Организационно-распорядительные методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Необходимо определить роль организационно-распорядительных методов в системе управления, их мотивационную основу, влияние и взаимосвязь с другими методами управления, а также раскрыть суть и особенности этих методов.
Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

Содержание работы

Организационно-распорядительные методы управления 3
Задание: 9.8. 13
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Российский государственный торгово-экономический  университет

 

 

Кафедра  Антикризисного и стратегического  менеджмента

Факультет _________________________________

Контрольная работа

 

по  дисциплине  «Менеджмент»

 

Вариант №15

 

 

 

 

 

 

                                                                                       _____________________

                                                                                       (подпись студента)

 

                                                                        

                                                                  (звание, должность, фамилия и.о. преподавателя)

 

 

 

 

 

 

Москва    2011г

 

Оглавление

 

 

Организационно-распорядительные методы управления

Необходимо  определить роль организационно-распорядительных методов в системе управления, их мотивационную основу, влияние  и взаимосвязь с другими методами управления, а также раскрыть суть и особенности этих методов.

Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных методов  относят:

- организационное проектирование,

- регламентирование,

- нормирование.

При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются  конкретные исполнители и сроки  выполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Сущность организационного регламентирования  состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.

Распорядительные методы реализуются  в форме:

- приказа,

- постановления,

- распоряжения,

- инструктажа,

- команды,

- рекомендаций.

Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.

В России организационно–распорядительные  методы иногда называют административными  методами, включающими пять основных способов административного воздействия:

1. Организационные действия основаны  на подготовке и утверждении  внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность  персонала конкретной организации:  устав, договор, организационная  структура управления, положения  о структурных подразделениях, организация рабочих мест, штатное расписание, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка. Эти документы (кроме устава) вводятся в действие приказом руководителя организации, обязательны для всех сотрудников, а их несоблюдение влечет за собой применение дисциплинарных взысканий.

2. Распорядительные воздействия  направлены на достижение поставленных  целей менеджмента, соблюдение  внутриорганизационных нормативных  документов, поддержание системы  управления в заданных параметрах посредством прямого административного регулирования: приказы, распоряжения, указания, целевое планирование, организация и координация работ, мотивирование труда, контроль исполнения.

3. Инструктирование – метод  руководства, основанный на передаче подчиненному правил выполнения должностных операций.

При инструктировании органически сочетается административное предписание и обоснованный совет  руководителя по выполнению порученного  задания. Формальное инструктирование в схеме отношений «руководитель–подчиненный» часто не достигает цели из–за разрыва между словом и делом.

4. Наставление  – метод однократного применения  со стороны руководителя: если  он пытается повторно наставлять, то теряет авторитет.

5. Дисциплинарная  ответственность и санкции в  случае нарушения трудового законодательства.

Однако не очень четкая стратегия развития организаций, несовершенство современного эффективного маркетинга, недостаток корпоративной культуры привели  к появлению негативных проявлений административного воздействия  на коллектив и уменьшению общего эффекта от применения административных методов.

 

 

 

 

 

Организационно-распорядительные методы управления включают приемы и способы  воздействия субъекта управления на объект управления на основе силы и  авторитета власти - указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и т.п. Эти методы устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного (исполнителя), а также каждого звена и уровня управления. Организационно-распорядительные методы управления должны обеспечивать персональную ответственность каждого из работников аппарата управления за исполнением воли вышестоящих органов власти.

Объективной основой использования  этих методов управления выступают  организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления — функция организации, задача организационно-распорядительной деятельности состоит в координации действий подчиненных.

Организационно-распорядительные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность.

Отношения организации объективно заданы не только законами общественного  развития, но и определяются социально-экономическими и политическими условиями общественного развития, то есть имеют не только объективную, но и субъективную природу. В любом случае организационные отношения служат основой для построения иерархии властности, то есть соотношения прав и ответственности вдоль всей иерархии организационных отношений. Система субординационных отношений прав и ответственности играет решающую роль при построении системы организационно-распорядительных методов управления. Для того чтобы она работала эффективно, необходимо два основных условия:

- сбалансированность прав и  ответственности на каждом из  уровней управления, что образует  основу тождественности субъекта  и объекта управления на каждом  из уровней управления;

- сбалансированность прав и  ответственности между уровнями  управления. При этом каждый из промежуточных уровней управления должен выступать в качестве «ретранслятора» (передающего устройства), не создающего помех и перекосов в системе управления.

При нарушении этих требований неизбежно  возникают и развиваются поползновения к доминированию прав и снижению ответственности.

Организационно-распорядительные методы управления выражают в основном прямое директивное воздействие органов власти на управляемые системы, вследствие чего их часто называют административными. Однако это не совсем верно. Ряд Организационно-распорядительных методов управления имеют характер не прямого, а косвенного воздействия авторитета власти на подчиненных, рекомендаций, предложений, советов.

В целом организационно-распорядительные методы управления достаточно разнообразны по своей природе, однако их можно  классифицировать по направлениям воздействия. Рычагами такого воздействия являются регламенты, нормы, инструкции, директивные  требования, ответственность и полномочия, приказ, распоряжение и т.д.

Они призваны обеспечивать организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и  хозяйственного законодательства, основными  целями которого являются: правовое регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов предприятия и его работников в соответствии с КЗоТ и другими законодательными актами.

Классификация выделяет три группы организационно-распорядительных методов.

1) распорядительные;

2) организационно - стабилизирующие;

3) дисциплинирующие.

Эти три группы методов  всегда используются комплексно и тесно  взаимосвязаны друг с другом.

Распорядительные и  дисциплинирующие методы управления всегда действуют совместно с организационно - стабилизирующими, обеспечивая регламентирование, нормирование и инструктирование. Направления их действия заключаются в следующем:

- обеспечить стабильность  организационных структур социально-экономической  системы и условий их функционирования;

- подвергнуть каждый  из процессов, протекающих в  социально-экономических системах, безусловному подчинению власти.

 

Рис. Классификационная схема организационно-распорядительных методов управления.

 

При этом все организационно-распорядительные методы управления должны применяться в комплексе, способствуя организационной стабилизации системы.

Вопрос о взаимозаменяемости методов управления неправомочен, поскольку они имеют различную природу и различный спектр действия и потому взаимодополняемы.

Распорядительные и  дисциплинирующие методы управления всегда действуют совместно с организационно - стабилизирующими, обеспечивая регламентирование, нормирование и инструктирование. Направления их действия заключаются в следующем:

- обеспечить стабильность  организационных структур социально-экономической  системы и условий их функционирования;

- подвергнуть каждый  из процессов, протекающих в  социально-экономических системах, безусловному подчинению власти.

При этом все организационно-распорядительные методы управления должны применяться в комплексе, способствуя организационной стабилизации системы.

Вопрос о взаимозаменяемости методов управления неправомочен, поскольку  они имеют различную природу и различный спектр действия и потому взаимодополняемы.

Регламентирующие методы управления включают:

а) общеорганизационные  методы управления, определяющие общие  принципы устройства организации и  структуру органов власти;

б) структурные методы управления, определяющие структуру органов власти, то есть набор звеньев и уровней управления;

в) должностные методы управления, определяющие должностной  статус каждого лица, обладающего  властью:

г) функциональные методы управления, определяющие порядок функционирования тех или иных властных структур и общественных организаций.

Проблема использования  регламентирующих методов управления заключается в том, что во многих сферах направления регламентации  оказываются слишком жестко зафиксированными, что сковывает подвижность отдельных звеньев системы. В других же сферах регламентация оказывается либо расплывчатой, либо вообще отсутствует.

Нормирующие методы управления основаны на использовании нормативов. Понятие норматива следует четко  отличать от понятия нормы. Норма - это величина, характеризующая естественные условия протекания природных и антропогенных процессов. Норматив - это условное распределение (закрепление) чего-либо на единицу чего-либо. В состав нормирующих методов управления входят:

а) нормативы времени, например, затраты времени на единицу товара (услуги), на потребителя и т.д.;

б) нормативы численности, например, количество медработников, приходящихся на тысячу человек населения;

в) нормативы величины, например, предельно допустимая концентрация вредных веществ в 1м3 производственных помещений и т.д.;

г) выработки — объем  продукции, производимой за единицу  времени при сдельной оплате труда;

д) нормативы соотносительности, например, соотношение числа студентов  и преподавателей в ВУЗе.

Инструктирование также образует обширную сферу действия организационно-распорядительных методов управления. Оно включает в себя различные виды информирования:

а) предостережение;

б) разъяснение;

в) ознакомление.

 

Задание: 9.8.

Цель задания: принятие правильного решения в конкретной ситуации.

Информация о работе Организационно-распорядительные методы управления