Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:06, контрольная работа
Государственное регулирование экономики и инновационных процессов является одним из приоритетных направлений развития экономики России и многих европейских стран.
Одной из центральных проблем в этой области является стимулирование инновационной деятельности, рациональное финансирование научно-технических и инновационных программ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Государственная система управления инновационным процессом 4
2. Механизм государственного регулирования инновационной деятельности в РФ 7
3. Основные направления и формы государственной поддержки
инновационной деятельности 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
- реальность – проработанность проекта.
4. Формирование системы
- федеральные целевые программы концентрируют средства федерального бюджета и внебюджетных источников на финансирование научных исследований и разработок, и инновационной деятельности по использованию их результатов.
- программы технологического развития формируются в рамках стратегии развития отраслей народного хозяйства.
5. Государственная поддержка
Инструментами государственного регулирования являются:
3. Основные направления и формы
государственной поддержки инновационной деятельности
Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики являются следующие:
Методы воздействия
Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.
Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого бюджетного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.
Программно-целевая форма предполагает контрактное финансирование посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений. Контрактное финансирование является одним из основных элементов системы договорных отношений.
В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании исследований.
В государственном
регулировании инновационных
К косвенным методам следует отнести налоговые льготы и скидки. Государство должно оказывать особую поддержку малому инновационному бизнесу, который берет на себя риск технологических прорывов и обеспечивает занятость научно-технических, инженерных кадров. В России уже введен ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий:
- исключается из налогообложения прибыль, направленная на проведение перспективных инновационных разработок, создание научно-технического задела, строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий.
- освобождены от НДС лизинговые платежи,
- действует упрощенный порядок налогообложения.
- разрешено применение ускоренного типа амортизации (в первый год до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет).
- уменьшение в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получаемой от использования изобретений и других новшеств.
Созданы специализированные
государственные органы — Госкомитет
РФ по поддержке и развитию малого
предпринимательства и
Эффективными при определенных условиях могут быть кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.
В соответствии с ФЗ от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ, Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в следующих формах: [1]
Трансфер технологий от военно-промышленного комплекса в гражданские отрасли позволит сохранять мощный научно-технический потенциал и эффективно его использовать для производства конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешних рынках.
Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться на инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию.
К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся:
1) законодательное регулирование инновационной деятельности, создание благоприятного инновационного климата, государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;
2) создание налоговых, кредитных, таможенных амортизационных, арендных (лизинговых) льгот инноваторам;
3) включение инновационных
проектов в комплексные
4) создание государственных стандартов, методик, инструкций, положений и других документов по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;
5) предоставления информационной поддержки, консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации
6) проведение государственной протекционистской политики во внешнеэкономической деятельности;
7) оказание помощи в проведении сертификации, маркетинговых исследований, и рекламы;
8) государственная поддержка
в осуществлении ремонтов
9) осуществление государственной поддержки в углублении внутренней и международной кооперации;
10) создание системы федеральных
внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций
по поддержке различных
Важнейшей формой внебюджетной
поддержки инновационной
Одним из сдерживающих факторов развития инновационной политика государства является недостаточная нормативно-правовая база регулирования инновационной деятельности. Поэтому приоритетной задачей государства является правовое обеспечение инновационной деятельности. Необходимо законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научнотехнической и инновационной политики. В этом аспекте весьма важен Закон РФ "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ и изменения, внесенные в 21 июля 2011 года. Этот документ: [3]
Другая трудность связана с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, и с нехваткой собственных средств у организаций для инновационной деятельности.
Особого внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ