Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности в РФ. Основные направления и формы ее государственн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов является одним из приоритетных направлений развития экономики России и многих европейских стран.
Одной из центральных проблем в этой области является стимулирование инновационной деятельности, рациональное финансирование научно-технических и инновационных программ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Государственная система управления инновационным процессом 4
2. Механизм государственного регулирования инновационной деятельности в РФ 7
3. Основные направления и формы государственной поддержки
инновационной деятельности 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 144.28 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

УХТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

 

по теме «Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности в РФ.

Основные направления и формы ее государственной поддержки»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Саматова Ю.Е.

группа М-11(м)

Шифр: 111991

Проверил: Крестовских Т.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ухта, 2012 г. 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ  3

1. Государственная система  управления инновационным процессом   4

2. Механизм  государственного регулирования  инновационной деятельности в  РФ  7

3. Основные направления  и формы государственной поддержки

инновационной деятельности  9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Государственное регулирование экономики  и инновационных процессов является одним из приоритетных направлений  развития экономики России и многих европейских стран.

Одной из центральных проблем в этой области является стимулирование инновационной деятельности, рациональное финансирование научно-технических и инновационных программ.

Формирование и реализация инновационной политики основывается на создании такой управленческой, экономической и финансовой системы, которая позволит с высокой эффективностью использовать интеллектуальный, научно-технический и промышленный потенциал в настоящих экономических условиях и будет приносить наибольший материальный и нематериальных эффект для различных отраслей и для страны в целом.

Государственная поддержка  инновационной деятельности - совокупность мер, принимаемых органами государственной  власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях создания необходимых  правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность. [1]

Государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения.

Основными целями государственной политики РФ являются: [1]

1) создание экономических,  правовых и организационных условий  для инновационной деятельности;

2) повышение эффективности  производства и конкурентоспособности  продукции отечественных производителей  на основе создания и распространения  базисных и улучшающих инноваций;

3) развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;

4) расширение государственной  поддержки инновационной деятельности;

5) осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РФ.

 

 

 

Государственная поддержка  инновационной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:

  • программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;
  • доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности;
  • опережающее развитие инновационной инфраструктуры;
  • публичность оказания государственной поддержки;
  • приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;
  • защита частных интересов и поощрение частной инициативы;
  • приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;
  • обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
  • целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.

 

1. Государственная система управления инновационным процессом

 

Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций.

К основным функциям государственных органов в инновационной  сфере относятся:

  • аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
  • координация инновационной деятельности;
  • стимулирование инноваций, страхование инновационных рисков;
  • создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав и охраны интеллектуальной собственности;
  • кадровое обеспечение инновационной деятельности;
  • формирование научно-инновационной инфраструктуры;
  • повышение общественного статуса инновационной деятельности;
  • региональное регулирование инновационных процессов;
  • регулирование международных аспектов инновационных процессов.

В России стожилась четырехуровневая система управления инновационным  процессом:

1) высший государственный  (федеральный);

2) средний государственный  (отраслевой);

3) государственный региональный;

4) нижний государственный  (институциональный).

Субъектами инновационной политики выступают центральные и местные органы власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

Общие вопросы инновационной  политики регулируются в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования Администрации Президента. При Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике - консультативный орган. Основными задачами совета являются:

- информирование   Президента  РФ   о   процессах,   происходящих   в   научно- технической сфере  в стране и за рубежом;

- разработка предложений  о стратегии научно-технической  политики и

формировании приоритетных направлении в ее реализации;

- анализ и экспертиза  поступающих на заключение Президента  РФ проектов законодательных актов по научно – техническим вопросам;

- подготовка предложений  о заключении межгосударственных  соглашений по научно-техническим вопросам;

- участие в подготовке  официальных документов и материалов  по научно техническим вопросам для Президента РФ.

Органы  законодательной власти РФ — Государственная дума и Совет Федерации — имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты — Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре. [2]

Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной  областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства. Основными функциями комиссии являются:

- обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики,

- стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений,

- определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики.

Министерство  образования и науки РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики в области образования и науки, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач министерства относятся:

- активизация инновационной деятельности в образовательных учреждениях;

- выбор и оценка  приоритетных направлений развития  образования, науки и техники;

- создание государственных  научно-технических программ и  проектов;

- методическое     руководство     подготовкой     кадров     региональных     и межрегиональных научно-технических программ;

- финансирование НИОКР  общегосударственного значения;

- создание и развитие  благоприятной среды для научной  и инновационной деятельности;

- организация условий  для опережающего развития фундаментальных  научных исследований.

Министерство  экономического развития и торговли РФ организует и координирует всю работу по оформлению инновационных проектов, осуществляет конкурсный отбор и контроль за реализацией проектов, финансируемых за счет централизованных капиталовложений:

  • непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику;
  • устанавливает приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов;
  • определяет основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности;
  • организует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.

Министерство финансов РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов  показана на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура  механизма государственного регулирования

инновационных процессов  в Российской Федерации.

 

 

2. Механизм государственного регулирования инновационной деятельности в РФ

 

На каждом уровне государственного управления инновационной деятельностью  осуществляются все виды регулирования - организационное, экономическое, финансовое, нормативное и правовое (таблица 1).

Таблица 1 – Виды и способы государственного регулирования  инновационной деятельности

Виды регулирования

Способы регулирования

Организационное регулирование 

-развитие инновационной  инфраструктуры;

-обеспечение приоритета  инновационной деятельности;

-моральное поощрение  авторов инноваций;

-содействие модернизации;

-развитие интеграционных  процессов;

-развитие международных  связей.

Экономическое и финансовое регулирование

-развитие предложения  инноваций;

-расширение спроса на  инновации;

-содействие конкуренции  в инновационной сфере;

-развитие предпринимательства;

-обеспечение занятости  в инновационной сфере;

-развитие лизинга наукоемкой  продукции 

инвестиции в инновации, повышение их эффективности;

-создание благоприятного  инвестиционного климата.

Нормативно-правовое регулирование

-охрана прав и интересов  субъектов инновац. деятельности;

-охрана прав  владения, пользования и распоряжения  инновациями;

-защита промышленной, интеллектуальной  собственности;

-развитие договорных  отношений.


 

Основные этапы механизма государственного регулирования инновационной деятельности:

1. Законодательное регулирование  инновационной деятельности.

2. Выработка долгосрочной инновационной  стратегии. 

3. Выбор инновационных приоритетных направлений развития науки, техники. Ресурсы на развитие инновационной деятельности ограничены, поэтому необходимо сконцентрировать их на узком круге передовых технологий, дающих наибольший эффект.

Основные принципы определения  приоритетных направлений:

- технологические потребности экономики России;

- конкурентоспособность продукции, уровень новизны;

- эффективность проекта от реализации технологий;

Информация о работе Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности в РФ. Основные направления и формы ее государственн