Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 16:03, контрольная работа
"Структура управления организацией", или "организационная структура
управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с
целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и
распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает
весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие
управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней,
категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с
каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все
протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.
Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и
методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению
тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.
I. Организационные структуры управления ............. 3
1. Понятие и принципы построения управленческих
структур
.................................... 3
2. Типы структур управления организацией ......... 8
3. Виды бюрократических структур управления
организацией
.................................. 11
4. Виды органических структур управления
организацией
................................. 14
5. Тенденции эволюции организационных
структур
.................................. 18
Специалисты технического, производственного и финансового профилей были
распределены по многофункциональным бригадам, количество которых превысило
две сотни. В самую верхнюю бригаду пирамиды вошли высшие менеджеры, за
каждым из которых закреплялась ответственность за одно крупное направление
разработок, а за всеми вместе - за своевременность и качество проекта в
целом. На втором уровне пирамиды задействовано 25-30 бригад из двух
руководителей, один из которых отвечает за решение технических проблем,
другой - за производственные вопросы. Они координируют и контролируют
работу бригад третьего уровня, занимающихся разработкой и производством тех
или иных агрегатов. Эти многофункциональные рабочие группы включают от 5 до
15 человек - специалистов и исполнителей разного профиля. Такая организация
позволила более эффективно использовать знания и умения работающих и
существенно сократить время на согласование инженерных решений, да и на
сами разработки благодаря росту производительности труда.
Одна из проблем, которая возникает при бригадной структуре, -
горизонтальная координация работ взаимосвязанных бригад. В компании "Боинг"
с этой целью в структуру введен еще один уровень, состоящий из пяти
интеграционных бригад, в каждую из которых вошли от 12 до 15 представителей
рабочих бригад.
Аналогичные эксперименты с введением тех или иных видов органических
структур управления проводятся и в нашей стране. В качестве примера можно
привести перестройку ОСУ в АО "Кировский завод", где в 1992г. были
сформулированы 27 структурных подразделений, получивших статус
самостоятельных хозрасчетных единиц и название хозрасчетных комплексов. Уже
в 1993г. число таких комплексов увеличилось до 70, а результаты их
деятельности проявились в более четкой и слаженной работе, в развитии
экономических отношений между подразделениями в росте производительности
труда и снижении непроизводительных затрат.
5.Тенденции эволюции
В заключении важно подчеркнуть, что экспериментирование с разработкой
и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего
десятилетия XX в. В ходе этих экспериментов нередко используются самые
разнообразные комбинации известных видов и типов структур,
приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования.
Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура
становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими. При
этом называются следующие десять требований и характеристик формирования
эффективных структур управления: 1) сокращение размеров
подразделений и укомплектование их более квалифицированным персоналом; 2)
уменьшение числа уровней управления; 3) групповая организация труда как
основа новой структуры управления; 4) ориентация текущей работы, в
том числе графиков и процедур, на запросы потребителей; 5) создание условий
для гибкой комплектации продукции; 6) минимизация запасов; 7) быстрая
реакция на изменения; 8) гибко переналаживаемое оборудование; 9) высокая
производительность и низкие затраты; 10) безупречное качество продукции и
ориентация на прочные связи с потребителем.
Можно не сомневаться в том, что в ближайшем будущем мы столкнемся с
большим разнообразием структур, каждая из которых будет отвечать
потребностям конкретной организации.
Приложение № 1
Сравнительные характеристики
|Бюрократический тип |Органический тип |
|Четко определенная иерархия
|
|
|решаемых проблем
|
|Система обязанностей и прав |Система норм и ценностей, формируемая в |
|
|Разделение каждой задачи на ряд |Процессный подход к решению проблем |
|процедур
|Обезличенность во
|взаимоотношениях
|Жесткое разделение трудовых функций| Временное закрепление работы за |
|
|
Приложение: №2
Линейно-функциональная
| Совет директоров |
| Президент |
Функциональные отделы
| Кадры | Финансы |Производство |Маркетинг |НИОКР |
|(персонал) | | | | |
Приложение № 3
Дивизиональная структура управления с продуктовой
специализацией отделений
|Совет директоров |
|Президент |
|Вице-президент по|Вице-
|кадрам |по финансам | |по маркетингу | |
| | |по производству| |по НИОКР |
|Исполнительный вице-
|Вице-президент по |Вице- |Вице-президент по |Вице-президент по |
|группе продукции А|президент по |группе продукции В|группе продукции Г|
|
|группе продукции Б|
Использованная литература:
1. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. "Совершенствование структуры, функций и
экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при
формах хозяйствования". Учебное пособие. - М.: ГАУ, 1993г.
2. "Менеджмент организации". Учебное пособие/Под редакцией З.П. Румянцевой
и Н.А. Саломатина. - М.: Инфа-М, 1995г.
3. Райсс М. "Оптимальная
сложность управленческих
теории и практики управления. - 1994. - №5