Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:41, контрольная работа
1. Сравнительный анализ X, Y и Z теорий.
2. Виды и характеристики организационных форм поведения
3. Мотивационные теории
4. Общая характеристика организационного поведения
Теория мотивации (Д. МакКлелланд)
с развитием экономических
* стремление к успеху (потребность достижения);
* стремление к власти (потребность власти);
*стремление к признанию (потребность причастности, принадлежности к группе).
При этом успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Наличие ярко выраженной мотивации в достижениях -- неотъемлемое качество успешного руководителя.
Стремление к власти должно свидетельствовать не только о честолюбии, но и об умении человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях.
Стремление руководителя к признанию у коллег и подчиненных является свидетельством его способности быть неформальным лидером, иметь собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.
Теория мотивации Д. Мак-Грегора предусматривает классификацию всех работников в зависимости от типа их мотивации на две группы -- X и Y. Люди типа X обычно бывают ленивы, не любят работать и избегают ответственности. Поэтому роль руководителя в данном случае -- давать распоряжения, контролировать и призывать к дисциплине. Люди типа Y -- замечательные работники, работа для них -- это их естественное состояние. Такие люди стремятся к ответственности, им присущи творчество и самомотивация. Роль руководителя в данном случае -- предоставлять таким сотрудникам полномочия для решения задач, привлекать к принятию управленческих решений.
Теория X воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам.
Теория Y соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учет соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.
Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, теория справедливости, теория подкрепления и др.
Теория подкрепления (Скиннер) базируется на принципе модификации ОП (изменении, моделировании), обозначающем систематическое поощрение (подкрепление) желательного ОП и неподкрепление или наказание нежелательного ОП.
Теория ожиданий В. Врума также широко используется на практике. Согласно данной теории мотивация сотрудников определяется поведением:
* руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;
* сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;
* сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы им будет выдано определенное вознаграждение;
* сотрудника, который сопоставляет
размер вознаграждения с
Исходя из теории ожиданий можно сделать вывод, что работник должен иметь реальные потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены организацией. Руководитель же должен замечать успехи своих подчиненных и поощрять их с учетом конкретных ожиданий данного работника.
Одной из лучших процессуальных теорий признана комплексная модель Портера-Лоулера, увязывающая затраченные усилия с результатами работы путем внутреннего и внешнего вознаграждения. Вознаграждение при этом изучается с двух позиций: его ценности для данного работника и вероятности его прямой связи с усилиями. Ощущение справедливости вознаграждения сказывается на степени удовлетворенности от него и оценке его ценности. Успешная мотивация, следовательно, включает:
1). Прямую зависимость
2). Прямую зависимость
3). Необходимость сочетания
Теория справедливости Адамса -- одна из основополагающих теорий, на которой основываются современные методы формирования системы оценки персонала и компенсационной политики организации. Согласно этой теории работники сравнивают то, что они получили за свою работу (Q -- материальное вознаграждение, моральное признание), с тем, что они вложили (E -- усилия, время, знания и т.п.). Данное соотношение можно представить в виде дроби Q/E. Работники примеряют это соотношение как к себе, так и к коллегам по работе. Если работник считает его несправедливым и не может повлиять на числитель этой дроби (т.е. убедить руководителя платить ему более высокую заработную плату и премиальные выплаты, больше считаться с ним, советоваться и доверять ему, привлекать к принятию решения), он пытается привести это соотношение в соответствие посредством уменьшения знаменателя: начинает работать хуже и в конце концов может вообще перейти на работу в другую организацию.
Теория постановки целей (В. Локк) получила широкое распространение, в частности при оценке персонала. Согласно данной теории специфические и сложные задачи, как правило, вызывают больший интерес со стороны исполнителей. Будучи увлеченными этими задачами, они, как правило, работают с высокой интенсивностью, добиваясь выдающихся результатов. Для успешного выполнения сложных и значимых задач важно постоянное осуществление обратной связи -- обсуждение хода выполнения работы и достигнутого успеха.
4. Общая характеристика организационного поведения
Организационное поведение – это наука, изучающая поведение людей
(индивидов и групп) в
полученных знаний для повышения эффективности трудовой деятельности
человека.
Объекты изучения ОП
• поведение индивидов в организации;
• проблемы межличностных отношений при взаимодействии двух
индивидов (коллег или пары «начальник – подчиненный»);
• динамику отношений внутри малых групп (как формальных, так и
неформальных);
• возникающие межгрупповые отношения;
• организации как
целостные системы, основу
внутриорганизационные отношения (например, стратегические альянсы и
совместные предприятия).
Большинство научных дисциплин (и ОП не исключение) преследует
четыре цели – описание, осознание, прогнозирование и контроль над
определенными явлениями.
Целями ОП являются:
1. систематизированное описание поведения людей в различных
возникающих в процессе труда ситуациях;
2. объяснение причин
поступков индивидов в
3. предсказание поведения работника в будущем;
4. овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и
их совершенствование.
Список литературы