Организационные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать теорию и практику управления организационными конфликтами.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Охарактеризовать организационные конфликты организации;
Раскрыть управление организационными конфликтами на примере ЗАО «Дренаж»;
Провести анализ способов разрешения и предупреждения конфликтов в ЗАО «Дренаж».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты организационных конфликтов……………..7
Понятие и структура организационных конфликтов………………………7
Виды и типы организационных конфликтов…………………… ………...12
Методы решения и управления организационными конфликтами………15
Глава II. Управление организационными конфликтами на примере ЗАО «Дренаж»…………………………………………………………………………19
2.1 Характеристика объекта исследования…………………………………….19
2.2 Организационная структура управления и кадровая политика
акционерного общества "Дренаж"…………………………………...…24
2.3 Оценка основных методов управления конфликтами в ЗАО «Дренаж»...31
2.4 Предложения по совершенствованию управления Организационными конфликтами в ЗАО «Дренаж»………………………………………………....37
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованных источников и литературы………………………..…43

Файлы: 1 файл

передел.docx

— 75.76 Кб (Скачать файл)

Каждый конфликт имеет пространственные и временные характеристики. Пространственные характеристики конфликта

  • сферы возникновения и проявления конфликта;
  • условия и повод возникновения;
  • конкретные формы проявления;
  • результат конфликта;
  • средства и действия, которые используют субъекты конфликта.

 Временные характеристики представлены такими параметрами, как длительность, частота, повторяемость конфликта, продолжительность участия в конфликте каждого из субъектов, а также временные параметры отдельных этапов.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды и типы организационных конфликтов

       Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

      Внутриличностный конфликт. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать - как несовместимые.

              Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Например, женщина-руководитель давно планировала в субботу и воскресенье поехать отдохнуть с мужем, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. Но в пятницу к ней в кабинет врывается ее начальник с какой-то проблемой и настаивает, чтобы она занялась ее решением в выходные дни. Или агент по продаже рассматривает взятку как крайне неэтичный способ взаимодействия, но начальство дает ему понять, что продажа должна состояться во что бы то ни стало. Многие организации сталкиваются с тем, что некоторые руководители возражают против их перевода в другой город, хотя это сулит им солидное повышение в должности и жаловании. Это особенно часто происходит в семьях, где и муж, и жена занимают руководящую должность или являются специалистами. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом. [17, с. 53].

       Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Или представим, что два художника работают над одной и той же рекламой, но имеют разные точки зрения относительно способа ее подачи. Каждый старается убедить директора принять его точку зрения. Аналогичным, только более тонким и длительным, может быть конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии.

Межличностный конфликт может также  проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами  характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды  и цели таких людей различаются  в корне.

       Конфликт между личностью и группой. Как показал Хоторнский эксперимент, производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение.

              Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар - изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.

       Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Во время Хоторнского эксперимента, например, было обнаружено, что работники сообща решили работать ниже норм, установленных руководством. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.

Таким образом, конфликт организационный - столкновение противоположно направленных организационных позиций индивидов  или групп безотносительно целей  друг друга. Как правило, организационный  конфликт возникает из ситуации, когда  необходимо резко изменить привычный  тип деятельности и перейти к  новым организационным структурам. [15, с. 89].

 

 

 

 

 

 

1.3 Методы решения и управления организационными конфликтами

       Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Не следует считать причиной конфликтов простое различие характеров, хотя, конечно, и оно может стать единственной причиной конфликтной ситуации, но в общем случае это всего лишь один из факторов. Нужно начать с анализа фактических причин, а затем применить соответствующую методику. Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения конфликта.

       Структурные методы управления:

       Разъяснение требований к работе. Одним из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликт, - разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них и в какой ситуации.

       Координатные и интеграционные механизмы. Еще один метод управления конфликтной ситуацией - это применение координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. Как еще давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.

             Общеорганизационные комплексные цели. Установление общеорганизационных комплексных целей - еще один структурный метод управления структурной ситуацией. Эффективное осуществление этих целей требует совместного усилия двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели - направит усилия всех участников на достижение общей цели.

        Например, если три смены производственного отдела конфликтуют между собой, следует сформулировать цели для своего отдела, а не для каждой смены в отдельности. аналогичным образом, установление четко сформулированных целей для всей организации в целом также будет способствовать тому, что руководители отделов будут принимать решения , благоприятствующие всей организации, а не только их собственной функциональной области. Изложение высших принципов (ценностей) организации раскрывает содержание комплексных целей. Компания старается уменьшить возможности конфликта, излагая общеорганизационные комплексные цели, чтобы добиться большей слаженности и деятельности всего персонала.

Межличностные стили разрешения конфликтов:

      Уклонение. Этот стиль характеризуется подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Один из способов разрешения конфликта - это не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.

      Сглаживание. Этот стиль характеризуется поведением. которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что “мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку”. “Сглаживатель” старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности. К сожалению, совсем забывают про проблему, лежащую в основе конфликта. Можно погасить стремление к конфликту у другого человека повторяя: “Это не имеет большого значения. Подумай о том хорошо, что проявилось здесь сегодня”. В результате может наступить мир, гармония и тепло, но проблема останется. Больше не существует возможности для проявления эмоций, но они живут внутри и накапливаются. Становится очевидным общее беспокойство, растет вероятность того, что в конечном счете произойдет взрыв. 

       Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, и для влияния на других обычно использует власть путем принуждения. Конфликт можно взять под контроль, показав, что обладаешь самой сильной властью, подавляя своего противника, вырывая у него уступку по праву начальника. Этот стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том. что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала.

       Таким образом, в сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенным для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо даже поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы.

Методы и способы разрешения конфликтов разнообразны – от бесед, просьб, убеждений, разъяснений до силового разрешения (подавление, перевод, разъединение, приказ, решение суда и т.д.). Главная  задача менеджера в том, чтобы  уметь «войти» в конфликт и  разрешить его, используя разные методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Управление организационными конфликтами на примере ЗАО «Дренаж»

2.1. Характеристика объекта  исследования

 

Полное  название – закрытое акционерное общество «Дренаж»

Адрес - 238010, Калининградская область, г. Нестеров, ул. Завокзальная  д. 4

Организационно-правовая форма – закрытое акционерное общество.

Вид собственности  — частная собственность.

История предприятия начинается с 30 сентября 1997 года - момента его создания.

Компания ЗАО «ДРЕНАЖ» осуществляет следующие виды деятельности:

  • Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях
  • Предоставление услуг в области растениеводства и животноводства, кроме ветеринарных услуг
  • Предоставление услуг в области растениеводства
  • Предоставление услуг по эксплуатации мелиоративных систем

Компания работает в следующих  отраслях промышленности:

  • Сельское хозяйство
  • Обслуживание сельского хозяйства
  • Эксплуатация ирригационных и мелиоративных систем

       В рыночных условиях, становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, организация должна сформировать у себя систему управления, которая обеспечивает ей высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

Структура современной организации  всецело зависит от её внешней  среды. Она должна органически вписываться  в рынок и меняться вместе с  ней. Поэтому важно обеспечивать постоянную адекватность внутренней структуры  управления организацией требованиями изменений внешней среды. Любая  организация - это организм, живущий  по своим законам, которые нельзя изменять произвольным образом. В результате было выделено два направления деятельности организации:

Информация о работе Организационные конфликты