Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:12, доклад
Все организационные формы интеграции компаний можно условно разделить на “жесткие” и “мягкие”. К жестким можно отнести концерн, трест, а к мягким, прежде всего, ассоциацию, консорциум, стратегический альянс. “Мягкие” формы особенно популярны для международных объединений, они позволяют вести совместную деятельность при сохранении учредителями юридической и хозяйственной самостоятельности. В рамках стратегических альянсов, консорциумов возникает возможность мобилизации преимуществ мощной корпоративной структуры при сохранении национальной обособленности ее членов. Ведь порой государственная власть и общественное мнение стран по ряду причин, прежде всего, политических, неблагосклонно относятся к таким формам интеграции компаний, которые приводят к утрате их самостоятельности и независимости.
- компании, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая связана с достижением целей консорциума;
- зачастую консорциумы являются бесприбыльными организациями;
- целью создания консорциумов является объединение усилий для реализации конкретного проекта, обычно в сфере своей основной деятельности, осуществление науко- и капиталоемких проектов, в том числе международных, или совместное проведение крупных финансовых операций по размещению займов, акций;
- компании могут одновременно
входить в состав нескольких консорциумов,
т.к. могут участвовать в осуществлении
нескольких проектов.
Несмотря на то, что
участники консорциума не теряют
своей юридической и
Как правило, консорциум
создается для высококачественного исполнения
срочных и дорогостоящих заказов и проектов,
требующих консолидации усилий и средств
научно-технических, производственных,
обслуживающих и финансовых компаний,
способных совместно решить поставленную
задачу. Зачастую консорциумы создаются
для совместной разработки месторождений.
Так, примером может
служить консорциум нефтедобывающих
компаний: Бритиш Петролеум, Шелл, Амко,
Шеврон, Туркиш Петролеум, осуществлявших
совместно с Государственной
нефтяной компанией Азербайджана и российским
АО “Лукойл” разработку нефтяных месторождений
Азери и Чираг на шельфе Каспийского моря.
Консорциумы могут
организовываться несколькими банками,
производственными компаниями, научными
центрами, государственными структурами.
Они создаются для повышения технической
и коммерческой конкурентоспособности
его участников.
Консорциумы могут
быть закрытыми и открытыми. В
закрытом консорциуме компания-заказчик
заключает контракт с каждым участником
в отдельности. При образовании открытого
консорциума все его участники подчиняются
в части, касающейся целей консорциума,
общему лидеру и несут солидарную ответственность
по обязательствам консорциума в пределах
своих долей участия.
Лидер консорциума
координирует совместную деятельность
участников и получает за это отчисления
от других членов. Заказчик заключает
контракт только с лидером, который должен
отвечать перед заказчиком за весь проект
единолично. Таким образом, лидер представляет
интересы консорциума перед заказчиком
и третьими лицами, но действует в пределах
полномочий, полученных от других членов
консорциума. Ответственность же по договорным
обязательствам несут члены консорциума
в размере их долей в общем объеме поставок
и услуг. В рамках консорциума возможны
различные варианты ответственности,
например, долевая, солидарная.
Каждый член консорциума
обеспечивает финансирование своей
доли работ и принимает на себя
коммерческие и технические риски,
связанные с выполнением своей
части обязательств.
В конце Х1Х —
начале ХХ века консорциумы в основном
представляли собой соглашения между
банками для осуществления финансовых
операций на национальном и международном
рынках. В середине ХХ века консорциумы
начинают широко распространяться в сфере
промышленности и служить целям реализации
крупных промышленных, научно-технических,
строительных и других проектов. Например,
консорциумы применялись крупнейшими
объединениями промышленников для осуществления
строительства атомных реакторов. Характерным
для современных типов консорциумов является
совместное проведение научно-исследовательских
работ.
Существенной чертой
этой формы интеграции компаний становится
их интернационализация. Для современных
консорциумов характерно многонациональное
представительство.
В качестве хрестоматийного
примера можно привести западноевропейский
авиастроительный консорциум Airbus Industry,
созданный еще в середине 60-х годов и контролирующий
порядка 30% рынка гражданских реактивных
самолетов. Участниками консорциума выступили
4 ведущие авиастроительные компании Западной
Европы: Aerospatiale (Франция), Daimler Chrysler Aerospacte
(Германия), British Aerospace (Великобритания)
и CASA (Испания). Целью создания консорциума
явилось проектирование и изготовление
самолетов. Причем каждый из участников
самостоятельно финансировал свою часть
работы по НИОКР и производству самолетов,
пропорционально доле его участия в консорциуме.
Интересно, что если на первоначальном
этапе функционирования консорциума при
производстве первой модели совместно
выпускаемого самолета А-300 источниками
финансирования явились кредиты, полученные
от правительств государств-участников,
то начиная с модели А-321 разработка новых
самолетов уже полностью финансируется
за счет собственных средств консорциума
и коммерческих кредитов. Консорциум Airbus
Industry зарегистрирован как юридическое
лицо по законодательству Франции в организационно-правовой
форме “объединения по экономическим
интересам”. Эта организационно-правовая
форма была выбрана в связи с тем, что она
не предполагает формирование участниками
единого капитала, нет необходимости отражать
прибыль и убытки, представлять финансовую
отчетность. Важно, что участники консорциума
являются объектами налогообложения только
в соответствии с национальными налоговыми
законодательствами. Представляет интерес
и то, что этот консорциум имеет и собственный
центральный управляющий аппарат, насчитывающий
2700 человек, занимающихся вопросами управления,
маркетинга, сбыта и послепродажного обслуживания
самолетов.
Появились и консорциумы
нового типа, в которых в качестве участников
выступают целые государства, например,
ИНТЕЛСАТ — Международный консорциум
спутниковой связи. Это совместный проект,
в котором участвуют правительства разных
стран, вкладывающие в него капитал и владеющие
его акциями в количестве, пропорциональном
их предполагаемому использованию системы.
В мировой практике
наиболее часто встречаются следующие
виды консорциумов, большинство из
которых можно отнести к
Банковский
консорциум — группа банков, временно
организованная одним из наиболее крупных
банков — главой консорциума для совместного
проведения кредитных, гарантийных или
иных банковских операций, расширения
сферы деятельности или выхода на новые
рынки.
Консорциум-гарант
— банковская группа во главе с определенным
банком-лидером, гарантирующим полученный
кредит.
Гарантийный
консорциум — соглашение между несколькими
компаниями различных видов деятельности,
которое распределяет взятый ими на себя
риск и обеспечивает его возмещение.
Подписной
консорциум — консорциум, гарантирующий
реализацию займа или размещение новых
ценных бумаг.
Финансовый
консорциум — временное соглашение,
союз нескольких банков для проведения
крупных финансовых операций, например,
размещения займов.
Экспортный
консорциум — внешнеторговое объединение,
создаваемое в ряде стран для содействия
экспортным операциям входящих в него
компаний.
Среди финансовых или
подписных консорциумов можно встретить
понятия временных и постоянных
консорциумов. Временные консорциумы
образуются для размещения облигаций
национальных и иностранных займов на
сравнительно небольшие суммы, а также
для осуществления краткосрочных сделок.
Постоянные консорциумы обычно имеют
дело с операциями по размещению займов
определенной страны или группы стран,
операциями с бумагами отдельных акционерных
обществ для осуществления финансовых,
коммерческих и инвестиционных операций
значительного масштаба.
Финансовые консорциумы
возглавляются, как правило, крупным
банком или банковской монополией,
которые подбирают участников соглашения
— консортов, разрабатывают условия займа
или организации АО, занимаются юридическим
оформлением документации, введением
займов в биржевую котировку, размещают
акции и облигации среди покупателей.
Члены консорциума резервируют за собой
право на получение комиссионного вознаграждения,
размеры которого определяются долей
их участия в размещении займа, суммой
эмиссии акций или пропорционально сумме
реализуемых консорциумом акций и других
ценных бумаг.
Картель
Картель — объединение,
как правило, фирм одной отрасли, которые
вступают между собой в соглашение, касающееся
различных сторон коммерческой деятельности
компании — соглашение о ценах, о рынках
сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте,
обмене патентами, условиях найма рабочей
силы и т.д. В первую очередь регулированию
подлежит сбыт продукции.
Соглашение об образовании
картеля не всегда бывает оформлено
договором в письменном виде. Картельное
соглашение часто существует негласно,
в виде секретных статей, дополняющих
какой-либо официальный текст, либо в устной
форме “джентльменских соглашений”.
Фирмы, вступающие в картельное соглашение,
сохраняют свою юридическую, финансовую,
производственную и коммерческую самостоятельность.
Для картеля характерно наличие следующих признаков:
- договорный характер объединения;
- это форма сговора группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли;
- сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;
- как правило, объединение ряда компаний одной отрасли;
- совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;
- наличие системы принуждения,
включающей выявление нарушений и санкции
к нарушителям.
В соответствии с
антимонопольным
- картелей, на которые приходится небольшая доля рынка (например, в рамках Европейского Союза: если доля рынка, охваченного соглашением, не превышает 5% производства определенного продукта и средний ежегодный оборот участвующих в соглашении компаний не превышает 200 млн. экю);
- картелей, деятельность которых базируется на освоении нового рынка;
- картелей, которые приносят пользу экономике всей страны, например, способствуют техническому прогрессу;
- “кризисных” картелей,
т.е. картелей, уменьшающих, например, излишние
производственные мощности.
В странах Западной
Европы, где действует специальное
законодательство, делящее картели на
“желательные” и “вредные”, насчитываются
сотни официально зарегистрированных
картельных соглашений, не считая тех,
которые существуют без регистрации. В
США картели запрещены законом. Их функции
выполняют торгово-промышленные ассоциации
(союзы предпринимателей), осуществляющие
межфирменное регулирование рынка в масштабах
отрасли.
В мировой практике
выделяются следующие виды картелей:
Денежный
картель — картель, утверждающий унифицированные
цены наряду с равными условиями поставок
и платежей (горизонтальные связи цен).
Долевой
картель:
* квотный картель
(картель продукции), выделяющий
каждому его участнику квоту
для продажи продукции в
* территориальный
картель, выделяющий каждому
Закупочный
картель — монопольное соглашение нескольких
предприятий, фирм, корпораций о закупке
сырья и товаров определенного вида, сорта
и т.д. в интересах всех участников картеля
с целью сбить закупочные цены.
Калькуляционный
картель — картель, участники которого
договариваются об одинаковой структуре
и содержании расчетов.
Кондиционный
картель — картель, определяющий условия
реализации товара.
Контингентированный
картель — картель с установлением
для его участников соответствующих квот
(контингентов).
Кризисный
картель — картель, который создается
при стойком спаде спроса (кризисный картель
структуры) или временном сокращении сбыта
(кризисный картель конъюнктуры) для ограничения
конкуренции. В условиях спада производства
картели этого вида способны планировать
собственные действия.
Патентный
картель — картель, определяющий направления
совместного использования (или неиспользования)
какого-либо технического изобретения.
Информация о работе Организационные формы интеграции компаний