Организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 10:57, курс лекций

Описание работы

Перестройка управления после 1998 года становится невозможной без овладения менеджерами науки организационное поведение, которая изучает поведение людей и групп в организации. Эта дисциплина интегрирует в себе ряд родственных дисциплин, в том числе психологию, социологию, педагогику, менеджмент и ряд других.
В качестве организационных систем в данной дисциплине рассматривается личность, группа (трудовой коллектив (исчез из Гражданского Кодекса)), организация, общности (профессиональные, территориальные, национальные).

Файлы: 1 файл

Лекции2.doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)

 

    1. Методы сбора эмпирических данных:

Опрос. Наиболее распространенный вид социологического исследования. Широко используется для сбора первичной информации (90% всех социологических данных собираются с помощью этого вида).

Опрос подразделяется:

        • Анкетирование;
        • Интервьюирование.

При анкетировании заранее формируются вопросы для респондентов.

Интервьюирование используется в том случае, когда последующий вопрос для респондента зависит от ответа на предыдущий вопрос.

Социологическое наблюдение. Представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства или особенности. Формы фиксации могут быть различны (бланк, дневник наблюдения, фото- или киноаппаратура и т.д.).

Анализ документов. Источником информации выступают текстовые сообщения. Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях. Может выявлять тенденцию и динамику изменений отдельных черт объекта, последствий.

 

    1. Подготовка социологического исследования. Программы и план исследований.

Социологические исследования требуют  тщательной подготовки. При этом необходимо:

          1. Позаботиться о теоретической основе исследования;
          2. Продумать общую логику его поведения;
          3. Разработать методические документы для сбора информации;
          4. Сформировать рабочую группу исследователей;
          5. Предусмотреть необходимые ресурсы (финансовые, трудовые ресурсы и т.д.).

 

Программа социологического исследования:

Является стратегическим документом, который раскрывает концепцию исследования и намерения организаторов по проведению анализа исследуемой  проблемы. Программа социологического исследования включает:

  1. Методологическую часть:
    1. Обоснование проблем исследования. Проблемой исследования называют поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию, которая затрагивает интересы исследуемой группы людей.
    2. Объект и предмет исследования.  Объектом исследования выступает носитель той или иной проблемы. Предмет исследования включает в себя стороны и свойства объекта, которые выражают исследуемую проблему (скрывающиеся в ней противоречия).
    3. Цель исследования. Ставится в зависимости от исследуемых свойств объекта исследования (если исследуется состояние производственной дисциплины на предприятии, то целью исследования будет анализ факторов, влияющих на состояние производственной дисциплины и разработка рекомендаций, направленных на укрепление этой дисциплины).
    4. Логический анализ основных понятий. Прибегает к косвенным методам расчленения предмета анализа. Расчленяется не само исследуемое явление, а понятие, символизирующее это явление. Логический анализ включает две  процедуры:
    • Интерпретацию основных понятий;
    • Операционализацию основных понятий.

Пример: состояние производственной дисциплины – степень сознательного соблюдения правил и норм трудового процесса и технологии  труда.

 

 

 

 

 

 


Состояние производственной дисциплины

(структурная операционализация)                                          


                                                                                                                                            

 


                                                                                                                                                 


 

 

 

 

 

Состояние производственной дисциплины


(аналитическая  операционализация)                                  


                                                                                                                                          


 

 

 

Состояние производственной дисциплины


(факторная операционализация)                             


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Гипотеза исследований. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений или процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть. Гипотезы:
    • Основные;
    • Дополнительные.
    1. Задачи исследования. На основе сформулированных гипотез ставится задача исследования, они так же могут быть:
    • Основные;
    • Дополнительные.
    1. Определение выборочных совокупностей. Необходимо обосновать размер (проект) выборки. Выборка должны быть репрезентативной (отражать свойства генеральной совокупности), чтобы можно было распространить результаты исследований на всю группу людей.
    1. Методы сбора первичной информации:
    1. Вторичный анализ статистических материалов по заводским данным по результатам предыдущих исследований;
    2. Сбор первичной информации при помощи анкет.
    1. Логическая структура инструментария и сбора первичной информации.

Логическая структура  анкеты рабочего.

Операционные понятия

Индикатор

Тип шкалы измерений

№ вопроса в анкете

 

I. Профессия, квалификация, удовлетворение работой

     

1.

Профессия

Вид профессии

Номинальная шкала

1.

2.

Соответствие профессии и базового образования

Индивидуальная оценка степени  соответствия

Ранговая шкала

2.


Вопросы в анкете:

  1. Кем Вы работаете в настоящее время? (профессия для рабочих, должность для ИТР).

001 (например, слесарь)


002

003

…..

009

  1. Соответствует ли Ваша нынешняя профессия Вашему полученному профессиональному образованию?

010 соответствует полностью


011 соответствует частично

012 не соответствует

013 затрудняюсь ответить

    1. Логическая схема обработки информации на ЭВМ.

                                                  


                                                        Парные


                                                                 распределения

 

Составляются подобные блоки по всем выдвинутым задачам.

 

 

  1. Методическая часть программы содержит характеристику используемых методов сбора первичной информации, рабочий план исследования, включающий подготовку к полевому исследованию, полевое исследование, подготовка информации к обработке, ее обработка на ЭВМ и анализ результатов исследований с выводами и рекомендациями, подготовка вспомогательных документов и выбор нормативов исследований (готовятся инструкции для анкетеров, кодировщиков, производятся расчеты ресурсов по действующим нормативам).

 

  1. Типы шкал и правила их построения.

Номинальная шкала  – измеряются преимущества, объективные признаки респондента.

Ранговая (порядковая) шкала – измеряется большинство субъективных свойств и признаков респондента, так как для них трудно найти объективные признаки. Позиции ранговой шкалы располагаются в порядке от наиболее значимой к наименее значимой (или наоборот).

Интервальная шкала – измеримо небольшое число свойств и признаков респондентов, в основном те, которые можно выразить числом.

 

  1. Психологические методы.

Основаны на тех же принципах  что и социологические методы.

 

Личность в  организации.

 

    1. Человеческий фактор.

Человеческий фактор играет решающую роль в деятельности организации. Люди в наименьшей степени поддаются управлению. Одной из основных проблем организационного поведения является проблема исполнения.

Формула исполнения:

Исполнение = Индивидуальные * Усилия * Организационная

                             свойства                                    поддержка

Индивидуальные свойства определяют способность работника выполнить полученные задания.

Усилия связаны с желанием исполнить.

Организационная поддержка обеспечивает возможность исполнения.

Раскрыть проблемы управления индивидуального  поведения в организации удалось  Платонову. Он выделил:

  1. Биологически обусловленную подсистему личности (пол, возраст, свойства нервной системы);
  2. Индивидуальные формы отражения объективной реальности, включая психические процессы (память, внимание, мышление и т.п.);
  3. Подсистема опыта (знания, умения, навыки);
  4. Социально обусловленная подсистема (управленческая направленность для менеджера, отношения между людьми и т.д.).

 К биологически обусловленной подсистеме личности относятся возрастные особенности, различия по признакам пола, расы,  свойства темперамента, физические особенности.

Возрастные психические  особенности.

 В управленческой деятельности  необходим учет психологических  особенностей возрастных этапов  жизненного пути работника. Исследователи выделяют два периода у активно действующих людей в организации:

  1. Взрослость:
    • Ранняя (21-25);
    • Средняя (25-45) (пик интеллектуальных достижений);
    • Поздняя (45-55) (упадок физических и умственных сил);
    • Предпенсионный возраст (55-60) (пик наиболее общих социальных достижений);
  2. Старение:
    • Удаление от дел;
    • Старость;
    • Одряхление (65-75).

Каждый период предполагает особенности  поведения личности в организациях, который должен учитывать руководитель. С возрастом накапливается опыт, формируются навыки, умение, в то же время формируются стереотипы, что снижает скорость овладения новыми знаниями и навыками. Сохранность работоспособности чело века с возрастом зависит от уровня сложности решаемых им задач в организации, а так же от его способности к постоянному обучению.

Темперамент.

Определяет динамику психической  деятельности человека (скорость возникновения  и устойчивость психических процессов, психический темп и ритм, интенсивность  психических процессов, направленность психической деятельности). К свойствам темперамента относятся:

Сензитивность – чувствительность к воздействию внешней среды.

Реактивность – характерная особенность непроизвольных реакций, Активность – определяющая произвольные действия  и их балансы.

Пластичность поведения (адаптивность) – ригидность (не гибкость поведения, пониженная приспособляемость, трудности изменения поведения при изменении во внешней среде).

Экстраверсия – ориентация на внешний мир, на объекты и людей, потребность во внешней стимуляции, предполагает работу, связанную с новизной, разнообразием, непредсказуемостью. Интроверсия – предполагает направленность на внутренние раздражители, ориентация на собственные чувства, внутреннюю жизнь, предполагает предсказуемость, порядок и стабильность в работе.

Нейротизм. Айзенк интерпретировал нейротизм, как эмоциональную нестабильность, высокий уровень нейротизма обуславливает низкую устойчивость к неопределенности (работники предпочитают ясные точные инструкции, четкие правила, структурированные задачи), потребность в поддержке со стороны других, нестабильность самооценки, связанную с работой, чувствительность к удачам  и неудачам, чувствительность к угрозам. Физиологической основой темперамента являются основные свойства нервной системы:

  1. Сила – слабость;
  2. Уравновешенность – неуравновешенность;
  3. Подвижность – инертность.

 

29.03.2002

    1. Психические процессы, свойства, состояния.

Ощущения – простой психический процесс. В ощущении отражаются отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира и внутреннего состояния человека.

Восприятие предполагает отражение  в сознании человека целостных предметов  и явлений. Выделяются:

  • Зрительные;
  • Слуховые;
  • Вкусовые;
  • Температурные;
  • Обонятельные;
  • Вибрационные;
  • Болевые ощущения;
  • Ощущение равновесия;
  • Ощущение ускорения.

Для организационного поведения важно понятие порога. Если раздражитель не обладает достаточной силой, то ощущение не возникает. Порогом различия для веса является прибавка 1/30 первоначального веса. По отношению к свету это 1/100, к звуку – 1/10. Избирательность восприятия играет как положительную роль (выявляются наиболее значимые сигналы), так и отрицательную роль (возможна потеря информации).

Информация о работе Организационное поведение