Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности в РФ. Основные направления и формы ее государственн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов является одним из приоритетных направлений развития экономики России и многих европейских стран.
Одной из центральных проблем в этой области является стимулирование инновационной деятельности, рациональное финансирование научно-технических и инновационных программ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Государственная система управления инновационным процессом 4
2. Механизм государственного регулирования инновационной деятельности в РФ 7
3. Основные направления и формы государственной поддержки
инновационной деятельности 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 144.28 Кб (Скачать файл)

- реальность – проработанность проекта.

4. Формирование системы инновационных  проектов и программ:

- федеральные целевые программы концентрируют средства федерального бюджета и внебюджетных источников на финансирование научных исследований и разработок, и инновационной деятельности по использованию их результатов. 

- программы технологического развития формируются в рамках стратегии развития отраслей народного хозяйства. 

5. Государственная поддержка стратегических  направлений инновационного развития, определение ее направлений и форм.

Инструментами государственного регулирования являются:

  • социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.;
  • государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;
  • федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;
  • государственные заказы и современные контрактные системы;
  • индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности;
  • механизм интеграции регуляторов и структур.

 

3. Основные направления и формы

государственной поддержки инновационной деятельности

 

Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики являются следующие:

  • содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;
  • ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
  • сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;
  • содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

Методы воздействия государства  в области инноваций можно  подразделить на прямые и косвенные. [3]

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.

Административно-ведомственная  форма проявляется в виде прямого бюджетного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.

Программно-целевая  форма предполагает контрактное финансирование посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений. Контрактное финансирование является одним из основных элементов системы договорных отношений.

В системе прямых методов  воздействия государства на инновационный  процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании исследований.

В государственном  регулировании инновационных процессов  важную роль играют и косвенные методы. Косвенные методы нацелены на стимулирование инновационных процессов и на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности.

К косвенным методам следует отнести налоговые льготы и скидки. Государство должно оказывать особую поддержку малому инновационному бизнесу, который берет на себя риск технологических прорывов и обеспечивает занятость научно-технических, инженерных кадров. В России уже введен ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий:

- исключается из налогообложения прибыль, направленная на проведение перспективных инновационных разработок, создание научно-технического задела, строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий.

- освобождены от НДС лизинговые платежи,

- действует упрощенный порядок налогообложения.

- разрешено применение ускоренного типа амортизации (в первый год до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет).

- уменьшение в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получаемой от использования изобретений и других новшеств.

Созданы специализированные государственные органы — Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих  мероприятий, предоставление государственных  гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур МП. Правительством РФ утверждена Федеральная  программа государственной поддержки  малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития малого предпринимательства, осваивающих новые технологии.

 Эффективными  при определенных условиях могут быть кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.

В соответствии с ФЗ от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ, Государственная  поддержка инновационной деятельности может осуществляться в следующих формах: [1]

  • формирования спроса на инновационную продукцию (размещение государственного заказа на закупку инновационной продукции, контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие новшества);
  • финансового обеспечения (субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);
  • финансирование НИОКР, связанных с инновационной деятельностью;
  • финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность предприятий;
  • финансирование патентования за рубежом изобретений;
  • реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;
  • содействие формированию инновационно-венчурных фондов поддержки малого и среднего бизнеса, создание государственных фондов поддержки малого предпринимательства;
  • поручительство   перед   российскими   и   иностранными  кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности;
  • поддержки экспорта (обеспечение налоговых и таможенных льгот для трансферта технологий);
  • содействие развитию международного сотрудничества в области инноваций;
  • стимулирование кооперации в области инновационных разработок между промышленными фирмами и высшими учебными заведениями;

Трансфер технологий от военно-промышленного комплекса в гражданские отрасли позволит сохранять мощный научно-технический потенциал и эффективно его использовать для производства конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешних рынках.

  • защита интеллектуальной собственности и интересов участников инновационной деятельности;
  • кадровое обеспечение инновационной деятельности (обучение инновационных   менеджеров,   подготовка и повышение квалификации персонала для реализации инновационных программ, создание учебных и консультационных инновационных центров);
  • формирование инновационных институтов, сети технополисов, технопарков, бизнес инкубаторов, корпораций, консорциумов, холдингов, финансово-промышленных групп, транснациональных компаний, которые аккумулируют и вкладывают инвестиции в освоение и распространение новой техники и технологий.
  • инвестирование средств в обеспечение инфраструктуры.

Центральное место в системе  прямого государственного регулирования  занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться на инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию.

К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся:

1) законодательное регулирование инновационной деятельности, создание благоприятного инновационного климата, государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;

2) создание налоговых, кредитных, таможенных амортизационных, арендных (лизинговых) льгот инноваторам;

3) включение инновационных  проектов в комплексные федеральные  инновационно-инвестиционные программы;

4) создание государственных стандартов, методик, инструкций, положений и других документов по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;

5) предоставления информационной поддержки, консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации

6) проведение государственной  протекционистской политики во  внешнеэкономической деятельности;

7) оказание помощи в проведении сертификации, маркетинговых исследований, и рекламы;

8) государственная поддержка  в осуществлении ремонтов сложной  техники;

9) осуществление государственной  поддержки в углублении внутренней и международной кооперации;

10) создание системы федеральных  внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций  по поддержке различных аспектов  инновационной деятельности;

Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов.

Одним из сдерживающих факторов развития инновационной политика государства  является недостаточная нормативно-правовая база регулирования инновационной деятельности. Поэтому приоритетной  задачей государства является правовое обеспечение инновационной деятельности. Необходимо законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научнотехнической и инновационной политики. В этом аспекте весьма важен Закон РФ "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ и изменения, внесенные в 21 июля 2011 года. Этот документ: [3]

  • установил стратегию, принципы и порядок формирования государственной научно-технической политики;
  • определил место научной и научно-технической деятельности в государстве, обществе, экономике и правовой статус научного работника;
  • закрепил виды научных организаций, множественность источников финансирования отрасли, принципы управления научной деятельностью, основные формы воздействия органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях в сфере науки;
  • отразил правовые основы регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества.

Другая трудность связана с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, и с нехваткой собственных средств у организаций для инновационной деятельности.

Особого внимания и совершенствования  также требует инновационная  инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»

Информация о работе Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности в РФ. Основные направления и формы ее государственн