Организация − основа менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 07:11, реферат

Описание работы

1. Понятие организации. Законы организации. Жизненные стадии и циклы организации
2. Внутренняя и внешняя среда организации
3. Уровни управления. Менеджер – профессиональный управляющий

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 73.62 Кб (Скачать файл)

Технологии

Технология представляет собой соединение квалифицированных ' навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов, соответствующих знаний, необходимых для воплощения желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Технологии прямо связаны с планами и заданиями, поскольку выполнение последних обуславливает использование определенных технологий как средств преобразования поступающих извне материалов в готовые изделия. В развитии технологии отмечают три крупных переворота: промышленная революция, стандартизация и механизация, применение конвейерных линий.

Процессы

Принятие решений, утверждение соответствующих планов и бюджетов базируется на определенном порядке действий, процедурах, составляющих содержание процессов управления. Обоснованные процессы управления упрощают и удешевляют менеджмент, делают его более продуктивным.

Персонал

Персонал является главным объектом менеджмента. Поскольку менеджер руководит непосредственно людьми, персонал, наряду с менеджерами, является и субъектом управления, так как в современных условиях сотрудники принимают активное участие в принятии решений. Таким образом, люди представляют собой центральный фактор в любой модели менеджмента.

Существуют три основных аспекта человеческой деятельности в качестве элемента внутренней среды:

поведение отдельных людей;

групповое поведение;

поведение руководителя, деятельность менеджера в роли лидера и его влияние на индивидуальное и групповое поведение.

Культура

Культура представляет собой своеобразный микроклимат в организации, который помогает персоналу продуктивно выполнять задания. Главным фактором формирования той или иной культуры являются ценности персонала и, прежде всего, высшего руководства.

Финансы

Все финансовые операции организаций опосредуются соответствующими финансовыми расчетами. Но интересы разных категорий людей в финансовой деятельности организации могут быть совсем _противоположными. К примеру, желание акционеров увеличить выплату дивидендов или предпринимать меры в сфере социальной ответственности, могут противоречить повышению заработной платы сотрудников. Менеджеру приходится не только учитывать постоянно финансовые ограничения, но и предотвращать конфликты в финансовой сфере.

Внешняя среда представляет собой объективные факторы, окружающие организацию в обществе (государстве, мире), к которым она должна приспосабливаться. Значение внешней среды было осознано в конце 50-х годов нынешнего столетия. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку менеджмента. Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных менеджеров. По сути, руководители высших и в определенной мере средних уровней важнейших для общества организаций (деловых, образовательных, государственных) под влиянием разнообразных событий в мире и государстве вынуждены сосредотачивать своё внимание на быстро изменяющейся среде, на влиянии этой среды на внутреннее строение и развитие организации.

Внешнее окружение включает такие основные звенья:

− политико-правовая среда;

− социально-культурная среда;

− технологическая среда;

− экономическая среда;

− экологическая среда;

− международная среда.

Политико-правовая среда

Политико-правовая среда представляет систему нормативно-правовых актов, правительственных и политических организаций, законодательной, судебной и исполнительной власти, которая создает правовое поле бизнесовой деятельности, влияет на условия ведения бизнеса в той или другой стране.

Составные политико-правовой среды:

− политическая система;

− законодательная и нормативно-правовая система;

− политические партии и политические лидеры;

− органы судебной и исполнительной власти в центре и на местах;

− состав правительства и органов местной власти, их функции и полномочия, касающиеся регулирования бизнеса;

− политическая стабильность;

− профсоюзы и другие общественные организации;

− средства массовой информации (телевидение, радио, пресса).

Социально-культурная среда

Социально-культурная среда - это факторы, связанные с населением страны, уровнем его развития, традициями, привычками. Значение этой среды состоит, во-первых, в том, что часть населения является клиентом для большинства компаний, поскольку люди являются главными покупателями. Во-вторых, местное население для любой организации выступает в качестве основного источника формирования персонала.

Составляющие социально-культурной среды:

− численность населения страны и данной местности, его демографические и возрастные характеристики;

− численность и структура семей, их традиции;

− уровень квалификации, образования, трудовых навыков трудоспособного населения;

− уровень доходов населения, структура потребностей;

− жизненные ценности, установки, традиции, обычаи, стереотипы населения и отдельных его групп, этические и эстетические стандарты;

− религиозные верования;

− миграционные процессы, мобильность населения;

− межнародные, межэтнические отношения.

Технологическая среда

Технологическая среда - это научно-технические разработки и оборудование, определяющие методы изготовления и продажи продукции (услуг, работ) в обществе.

Основные элементы технологической среды:

− патенты, авторские свидетельства, рационализаторские предложения;

− научно-технические разработки, отчеты по научно-исследовательским работам, проектные разработки, инжиниринговые работы;

− информация и технические средства её обработки;

− системы технологий в разных сферах жизнедеятельности людей;

− потенциал научно-исследовательских, проектно-конструкторских, исследовательских, инжиниринговых организаций.

Экономическая среда

Экономическая среда включает деятельность всех организаций в сфере бизнеса.

Составные экономической среды:

− наличие в обществе основных отраслей народного хозяйства, предприятий, организаций;

− инфраструктура экономики: транспорт, коммуникации;

− полезные ископаемые, энергетические ресурсы;

− характеристики производственной продукции (услуг, работ), валовой национальный продукт;

− состояние экономики и показатели её развития (кризисные явления, инфляционные процессы, процентные ставки и др.);

− состав и структура финансово-банковской системы;

− государственные и местные органы регулирования экономики;

− налоговая политика, льготы, штрафы, санкции.

Экологическая среда

Экологическая среда характеризует природное окружение организации, представляющее собой, с одной стороны, источник определенных ресурсов (земля, полезные ископаемые, солнечный свет, воздух, вода и др.), а с другой стороны, пространство, в которое поступают результаты деятельности организации.

Составные части экологической среды:

земельные и водные ресурсы, воздушный бассейн, их состояние и характеристика;

растительный и животный мир;

природные условия деятельности организации (температурный режим, погодные условия, уровень осадков, поры года);

реальный и допустимый уровни загрязнения воздуха, земли, воды токсичными отходами;

реальный и допустимый уровни неблагоприятных воздействий на окружающую среду электрическими, магнитными и другими полями;

тенденция экологических изменений вокруг фирмы;

экологические движения и организации, экологическая деятельность государственных органов и общественности.

Международная среда

Международная среда включает такие отношения между отдельными государствами и международные институции, которые непосредственно влияют на хозяйственные результаты данной организации.

Составные международной среды:

состояние и тенденции развития международных экономических отношений;

международные региональные организации, способствующие развитию международного бизнеса (ЮНИДО, Всемирный банк, Международный Валютный Фонд, Европейский Союз и др.);

многосторонние международные и двусторонние договоры;

деловые международные ассоциации;

посольства и торговые представительства в других странах;

международный транспорт и международные коммуникации;

международные учебные заведения, научные исследования, конференции, встречи;

валютные курсы.

Внешняя среда включает факторы прямого и опосредованного действия:

Факторы прямого действия:

− поставщики материалов, капиталов, трудовых ресурсов;

− законы и законодательные органы, определяющие статус, направления и механизмы деловой деятельности организации;

− потребители;

− собственники;

− конкуренты.

Факторы опосредованного действия

Факторы опосредованного действия влияют опосредованно на деятельность компании. К примеру, Чернобыльская катастрофа 1986 г. опосредованно повлияла не только на деятельность других атомных электростанций, но и на предприятия других отраслей, на экологическую среду и т.д.

Составляющие факторов опосредованного действия:

− состояние экономики;

− научно-технический прогресс;

− политические и социально-культурные изменения;

− влияние групповых интересов на организацию;

− влияние международных событий или событий в других странах на состояние дел в организации.

 

3. Уровни управления. Менеджер – профессиональный  управляющий

 

Уровень управления − часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижестоящими звеньями.

В менеджменте определены три основных уровня управления.

Три основных уровня менеджмента (по Талкотту Парсонсу)

1. Технический уровень - ежедневные текущие операции и действия, необходимые для обеспечения производительной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг.

2. Управленческий уровень - координация и согласование внутри организации разнообразных действий и форм деятельности разных подразделений, разработка и выполнение производственных программ и бюджетов.

3. Институционный уровень - разработка долгосрочных планов, формулировка целей, адаптация организации к разнообразным переменам, регулирование взаимоотношений с окружающей средой.

 

Иерархия управления

 

Три основных уровня менеджеров

Менеджеры нижнего звена.

Функции

осуществление контроля выполнения производственных заданий;

непосредственное руководство рабочими, сотрудниками;

соблюдение требований технологических процессов и техники безопасности;

обеспечение информацией руководителей высшего уровня о выполнении производственных заданий.

Ответственность

непосредственное использование выделенных ресурсов: сырья, энергии, оборудования;

Особенности

напряженность;

разнообразие действий;

частые перерывы;

переход от одного задания к другому;

короткое время для принятия и выполнения решений;

много общения с руководством и коллегами.

Менеджеры среднего звена

Функции

координация и контроль деятельности менеджеров нижнего звена;

разработка производственных программ и планов;

подготовка информации для принятия решений высшими менеджерами;

обеспечение связи между менеджерами высшего и нижнего уровней.

Ответственность

эффективность использования ресурсов соответствующего подразделения.

Особенности

значительные отличия для разных организаций;

участие в принятии решений высшими менеджерами;

работа с документами;

ведение бесед;

участие в заседаниях;

устное общение.

Менеджеры высшего звена

Функции

стратегическое управление организацией;

формирование корпоративной культуры;

общее руководство организацией.

Ответственность

конкурентные позиции организации;

достижение организацией своих целей;

выплата дивидендов акционерам.

Особенности

деятельность не имеет четкого завершения;

напряженный и длинный рабочий день;

общение с правительственными организациями, поставщиками, потребителями, банками.

Менеджеры − это руководители, имеющие непосредственно подчиненных им работников.

 

Типы менеджеров по уровням управления

Уровень управления

Тип менеджера

Основные задачи менеджеров

Высший

Руководитель организации и его заместители

Формулирование целей организации и подразделений, разработка долгосрочных планов, адаптация организации к различным переменам, взаимодействие организации с внешней средой

Средний

Руководители организации, не отнесенные к высшему и низовому уровням

Координация работы нижестоящих руководителей, руководство отдельными специализированными подразделениями и функциями

Нижний

Руководители, не имеющие в подчинении руководителей

Непосредственная организация и руководство работниками, занятыми основной деятельностью, контроль за использованием сырья и оборудования


 

 

Задачи и роли менеджеров

Общие задачи менеджеров:

Определение перспективных и текущих целей и задач, планирование.

Распределение функций, заданий, установление норм, инструктаж подчиненных, создание необходимых условий, мотивация.

Установление и поддержание коммуникационной связи между подчиненными, между собой и подчиненными, как в прямом, так и в обратном направлении.

Контроль, оценка и анализ деятельности группы в целом и каждого подчиненного в отдельности.

Изучение подчиненного персонала, повышение его профессионального уровня.

Проведение собраний, совещаний и участие в совещаниях.

Работа с документами.

Самоменеджмент: установление личных ценностей, целей, планирование, развитие коммуникативных способностей, анализ личных результатов.

Информация о работе Организация − основа менеджмента