Организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 10:57, курс лекций

Описание работы

Перестройка управления после 1998 года становится невозможной без овладения менеджерами науки организационное поведение, которая изучает поведение людей и групп в организации. Эта дисциплина интегрирует в себе ряд родственных дисциплин, в том числе психологию, социологию, педагогику, менеджмент и ряд других.
В качестве организационных систем в данной дисциплине рассматривается личность, группа (трудовой коллектив (исчез из Гражданского Кодекса)), организация, общности (профессиональные, территориальные, национальные).

Файлы: 1 файл

Лекции2.doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)
  1. Психические особенности инвесторов (группы инвесторов):
    • Опыт;
    • Темперамент;
    • Характер;
    • Сложившаяся линия поведения;
    • Склонность к риску и т.д.;
      1. Исключительная возможность что-то достичь, получить, приобрести, контролировать, управлять;
      2. Вероятная сверхприбыль от вложений капитала.

Последовательное использование  при переговорах одного или нескольких побуждающих факторов способствует достижению лучших результатов.

Практические рекомендации для повышения эффективности переговоров, связанных с финансированием нового производства:

  1. Занимать наступательную позицию и представлять свои действия, как поиск наиболее приемлемого инвестора;
  2. Приводить конкретные факты, демонстрирующие жизнеспособность отстаиваемого проекта инвестиции.

 

Ведение переговоров  по заключению контрактов.

Можно выделить 4 группы факторов, которые  определяют результаты переговоров  по заключению контрактов:

  1. Факторы, характеризующие внешние по отношению к фирме экономические условия, к ним относятся:
    1. Условия конкуренции;
    2. Законодательные ограничения;
    3. Национальная специфика при заключении контрактов между фирмами разных стран.
      1. Особенности организационной структуры фирм, участвующих в переговорах:
        1. Масштаб производственной деятельности;
        2. Объем доходов;
        3. Степень формализации управленческих процессов;
        4. Степень децентрализации руководства.
          1. Особенности участия и взаимодействия различных управленческих служб в процессе заключения контракта. Противоположные интересы работников и служб фирмы могут оказать существенное влияние на процесс и результаты переговоров.
          2. Персональные характеристики лиц, участвующих в переговорах:
            1. Пол, возраст, образование;
            2. Общее психофизическое состояние;
            3. Личные интересы;
            4. Установки, стереотипы.

Процесс ведения переговоров во многом определяет характер заключаемого контракта. При подготовке к переговорам  следует:

              • Собрать необходимую и достаточную информацию о надежности будущего партнера, о возможности заключения контракта с другими партнерами;
              • Определить желаемый результат переговоров;
              • Выработать стратегию ведения переговоров, включая допустимый уровень уступок, а так же последовательность предложений и уступок.

Организация осуществляет перестройку  производства в связи с внедрением новой продукции. В этих условиях остро стоят задачи адаптации новых сотрудников. Необходимо определить:

                1. Какие виды адаптации выходят на первый план, и какими факторами они определяются;
                2. Проранжировать факторы с помощью метода попарных сравнений.

 

 

 

 

 

 

 


 

 


                      


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.04.2002

Изменения в организации. Нововведения.

 

Организация концентрирует  свои усилия на изменения, если выработаны новые стратегии, снижается эффективность ее деятельности, она находится в состоянии кризиса или руководство преследует свои личные цели. Одной из составляющих частей внедрения нововведения является освоение организацией новой идеи. Автору идеи необходимо:

  1. Выявить заинтересованность в этой идее группы, включая последствия нововведения для группы, размер группы, разброс мнений в пределах группы и т.д.;
  2. Разработать стратегию достижения поставленной цели;
  3. Определить альтернативные стратегии;
  4. Окончательно выбрать стратегию действия;
  5. Определить конкретный детализированный план действий.

Людям свойственно настороженное  негативное отношение ко всем изменениям, так как нововведение обычно представляет потенциальную угрозу привычкам, образу мышления, статусу и т.д. Выделяют 3 вида потенциальных угроз при осуществлении нововведений:

    1. Экономические (снижение уровня дохода или  его уменьшение  в будущем);
    2. Психологические (ощущение неопределенности при изменении требований, обязанностей, методов работы);
    3. Социально-психологические (утрата престижа, потеря статуса и т.д.).

Требуется специально разработанная  программа преодоления сопротивлений  изменениям. В ряде случаев при внедрении нововведений необходимо:

  1. Дать гарантию, что это не будет связано со снижением доходов работников;
  2. Предложить работникам участвовать в выработке решений при изменениях;
  3. Определить заранее возможные опасения работников и выработать компромиссные варианты с учетом их интересов;
  4. Осуществлять нововведения постепенно, в экспериментальном порядке.

Основными принципами организации  работы с людьми при нововведении являются:

    1. Принцип информирования о существе проблемы;
    2. Принцип предварительной оценки (информирование на подготовительной стадии о необходимых усилиях, прогнозируемых трудностях, проблемах);
    3. Принцип инициативы снизу (необходимо распределять ответственность за успешность внедрения на всех уровнях);
    4. Принцип индивидуальной компенсации (переобучение, психологический тренинг и т.д.);
    5. Принцип типологических особенностей восприятия и новаций различными людьми.

Выделяют следующие типы людей по их отношению к нововведению:

  1. Новаторы – люди, для которых характерен постоянный поиск возможностей усовершенствовать что-либо;
  2. Энтузиасты – люди, которые принимают новое независимо от степени его проработки и обоснованности;
  3. Рационалисты – принимают новые идеи только после тщательного анализа их полезности, оценки трудности и возможности использования нововведений;
  4. Нейтралы – люди, не склонные верить на слово н одному полезному предложению;
  5. Скептики – эти люди могут стать хорошими контролерами проектов и предложений, но они тормозят нововведения;
  6. Консерваторы – люди, которые критически относятся ко всему, что не проверено опытом, их девиз «никаких новинок, никаких изменений, никакого риска»;
  7. Ретрограды – люди, автоматически отрицающие все новое («старое заведомо лучше нового»).

Типы возможных последствий  при изменении организационной  структуры:

    1. Потенциально реальные конфликты в связи с реорганизацией старых и формированием новых структурных подразделений;
    2. Возникновение конфликта рабочих мест, то есть возникает после нечеткого определения прав и обязанностей, распределения власти и ответственности;
    3. Формирование у членов организации неуверенности в завтрашнем дне, в правильности выбранного курса;
    4. Изменение коммуникаций внутри организации приводит к нарушению информационных потоков, в ряде случаев связано с сокрытием информации рядом руководителей и сотрудников.

 

Организационная культура.

 

Организационный климат и организационная  культура – два термина, которые служат для описания комплекса характеристик, присущих конкретной организации и отличающих ее от других организаций.

Организационный климат включает менее устойчивые характеристики, в большей степени подверженные внешнему и внутреннему влияниям. При общей организационной культуре организации предприятия организационный климат в двух ее отделах может сильно различаться (зависит от стиля руководства). Под влиянием организационной культуры могут быть устранены причины противоречий между руководителями и подчиненными.

Основными составляющими  организационного климата являются:

  1. Управленческие ценности (ценности руководителей и особенности восприятия этих ценностей работниками, важны для организационного климата, как в рамках формальных, так и неформальных групп);
  2. Экономические условия (здесь очень важно справедливое распределение отношений внутри группы, участвует ли коллектив в распределении премий и поощрении работников);
  3. Организационная структура (ее изменение приводит к существенному изменению организационного климата в организации);
  4. Характеристики членов организации;
  5. Размер организации (в больших организациях большая жесткость и больший бюрократизм, чем в мелких, творческий, инновационный климат более высокий уровень сплоченности достигается в небольших организациях);
  6. Содержание работы;
  7. Стиль управления.

  В современных организациях  много усилий прилагается для  формирования и изучения организационного  климата. Существуют специальные  методы его исследования. Необходимо  в организации формировать у  сотрудников суждения о том, что работа является трудной, но интересной. В некоторых организациях определялись и письменно закреплялись принципы взаимодействия руководителя и персонала, часто повышая уровень сплоченности коллектива путем организации совместного досуга сотрудников и членов их семей.

Организационная культура – это комплекс наиболее стабильно и продолжительно существующих характеристик организации. Организационная культура объединяет ценности и нормы, свойственные для организации, стили процедуры управления, концепции технологического социального развития. Организационная культура задает пределы, в которых возможно уверенное принятие решения на каждом уровне управления, возможности рационального использования ресурсов организации, определяет ответственность, дает направление развития, регламентирует управленческую деятельность, способствует идентификации работников с организацией. Под влиянием организационной культуры складывается поведение отдельных работников. Организационная культура оказывает существенное влияние на эффективность деятельности организации.

Основные параметры организационной  культуры:

  1. Акцент на внешних (обслуживание клиентов, ориентация на потребности потребителя) или внутренних задачах. Организации ориентированы на удовлетворение потребностей потребителя, имеют значительные преимущества в рыночной экономике, отличается конкурентоспособностью;
  2. Направленность активности на решение организационных задач или на социальные аспекты функционирования организации;
  3. Меры готовности к риску и внедрению нововведений;
  4. Степень предпочтения групповых или индивидуальных форм принятия решения, то есть с коллективом или индивидуально;
  5. Степень подчиненности деятельности заранее составленным планам;
  6. Выраженное сотрудничество или соперничество между отдельными членами и группами в организации;
  7. Степень простоты или сложности организационных процедур;
  8. Мера лояльности работников в организации;
  9. Степень информированности работников о их роли в достижении цели в организации

Свойства организационной  культуры:

  1. Совместная работа формирует у коллектива представления об организационных ценностях и способах следования этим ценностям;
  2. Общность означает, что все знания, ценности, установки, обычаи используются группой или трудовым коллективом для удовлетворения;
  3. Иерархичность и приоритетность, любая культура представляет ранжирование ценностей, часто главными для коллектива считаются абсолютные ценности общества;
  4. Системность, организационная культура является сложной системой, объединяющей отдельные элементы в единое целое.

Влияние организационной культуры на деятельность организации проявляется в следующих формах:

    1. Идентификация сотрудниками собственных целей с целями организации через принятие ее норм и ценностей;
    2. Реализация норм предписывающих стремление к достижению цели;
    3. Формирование стратегии развития организации;
    4. Единство процесса реализации стратегии и эволюции организационной культуры под влиянием внешней среды (меняется структура, следовательно, меняется организационная культура).

 

Принятие управленческого  решения.

 

Принятие решения – процесс выявления проблемы и поиска в среде альтернатив наилучшего решения этой проблемы.

Информация о работе Организационное поведение