Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 11:55, курсовая работа
Цель работы: проанализировать организационные формы и модели менеджмента.
Объект исследование - организационные формы и модели менеджмента. Предмет исследования - особенности управления в моделях менеджмента.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
рассмотреть виды и формы менеджмента;
определить основные модели менеджмента;
изучить особенности управления в зарубежных моделях менеджмента;
проанализировать особенности управления в России.
Содержание
В каждой организации создается своя определенная модель менеджмента, которая во многом определяет структуру организации, ее форму, процесс организации производства, процесс решения задач, связанных со стимулированием коллектива и многое другое. Модель - это своего рода, образ, система, результат формирования научных концепции, теорий и задач, которые прошли долгий путь развития и влияют на процесс создания определенной системы менеджмента.
Что такое менеджмент? Как формируется модель менеджмента? Какие модели формировались и как они приживались на той или иной почве? Существует ли зависимость выбора модели управления от организационной формы?
Данная тема занимает особое место в структуре такой науки, как менеджмент. Согласно системному принципу многомодельности невозможно дать полное описание поведения сложной системы, не выходя за рамки какой-либо одной теории. Чтобы описать строение и поведение системы, а именно таковы по своей природе объекты исследования в экономике и менеджменте, приходиться прибегать одновременно к нескольким подходам, каждый из которых позволяет получить локальную модель, т.е. отобразить одну из граней, сторон, особенностей поведения и строения системы, будь то управление производством или персоналом. Актуальность заключается в том, что создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике, а с другой - использования его лучших достижений в своей деятельности.
Все научные школы, как бы они не противоборствовали и не противоречили друг другу, заняты, в сущности, одним и тем же: обобщая результаты своих наблюдений за определенными процессами, сторонами, гранями, частями сложных систем, они достаточно верно описывают их особенности. Каждая школа менеджмента предлагает, таким образом, свою локальную модель объекта управления. В ходе своего развития теория управления, как и всякая серьезная научная дисциплина, подошла к рубежу, когда необходимо интегрировать разрозненные локальные модели предмета исследования.
Цель работы: проанализировать организационные формы и модели менеджмента.
Объект исследование - организационные формы и модели менеджмента. Предмет исследования - особенности управления в моделях менеджмента.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Основные зарубежные модели управления наиболее доступно и полно рассматривают М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури в «Основах менеджмента». В учебнике И.И. Семеновой «История менеджмента» рассказано об исторических предпосылках создания современных моделей менеджмента. А.Б. Бахур в статье «Особенности национального менеджмента» произвел анализ свойств российской модели менеджмента.
Под видами менеджмента подразумеваются его разновидности. Классификация видов менеджмента представляет распределение разновидностей менеджмента, распределение менеджмента по разновидностям.
Выделяются следующие основные виды менеджмента: организационный, стратегический, тактический (текущий) и оперативный.
Объектом организационного менеджмента являются процессы создания организации, разработки структуры и системы управления организацией, системы осуществления управленческих функций, выработки стандартов, положений, инструкций. В результате обеспечивается нормальное функционирование организации, успешное достижение стоящих перед организацией целей. Достижение целей организации основано на стратегическом менеджменте, тактическом или текущем менеджменте и оперативном менеджменте.
Стратегический менеджмент определяет человеческий потенциал как основу организации, ориентирует организацию производства на потребности и желания потребителей, осуществляет приспособление организации к внешней среде, результатом чего является достижение перспективных целей организации. Стратегический менеджмент находится в центре внимания высшего руководства организации. Результаты стратегического менеджмента не обнаруживаются полностью в течение нескольких лет. В рамках стратегического менеджмента ставятся долгосрочные цели организации, определяются пути их достижения, обеспечивается ее будущая жизнедеятельность.
Тактический (текущий) менеджмент разрабатывается в развитие стратегии. В то время как стратегический менеджмент в основном разрабатывается на высших уровнях руководства, тактический (текущий) менеджмент вырабатывается на уровне руководства среднего звена. Перспективы тактического (текущего) менеджмента рассчитаны на меньший отрезок времени, чем стратегический менеджмент. Обычно он охватывает годовой период. Результаты тактического (текущего) менеджмента проявляются быстро и легко соотносятся с конкретными действиями. Тактический (текущий) менеджмент связан с деятельностью, имеющей место в данное время; относится к повседневной работе. Он обеспечивает краткосрочное протекание процессов в организации, таких как маркетинговых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производственных, финансовых, кадровых, социальных; реализацию краткосрочных планов. Краткосрочные планы составляются в организациях на период до одного года. Затем они конкретизируются на полугодие, квартал, месяц, декаду, в зависимости от производственной необходимости.
Оперативный менеджмент включает организацию и управление процессами реализации оперативных планов и диспетчеризацию. Действия осуществляются путем распределения работ, ресурсов, внесения необходимых корректировок в производственные и финансовые процессы, ход выполнения текущих заданий. Оперативный менеджмент сводится к принятию решений, способных быстро и вовремя исправить или направить ход трудовых, производственных и финансовых процессов в конкретно складывающихся в данный момент ситуациях. Тактический (текущий) и оперативный менеджмент связаны с постановкой конкретных среднесрочных и краткосрочных задач, координацией их решения с обеспечением необходимыми людскими, финансовыми, материальными, информационными ресурсами, контролем достигнутых результатов, их оценкой, анализом и осуществлением необходимых корректирующих действий.
Стратегический, тактический (текущий), оперативный менеджмент имеют такие объекты управления, как маркетинг, производство, материально-техническое снабжение, сбыт продукции, кадры, финансы, нововведения, учет и анализ хозяйственных процессов в организации (эккаутинг).
Маркетинг - менеджмент занимается процессами управления изучения рынков, сложившейся и перспективной конъюнктуры, созданием каналов сбыта, формированием ценовой политики, рекламной деятельностью. [3, c.18]
Производственный менеджмент включает в себя управление основными, вспомогательными и обеспечивающими процессами, в результате которых производятся товары, поставляемые организацией на рынок.
Менеджмент в области материально-технического снабжения и сбыта продукции заключается в управлении процессами оформления хозяйственных договоров на поставку материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, их доставку, процессами входного контроля, упаковки, хранения и поставки готовой продукции потребителям.
Менеджмент персонала направлен на планирование трудовых ресурсов; отбор персонала; оценку кадров и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора; определение заработной платы и льгот; профессиональную ориентацию и адаптацию, обучение и повышение квалификации, оценку трудовой деятельности.
Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и управление финансовыми отношениями, возникающими между хозяйственными субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами организации и осуществления воздействия на финансы с помощью методов (планирования, кредитования, системы расчетов, страхования) и финансовых средств (прибыли, амортизационных отчислений, цены, арендной платы) для достижения поставленной цели.
Инновационный менеджмент направлен на управление материализацией (овеществлением) творческой деятельности людей по созданию продуктов, которые техническими, организационными, экономическими характеристиками превосходят существующие или не имеют себе аналогов.
Эккаутинг - менеджмент связан с управлением процессами сбора, обработки и анализа данных о работе организации, сравнением с базовыми и плановыми показателями других организаций с целью своевременного выявления нерешенных вопросов и установления резервов для более полного использования потенциала организации.
Форма менеджмента представляет собой определенное сочетание во времени и пространстве элементов процесса менеджмента при соответствующем уровне его интеграции, выраженное системой устойчивых связей.[25, c.45]
Среди форм менеджмента выделяют:
- управление по целям;
- управление по результатам;
- управление на основе систематических проверок и распоряжений;
- управление на основе учета потребностей и интересов;
- управление в особых ситуациях;
- управление, опирающееся на активизацию деятельности;
- управление, основанное на искусственном интеллекте.
Управление по целям применяется, когда не все цели подразделений являются обоснованными, отсутствует методика формирования целей, отсутствует статистика реализации целей и задач, нет документального анализа осуществления целей и задач. В основе управления по целям лежит бизнес-план, составленный для организации и для каждого сотрудника. Используется простое целевое управление, программно-целевое управление, регламентное управление. Простое целевое управление предусматривает подготовку руководителем сроков и конечной цели управления, но не системы ее реализации. Простое целевое управление открывает простор для инициативных действий сотрудников. Программно-целевое управление обеспечивает разработку менеджером целей управления и системы их претворения. Регламентное управление основано на определении руководителем конечной цели управления и ограничений на параметры и ресурсы. Цели должны быть достигнуты, но сроки их достижения заранее трудноопределимы.
Управление по целям обеспечивает решение проблем, связанных с рисками. Это включает уклонение от деятельности, содержащей определенный риск; ответственность за риск с полной компенсацией за счет собственных средств, передачу ответственности за риск страхователю, использование всех ресурсов в одной сфере деятельности.[3, c.21]
Управление по результатам как форма менеджмента используется в случае, когда работа для большинства сотрудников организации ограничивается их рабочим местом; они не интересуются сбытовой политикой организации; имеет место хищение изделий организации для домашних нужд; плохо организовано стимулирование результатов труда; склады заполнены изделиями организации.
Управление по результатам основывается на принятии управленческих решений после получения результата по предыдущему решению. Для реализации этой формы менеджмента создается подразделение, в рамках которого формируется аналитическая группа с матричной структурой управления. В группу входят специалисты в области психологии и социологии, маркетинга, финансов. Функции аналитической группы: анализ информации, проведение опросов, определение нерешенных вопросов и подготовка предложений по корректировке принятых решений, создание информационной базы данных.
Одной из форм менеджмента является управление на основе систематических проверок и распоряжений или, по-другому, путем постоянных проверок и указаний. Такая форма менеджмента используется, когда имеет место недостаточная координация в деятельности работников и подразделений, неэффективны квалификационные требования к работникам, взаимодействие подразделений плохо наложено, при выполнении принятых решений нет быстроты исполнения, оперативный контроль за результатами работы подчиненных отсутствует, имеет место разобщенность между собой работников организации.
Управление на основе систематических проверок и распоряжений применяется, когда имеется строго регламентированная технология с четким распределением управленческой и производственной деятельности. Наложено взаимодействие с поставщиками и потребителями. Сотрудники организации способны профессионально выполнять работу. Структура управления носит доверительный характер.
Форма управления путем постоянных проверок и указаний основывается на жестком планировании работы подчиненных, постоянном отслеживании менеджером их текущих дел. Она эффективна для средних организаций в случае высокого авторитета и профессионализма руководителя. Реализуется в наставничестве, коллективных формах обучения с индивидуальным контролем, осуществляемом менеджером при периодическом контроле путем проверок, бесед, разборов ситуаций.
Форма менеджмента на основе учета потребностей и интересов используется, когда нет планов формирования гибких структур производства и адаптивных структур управления. Работники недостаточно осведомлены о перспективах развития организации. Большая текучесть кадров. Работники часто болеют простудными заболеваниями. Места для курения всегда заполнены рабочими и служащими. Высок производственный травматизм. Встречаются противодействия руководителям со стороны работников.
Управление, опирающееся на активизацию деятельности, как форма менеджмента, применяется, когда работники безынициативны. В мотивациях преобладает материальное поощрение. Работники имеют представление о своем вкладе в результаты организации. Много времени уходит на разбор производственных конфликтов. Рабочие династии практически отсутствуют. В организации очень много пожилых работников. [6, c.96]
Информация о работе Организационные формы и виды менеджмента