурсов;
  • нормативная и правовая основа;
  • организационная культура.

Эффективное достижение поставленных в организации целей  предполагает диагностику и управление организационным поведением, что  и является практической стороной соответствующей науки. Кроме того, в странах с развитым рынком затраты на персонал являются наиболее весомой частью издержек на производство (до 40% и более). Этим можно объяснить тот факт, что современный менеджмент, призванный обеспечить достижение целей организации (конкурентоспособность, рентабельность, прибыль, развитие и т.п.) путем управления всеми видами ресурсов, основное внимание уделяет человеческим ресурсам. Основные ресурсы, используемые организацией - это люди, капитал, материалы, технология и информация". Это означает, что объектом управления являются все виды используемых ресурсов. В хозяйственной организации имеются живые системы трех видов: человек, группа (социальная общность), сама организация в целом как коллектив и как "единство материального и социального" (А. Файоль).

 

 

                     Теория поведения человека в организации.

 

Организационное поведение – изучение людей и групп в организации. Это академическая дисциплина, которая помогает руководителю принимать действенные решения при работе с людьми, в сложной динамической среде. Она объединяет концепции и теории, относящиеся к отдельным людям, группам, организации в целом.

В соответствии с последним  определением будем выделять 3 уровня проблем поведения:

    • Личностные;
    • Групповые;
    • Общеорганизационные.

Организационной единицей выступает личность, которая лежит в основе любых организационных структур.

Адаптация – означает включение работника в новую для него предметно-вещественную и социальную среду. При этом наблюдается взаимное приспособление работника и среды.

Поступая на предприятие, работник имеет определенные цели, потребности, ценности, нормы, установки поведения и предъявляет определенные требования к предприятию (содержание труда, условия труда, уровень оплаты труда).

Предприятие в свою очередь  имеет свои цели и задачи, и предъявляет  определенные требования к образованию, квалификации, производительности, дисциплине работника. Оно ожидает выполнения этим работником правил, социальных норм и соблюдения сложившихся традиций на предприятии. Требования к работнику обычно отражается в соответствующих ролевых предписаниях (должностных инструкциях). Кроме профессиональной роли работник на предприятии выполняет еще ряд социальных ролей (становится коллегой, подчиненным или руководителем, членом профсоюзной организации).

Информация о работе Организационное поведение в менеджменте