Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:12, доклад
Все организационные формы интеграции компаний можно условно разделить на “жесткие” и “мягкие”. К жестким можно отнести концерн, трест, а к мягким, прежде всего, ассоциацию, консорциум, стратегический альянс. “Мягкие” формы особенно популярны для международных объединений, они позволяют вести совместную деятельность при сохранении учредителями юридической и хозяйственной самостоятельности. В рамках стратегических альянсов, консорциумов возникает возможность мобилизации преимуществ мощной корпоративной структуры при сохранении национальной обособленности ее членов. Ведь порой государственная власть и общественное мнение стран по ряду причин, прежде всего, политических, неблагосклонно относятся к таким формам интеграции компаний, которые приводят к утрате их самостоятельности и независимости.
Производственный
картель — картель, устанавливающий
объем (квоты) производства для каждого
участника.
Региональный
картель — картель, определяющий области
сбыта.
Ценовой
картель — картель, устанавливающий
для участников продажные цены товара.
Более полная версия
картеля включает в себя не только
установление единых цен и совместный
сбыт, но и ограничение производства
путем назначения квот на объем выпуска
для отдельных производителей и скоординированного
регулирования производственных мощностей
(т.е. устранение излишних производственных
мощностей или их наращивание).
Существует ряд
факторов, определяющих эффективность
деятельности картеля. Прежде всего, это
участие в рассматриваемой организационной
форме интеграции компаний основных производителей
данной продукции и их согласие с политикой
картеля. Отказ в участии в картеле некоторых
ведущих производителей и обман, практикуемый
отдельными участниками картеля, вместе
со способностью покупателя переключаться
на продукты-заменители могут подорвать
контроль картеля над ценой продукции.
Синдикат
Синдикат — объединение
однородных промышленных предприятий,
созданное в целях сбыта продукции через
общую сбытовую контору, организованную
в форме особого торгового общества или
товарищества (акционерного общества,
общества с ограниченной ответственностью
и т.п.), с которой каждый из участников
синдиката заключает одинаковый по своим
условиям договор на сбыт своей продукции.
Особенностями синдиката
как организационной формы
- сохранение участниками синдиката юридической, производственной, но ограничение коммерческой самостоятельности;
- это разновидность картельного соглашения. Синдикаты позволяют устранить внутреннюю конкуренцию среди его участников;
- централизация сбыта продукции, организация сбыта продукции его участников через единый сбытовой орган. Функции централизованного сбыта продукции участников синдиката могут быть также поручены одному из его участников. В зависимости от условий соглашения через единый сбытовой орган может сбываться не вся, а только определенная часть продукции участников синдиката;
- сохранение участниками синдиката порой и собственной сбытовой сети, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом;
- осуществление зачастую
через синдикатскую сбытовую контору
или сбытовое общество также и закупок
сырья для участников синдиката.
Форма синдиката
наиболее распространена в отраслях с
массовой однородной продукцией: горнодобывающей,
металлургической, химической.
В современных условиях
синдикат как форма монополистических
объединений одноотраслевого
Пул
Пул (англ. pool букв.
общий котел) — форма объединения компаний,
отличающаяся тем, что прибыль всех участников
пула поступает в общий фонд (котел) и затем
распределяется между ними согласно заранее
установленной пропорции.
В качестве особенностей пулов можно назвать:
- эта организационная форма интеграции является одной из форм монополистических объединений компаний, разновидностью картелей;
- объединение компаний в виде пулов имеет обычно достаточно временный характер;
- в рамках пула устанавливаются
правила распределения общих расходов
и прибыли.
В мировой практике
можно встретить следующие виды
пулов:
Биржевой
пул — объединение финансовых средств
для повышения или понижения курса акций
на фондовой бирже и в спекулятивной игре
на разнице в курсах.
“Конкретный”
пул — объединение инвесторов, направляющее
свои инвестиции на конкретный объект.
Патентный
пул — соглашение более чем двух компаний
о взаимном использовании патента. Участники
патентного пула получают доход в размере
квоты, назначаемой при вступлении в пул,
от прибыли, которую дает использование
патента.
Торговый
пул — объединение, в котором участники
договариваются о накоплении и задержке
на складах какого-либо товара до момента,
наиболее выгодного для его продажи по
повышенным ценам в результате искусственно
созданного дефицита.
Трест
Трест — объединение,
в котором входящие в него предприятия
сливаются в единый производственный
комплекс и теряют свою юридическую, производственную
и коммерческую самостоятельность, а руководство
их деятельностью осуществляется из единого
центра. Общая прибыль треста распределяется
в соответствии с долевым участием отдельных
предприятий.
Особенностями трестов являются:
- это самая жесткая из всех рассмотренных форм интеграции компаний;
- при этой форме интеграции объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не какая-либо сторона, как в картеле или синдикате;
- трест отличается от других видов объединений сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции;
- в рамках треста объединяемые компании теряют свою юридическую, хозяйственную, производственную и коммерческую самостоятельность;
- все объединяемые в
трест предприятия подчиняются одной
головной компании, осуществляющей единое
оперативное руководство как всем производственным
комплексом, так и связанными с ним обслуживающими
и торговыми предприятиями.
Форма треста удобна
для организации
Ассоциация
Ассоциация
— добровольное объединение юридических
или физических лиц для достижения общей
хозяйственной, научной, культурной или
какой-либо другой, как правило, некоммерческой
цели.
В качестве особенностей ассоциаций можно назвать:
- это самая “мягкая” форма интеграции компаний;
- ассоциация создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера;
- возможна централизация определенных функций, в основном информационного характера;
- члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица;
- ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов;
- члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации;
- члены ассоциации вправе
безвозмездно пользоваться ее услугами.
В соответствии с
российским законодательством коммерческие
организации в целях
Если по решению
участников на ассоциацию (союз) возлагается
ведение предпринимательской деятельности,
такая ассоциация (союз) должна быть преобразована
в хозяйственное общество или товарищество
либо может создать для этой цели новое
хозяйственное общество и участвовать
в нем.
Члены ассоциации вправе
по своему усмотрению выйти из нее по окончании
финансового года. В этом случае они несут
субсидиарную ответственность по обязательствам
ассоциации пропорционально своим взносам
в течение двух лет с момента выхода. Член
ассоциации может быть исключен из нее
по решению остающихся участников в случаях
и порядке, установленных учредительными
документами ассоциации (уставом и учредительным
договором). С согласия членов ассоциации
в нее может войти новый участник.
Одной из разновидностей
ассоциаций является торговая ассоциация
– структура, создаваемая входящими
в отрасль компаниями для обмена информацией
и лоббирования общих интересов в правительстве
и законодательных органах.
Стратегический
альянс
Стратегический
альянс (Strategic Alliance) – соглашение о кооперации
двух или более независимых фирм для достижения
определенных коммерческих целей, для
получения синергии объединенных и взаимодополняющих
стратегических ресурсов компаний.
Стратегические союзы
являются самой перспективной формой
интеграции компаний, именно они из всех
возможных форм оказались в центре внимания
ТНК в 90-х годах. Прогнозируется, что в
XXI веке они превратятся в важнейшее орудие
конкурентной борьбы. Заключение альянсов
представляет собой один из наиболее быстрых
и дешевых путей реализации глобальной
стратегии.
В качестве особенностей стратегических альянсов можно назвать:
- это соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компаний. Существуют значительные различия между стратегическими союзами, основанными на долгосрочных отношениях партнеров, и партнерскими отношениями контрактного типа, т.к. последний вид сотрудничества существует ограниченное время и используется для конкретных проектов или целей. Обычные контрактные отношения, как правило, не предполагают развития отношений в дальнейшем;
- этот тип хозяйственного объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений;
- в стратегический альянс могут вступать не только поставщики и клиенты (например, Marks&Spencer заключила неформальные стратегические союзы со многими поставщиками товаров), но и конкуренты (например, Grundig и Philips, объединившие свои усилия в области видиозаписи, или Honda и Rover в мобильной связи);
- в рамках стратегических союзов осуществляется совместная координация стратегического планирования и управления участниками деятельности, что позволяет им согласовать их долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого участника;
- стратегические альянсы создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом;
- альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом;
- компании могут быть участниками множества стратегических альянсов;
- стратегические альянсы достаточно подвижны, свободны для партнеров, более ориентированы в будущее, уменьшают неясность и неопределенность в отношениях партнеров, увеличивают стабильность в обеспечении ресурсами и распределении продукции и услуг;
- альянсы создаются на определенный срок, они распадаются, когда необходимость в объединении отпадает;
- альянсы оказывают влияние на конкуренцию: объединившиеся компании направляют усилия в большей степени против общих конкурентов, чем против друг друга;
- это пока наименее
ограничиваемые в законодательном порядке
способы проникновения на рынок.
Выделяют четыре разновидности стратегических альянсов:
- альянсы с акционерным участием в существующих предприятиях;
-стратегические альянсы с созданием новых компаний (совместных предприятий);
- консорциумы для реализации инвестиционных проектов;
- альянсы со слабой
кооперацией.
С точки зрения сферы деятельности стратегические альянсы условно можно разделить на три вида:
- альянсы по реализации проектов НИОКР;
- альянсы по организации совместного производства;
- альянсы по совместному
освоению новых рынков.
Наибольшее распространение
получили альянсы, создаваемые в целях
сотрудничества в сфере НИОКР. В настоящее
время к этой группе относится более половины
всех стратегических союзов.
Количество альянсов
постоянно возрастает. Согласно UNCTAD
(ЮНКТАД, Конференция ООН по торговле и
развитию), общее число технологических
альянсов (в области производства новых
материалов, информационных технологий
и биотехнологий) увеличилось с 526 в 1980
году до 4512 в 1995 году, т.е. почти в 9 раз1.
Информация о работе Организационные формы интеграции компаний