Организационное проектирование функциональной подсистемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть систему совершенствования структуры управления организации. Предметом изучения выступает сама организация. Объектом – тип организационной структуры.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................2
Глава 1. Понятие и принципы структуры управления.
1.1. Понятие организационной структуры............................................................4
1.2. Принципы структуры управления..................................................................8
Глава 2. Организационная структура управления.
2.1. Выбор и формирование структур управления...............................................9
2.2. Классификация организационной структуры управления.........................15
Глава 3. Организационное проектирование функциональной подсистемы.
3.1. Система управления на российских предприятиях.........................................20
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы управления на предприятии…………………………………………………………………….24
Глава 4. Внедрение организационного проекта………………………………....28
Заключение..................................................................................................................35
Список использованной литературы........................................................................37

Файлы: 1 файл

Melashenko_1.docx

— 71.69 Кб (Скачать файл)

Направление совершенствования по каждому элементу

Трудоемкость каждой функции в % от полной трудоемкости функция подсистемы

Управление развитием организационных структур – всего

-обрабатывать банк данных, включающий специальные        структуры организации информации, алгоритмы,    специальные языки, программные и технические средства, в совокупности обеспечивающие  создание и эксплуатацию системы  накопления информации, поступающей  от нескольких источников, ее  обновление, корректировку и многоаспектное  использование в интересах объекта  управления предприятия;

-  обеспечивать использование  и анализ информации о накопленном  практическом опыте специалистов  по управлению, выработку вариантов  управленческих решений в автоматизированном (или автоматическом) режиме;

-осуществлять участие  в разработке вариантов развития  производства на основе проводимых  маркетинговых исследований и  анализ информации;

-осуществлять технико-экономическое  обоснование нововведений в производство, действующую систему управления;

-осуществлять участие  в разработке производственных  программ, проведение анализа производственно-хозяйственной  деятельности предприятия и его  подразделений;

-осуществлять координацию  работ производственных подразделений  по выпуску продукции;

-разрабатывать планы  совершенствования управления производством  на основе использования современных  средств вычислительной техники  и новых информационных технологий; 

- обосновывать и разрабатывать  мероприятия по повышению эффективности  развития организационных структур; разрабатывать новые формы и  методы управления.

100

 

 

 

 

 

 

 

39

 

 

 

 

27

 

 

14

 

6

 

 

4

 

 

4

 

 

3

 

 

3


 

Полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны. Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры — с другой.     6

Множество типов и видов организационных структур обусловлено большим разнообразием критериев их классификации. Среди них можно выделить:

  1. общие – типы воспроизводства, формы обобществления и масштабы общественного развития;
  2. особенные – формы собственности, принципы организации управления, типы связей;
  3. частные – организационные формы управления (фирмы, концерны, акционерные общества и т.д.).7

Следовательно, организационные структуры можно классифицировать: по типам воспроизводственного цикла как экстенсивные и интенсивные; по уровню обобществления – крупного и малого бизнеса, смешанные (горизонтального типа), совместные (международные), национальные и транснациональные; по способу принятия решений – коллегиальные и командные; по формам собственности – государственные, частные и различные их модификации; по принципам организации управления – отраслевые (межотраслевые), территориальные (региональные и федеральные); по типам связей – координационные и корпоративные; по видам управления – линейные (командно-административные), функциональные (штабные), комбинированные (линейно-функциональные), программно-целевые (локальные, реализующие в любой структуре сопутствующую цель).8

Организационная структура отражает упорядоченную совокупность связанных между собой элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

При формировании структуры управления целесообразно придерживаться следующей последовательности:

  1. определить приоритетные направления деятельности организации 9производство, торговля, финансирование, снабжение, реклама и т.д.);
  2. выделить основные функциональные задачи управления (планирование, стимулирование, учет, контроль и т.д.);
  3. выяснить какие из направлений и функциональных задач могут быть лучше всего реализованы с помощью линейных, функциональных и целевых структур.
  4. определить объекты управления, необходимые для решения функциональных задач по всем основным направлениям (цехи, отделы, бригады и т.д.);
  5. определить органы управления всеми объектами и их иерархию;
  6. установить прямые и обратные связи между органами управления и объектами управления.9

В особом внимании нуждается решение проблемы рационального соотношения централизации и децентрализации в иерархии управления. Суть решения заключается в следующем: централизация должна осуществляться в вопросах общей политики, при децентрализации в решении оперативных вопросов. На высшем уровне принимаются решения стратегического порядка, а полномочия по принятию других решений, равно как и ответственность за качество их исполнения, делегируются на низшие ступени управленческой иерархии; решения, определяющие планомерное развитие подсистемы, принимаются тем органом, который несет ответственность за ее эффективное функционирование; содержание и каналы информации должны соответствовать потребностям принятия эффективных решений.10

Для настоящего времени характерен процесс децентрализации многих видов управленческих работ, т.к. чрезмерная централизация управления сковывает инициативу руководителей, ограничивает гибкость производства и нередко ведет к недостаточно аргументированным решениям, в которых не учитываются в полной мере специфика работы отдельных трудовых коллективов и имеющиеся на местах внутренние резервы. С учетом указанного централизация управления оправдывает себя при решении тех проблем, которые по своим характеристикам делают необходимым единое целенаправленное регулирование (определение направлений и темпов развития организации, ее реорганизации, установление шкалы заработной платы и т.д.).

Децентрализация управления особенно рекомендуется в ситуации, когда деятельность данного подразделения относительно независима и другие подразделения не оказывают или почти не оказывают на него влияние – в условиях территориальной разрозненности объектов или при иных обстоятельствах, затрудняющих связь между центром принятия решений и исполнителями.

Реальные возможности организации и средства их наиболее полного использования не могут быть с достаточной полнотой и точностью определены в централизованном порядке. Поэтому ей предоставляются полномочия для самостоятельного определения наиболее целесообразных путей реализации вышестоящими уровнями решений. Разграничение функций между уровнями управления основано на том, что в централизованном порядке принимаются решения только те вопросы, которые с такой же эффективностью не могут быть решены низовыми звеньями.11

На соотношение централизации и децентрализации в системе управления существенное влияние оказывают объем, особенности движения и преобразования информации, ориентируясь на которую можно определить относительную

Право решения отдельных вопросов предоставляется уровням, своевременно получающим необходимую для этого информацию. Чем дальше подразделение, в котором принимается решение, от этого уровня, тем труднее руководителю ориентироваться в состоянии дел и осуществлять гибкое управление, что приводит к тому, что полномочия и ответственность за решения целесообразно передать «вниз», как можно ближе к месту функциональной деятельности.

Смысл разработок проблем соотношения централизации и децентрализации заключается в определении наиболее рациональных основ формирования организационных структур. Главными направлениями деятельности по созданию и рационализации аппарата управления являются:

  1. всемерная централизация – отделение общих и стратегических функций от оперативной деятельности и предоставление высшему звену управления возможностей для решения задач принципиального и перспективного характера;
  2. соответствующая децентрализация, повышение самостоятельности подразделений организации путем распределения обязанностей между руководителями различных ступеней;
  3. разделение труда и специализация работников аппарата управления;
  4. обеспечение единства распорядительства;
  5. установление диапазона управления, т.е. определения пределов руководства одним должностным лицом.12

Для решения указанных задач необходимо нормативное соблюдение принятого соотношения централизации и децентрализации на всех уровнях организационной иерархии посредством распределения обязанностей и ответственности не только между подразделениями, но и отдельными работниками.

 

 

 

 

2.2. Классификация  организационной структуры управления

Классический подход к организационным структурам выделяет три их разновидности: функциональная (линейно-функциональная), дивизиональная и адаптивная (проектная и матричная оргструктуры).13 Существуют и другие классификации: так, теоретик менеджмента Генри Минцберг делит оргструктуры на простую, механистическую и профессиональную бюрократию (по сути, эти три вида являются более подробной классификацией функциональной структуры), дивизиональную форму и адхократию (аналог адаптивных структур).

Рассмотрим более подробно линейно-функциональную структуру.

Линейно-функциональные структуры были завезены в Россию во время индустриализации – вместе с немецкими и американскими заводами. Этот тип оргструктуры максимально соответствует массовому производству однотипной продукции. Вокруг производства, которое управляется линейными менеджерами, сконцентрированы функциональные службы – бухгалтерия, НИОКР, и т. д.14

В рамках линейно-функциональной схемы предприятия развивались   относительно успешно вплоть до 20-х гг. текущего столетия, так как им удавалось осуществлять свое техническое и финансовое развитие и удовлетворять массового потребителя в количестве, качестве и стоимости производимой продукции. Традиционная организация соединила в себе преимущества двух типов департаментизации и это позволяло ей при соответствующих внешних условиях эффективно обслуживать интересы стабильного и экстенсивного развития.

В целом, линейно-функциональные схемы структур производительных организаций в сочетании с развитием «идеального» механистического подхода сыграли очень важную роль в переходе от аграрной ориентации общества к индустриальной.

С точки зрения взаимодействия с внешней средой, традиционные схемы во многом строились на механистическом подходе к организационному проектированию. Являясь простыми и понятными, данные схемы позволили перейти от патриархальных отношений ремесленного цеха и мануфактуры типа «мастер — раб» к индустриальным отношениям типа «начальник — подчиненный», отношениям более регулируемым, более предсказуемым, более цивилизованным в целом. Этот поворот в отношениях в организации сыграл не меньшую роль, чем сама промышленная революция.

В первой половине XX в. линейно-функциональные схемы обеспечивали рост вертикально интегрированных организаций, развившихся в конечном счете в гигантские корпорации, охватывавшие весь цикл выпуска конечного продукта от получения сырьевых ресурсов до реализации готовых изделий. С ростом размеров организаций все больше давали себя знать соединенные недостатки линейной и функциональной департаментизации. Приходилось все время увеличивать масштаб управляемости, что вело к неуправляемости организацией в целом. Вертикальный рост ограничивал развитие эффективных горизонтальных связей. Внутри гигантов с жесткой схемой не находилось места неформальным связям.

При большей ориентации на рынок в этих огромных производственных организациях попытки адаптации к изменениям внешней среды обычно приводили к закрытию производств и увольнению рабочих. Текучесть кадров влияла на качество, качество — на прибыль и т.д. Усилились конфликтные ситуации. Остро встала необходимость поиска выхода из тесных рамок традиционных организаций.

Следует заметить, что прохождение в развитии организации этапа, соответствующего использованию линейно-функциональных схем, является обязательным. Данный этап развития может быть коротким или длинным по времени. Однако он необходим, так как «перепрыгивание» через него лишает организацию возможности отработки отношений «начальник — подчиненный» и выведения этих отношений на уровень, адекватный требованиям внешней среды. Молодые коммерческие структуры, не соблюдающие этого правила, лишают себя возможности когда-либо развернуть эффективное массовое производство того или иного товара или услуги.15

Функциональная структуризация является наиболее широко распространенной формой организации деятельности и имеет место почти на всех предприятиях на том или ином уровне организационной структуры. Это — процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые они выполняют (производство, маркетинг, финансы и т.п.). Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации.16

Информация о работе Организационное проектирование функциональной подсистемы