Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 20:57, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является организация авто¬матизированной информационной системы (АИС) в ИФНС России по г. Архан¬гельску.
Для достижения поставленной цели в ходе работы были поставлены сле¬дующие задачи:
1. Проанализировать особенности системы управления органами Госналогслужбы;
2. Проанализировать структуру документооборота отдела регистрации и учета налогоплательщиков;
3. Проанализировать организацию эффективной автоматизированной системы в ИФНС России по г. Архангельску;
4. Рассчитать экономическую эффективность.
Ведение
Глава 1. Роль автоматизированных информационных систем в управлении органами Федеральной Налоговой службы
1.1. Особенности системы управления органами Федеральной Налоговой службы
1.2. Характеристика функциональных задач решаемых в органах налоговой службы
1.3. Особенности информационного обеспечения, АИС налоговой службы
1.4. Особенности информационных технологий, используемых в органах налоговой службы
Глава 2. Технико-экономическая характеристика ИФНС России по городу Архангельску
2.1. Структура и функции ИФНС России по городу Архангельску
2.2. Организационная структура Инспекции ФНС России по городу Архангельску
2.3. Характеристика отдела регистрации и учета налогоплательщиков
Глава 3. Организация автоматизированных информационных систем в ИФНС России по городу Архангельску
3.1. Содержание комплекса программных средств
3.2. Система электронной обработки данных
3.3. Программный комплекс «Единый государственный реестр юридических лиц» (ЕГРЮЛ)
3.4. Экономическая эффективность
Заключение
Список литературы
В соответствии с методикой внедрения подготавливаются исходные данные для внедрения. Контрольный пример отражает реальные информационные совокупности и содержит всевозможные варианты и сочетания информационных условий каждой функциональной задачи для выявления наибольшего числа отказов. Особое внимание должно быть уделено узким местам в технологическом процессе обработки информации. По результатам внедрения составляется акт, в котором содержатся оценка полученного результата и перечень замечаний, подлежащих устранению. После устранения недостатков составляется протокол о приемке проекта и процесс проектирования заканчивается.
В процессе эксплуатации системы необходимо осуществлять сопровождение проекта. Это связано с тем, что проект по существу является прототипом проектируемой системы, разрабатывается специалистами по информатизации и в дальнейшем может быть модернизирован в зависимости от изменяющихся условий функционирования системы налоговой службы.
Каждому уровню налоговой системы соответствует свой состав функционального обеспечения. Так, на втором уровне можно выделить следующие основные функциональные подсистемы:
Подсистема подготовки типовых отчетных форм связана с формированием сводных таблиц статистических показателей, характеризующих типовые виды деятельности ФНС регионального уровня в части сбора различных видов налоговых платежей и контроля за этим процессом.
Контрольная деятельность прежде всего предусматривает ведение Государственного реестра предприятий и физических лиц. Государственный реестр предприятий содержит официальную регистрационную информацию о предприятиях (юридических лицах), а в реестре физических лиц хранится информация о налогоплательщиках, обязанных представлять декларацию о доходах, а также уплачивать отдельные виды налогов с физических лиц. К контрольной относится и деятельность по документальной проверке предприятий.
Подсистема методической, ревизионной и правовой деятельности обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами и другими правительственными документами, а также с нормативными и методическими документами Государственной налоговой службы РФ. В этой подсистеме осуществляются сбор, обработка и анализ информации, поступающей от территориальных налоговых инспекций и касающейся правильности применения налогового законодательства.
Аналитическая деятельность ФНС включает анализ динамики налоговых платежей всеми категориями налогоплательщиков, прогнозирование величины сбора отдельных видов налогов, экономический и статистический анализ хозяйственной деятельности предприятий региона, определение предприятий, подлежащих документальной проверке, анализ налогового законодательства и выработка рекомендаций по его усовершенствованию, анализ деятельности территориальных налоговых инспекций и др.
К внутриведомственным задачам относятся задачи, обеспечивающие деятельность аппарата ФНС.
Для третьего уровня характерен свой состав функциональных подсистем:
Подсистема регистрации предприятий связана с функцией своевременного и полного учета плательщиков налогов и платежей в бюджет. Она содержит полную информацию по всем налогоплательщикам как юридическим, так и физическим лицам. При регистрации или перерегистрации любого предприятия все исходные данные о нем должны быть зафиксированы и внесены в Госреестр. Эти данные необходимы различным пользователям - сотрудникам ФНС. Налоговые органы используют их как базовую информацию по каждому налогоплательщику, поэтому они должны быть занесены в компьютер и применяться в других подсистемах, например, в камеральной проверке или при ведении лицевых карточек предприятий.
Подсистема камеральной проверки связана с такими функциями, как контроль за правильностью и своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов, отчетов и деклараций, исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет. Подсистема необходима для автоматизации процедур, связанных с приемкой бухгалтерской отчетности предприятий, а также налоговых расчетов. В задачи этой подсистемы входят проверка расчетов, увязка форм отчетности и налоговых расчетов, выдача рекомендаций для проведения документальных проверок. Подсистема имеет внутренние связи с другими подсистемами, такими, как регистрация предприятий, ведение лицевых карточек предприятий, документальная проверка и т.д.
Подсистема ведения лицевых карточек предприятий связана с получением данных о поступлении налогов в разрезе налогоплательщиков и видов налогов, контролем за своевременностью уплаты налогов в бюджет, начислением пени, вычислением сальдо по расчетам, выдачей любых справок о недоимках и переплатах по предприятиям и т.д. Подсистема анализа состояния предприятий взаимосвязана с подсистемами регистрации предприятий, а также камеральной и документальной проверок, так как анализ проводится на основании данных, полученных как при регистрации предприятий, так и при камеральной проверке. В результате анализа определяется перечень предприятий, которые имеют нарушения в порядке и сроках представления основных документов, необходимых для получения данных о налогах и других платежах в бюджет и их оплате. На основании этого формируется список предприятий, подлежащих документальной проверке.
Подсистема документальной проверки относится к контрольному виду деятельности налоговых органов. Она является одной из важнейших функциональных подсистем, так как обеспечивает выполнение не только функций, которые свойственны другим функциональным подсистемам АИС «Налог», но имеет и свои дополнительные задачи, к которым можно отнести контроль за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и иных распорядительных документов, выявление нарушений этого законодательства, определение санкций по фактам нарушений и т.д. Эта подсистема связана практически со всеми другими функциональными подсистемами АИС «Налог».
Подсистема ведения нормативно-правовой документации обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами, распоряжениями и другими документами, издаваемыми Правительством РФ,
Государственной налоговой службой и другими ведомствами. На основе информации этой подсистемы строится работа всех налоговых органов, а соответственно и функционирование остальных подсистем.
Подсистема
Подсистему обработки документов физических лиц можно выделить в обособленную часть функционального обеспечения, так как она должна осуществлять контроль и управление информацией по основным видам налогов, собираемых с физических лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Она как бы включает в себя большинство задач, решаемых во всех функциональных подсистемах, связанных с обработкой информации по юридическим лицам. Эта подсистема функционирует на основе применения законодательных актов, позволяющих налоговой службе осуществлять контроль за правильностью исчисления подоходного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога и других налогов. В подсистеме рассчитываются суммы налогов, ведутся лицевые счета, печатаются извещения о суммах начисленных налогов, составляются различные бухгалтерские отчеты.
Рассмотрим порядок реализации задач основных подсистем функциональной части АИС «Налог» на примере низового уровня-налоговых инспекций городов и районов - в части работы с юридическими лицами.
Обработка информации начинается с учета и регистрации налогоплательщиков,
которые осуществляются юридической службой
налоговой инспекции. Эта служба руководствуется
в своей деятельности нормативно-правовой
базой, принимает от налогоплательщика
все необходимые регистрационные документы,
на основе которых создается база данных,
содержащая всю информацию о налогоплательщике,
и присваивает налогоплательщику уникальный
регистрационный номер. Таким образом
создается «электронная папка» на налогоплательщика.
Информация, содержащаяся в ней, используется
всеми другими структурными подразделениями
налоговой инспекции, а соответственно
информация, формируемая в подсистеме
«Регистрация предприятий», используется
другими функциональными подсистемами
АИС «Налог». Прежде всего, потребителем
этой информации является подсистема
«Камеральная проверка». Для решения задач
камеральной проверки служба налоговых
инспекторов собирает в установленные
законодательством сроки отчетные документы
от налогоплательщиков. Так, основными
документами являются баланс предприятия,
отчет о прибылях и убытках, приложения
к балансу, расчеты по налогу на прибыль,
НДС, налогу на имущество предприятий
и другие налоговые расчеты. Камеральная
проверка заключается в определении правильности
заполнения бухгалтерской отчетности,
исчисления сумм налогов, точности заполнения
форм. Для этого данные отчетности, представленной
налогоплательщиком, вводятся в компьютер
и происходит пополнение «электронной
папки» налогоплательщика новой информацией,
позволяющей отслеживать основные показатели
результатов финансово-хозяйственной
деятельности предприятия в различные
периоды. Решение задач камеральной проверки
связано с использованием не только данных,
сформированных в подсистеме «Регистрация
предприятий», но и нормативно-справочной
информации по организационно-правовым
формам, ставкам налогов, срокам платежей,
различным льготам по налогам и другой
информации, создаваемой в подсистеме
«Ведение нормативно-правовой документации».
Использование компьютерной технологии
позволяет отслеживать динамику развития
предприятия, соблюдение им налогового
законодательства, выявлять нарушения
этого законодательства, начислять платежи
в бюджет и формировать перечень предприятий
для документальной проверки. В конечном
итоге информация, сформированная в этой
подсистеме, служит основой для решения
задач остальных функциональных подсистем,
связанных с обработкой данных по налогоплательщикам
- юридическим лицам. В первую очередь
это касается документальных проверок.
Документальные проверки проводятся службами
налоговых инспекций по предписаниям.
Целью документальной проверки является
выявление правильности и достоверности
организации и ведения бухгалтерского
учета на предприятиях, своевременности
и полноты уплаты налогов и других платежей
в бюджет, а также правильности применения
существующих льгот. Проверка проводится
по месту нахождения предприятий-
Важной задачей в автоматизации работы налоговой службы является не только возложение на компьютер задач контроля, обработки и хранения информации по начислению и уплате различных налогов, ведение нормативно-правовой базы по налоговому законодательству, формирование отчетности по налоговым органам, но и создание автоматизированного интерфейса с банками, таможенными органами и другими внешними структурами. Это позволит оперативно контролировать движение средств налогоплательщиков и осуществлять операции по их лицевым счетам. В настоящее время ведутся работы по созданию таких автоматизированных интерфейсов.
Информационное обеспечение АИС «Налог» представляет собой информационную модель налоговых органов. Задачи информационного обеспечения системы налоговых органов зависят от основных функций, выполняемых ее структурами. Информационное обеспечение должно снабжать пользователей АИС информацией, необходимой для выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Система должна иметь возможность распределенного хранения и обработки информации, накопления информации в банках данных в местах использования, предоставления пользователям автоматизированного, санкционированного доступа к информации, одноразового ее ввода и многократного, многоцелевого использования. Должна быть обеспечена информационная взаимосвязь как между задачами, решаемыми каждой функциональной подсистемой, так и с внешними уровнями. Внешними по отношению к АИС «Налог» являются не только предприятия, организации и физические лица, но и такие органы, как налоговая полиция РФ, финансовые органы, банки, таможенные органы и т.д. Информационное обеспечение автоматизированной системы налогообложения, как и любой другой системы организационного типа, состоит из внемашинного и внутримашинного. Внемашинное информационное обеспечение-это совокупность системы показателей, системы классификации и кодирования информации, системы документации и документооборота, информационных потоков. Внутримашинное обеспечение-это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию и назначению специальным образом организованных массивов, баз данных и их информационных связей.
Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей, которые собираются, преобразуются и выдаются АИС для целей обеспечения деятельности налоговых органов. Показатели характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д. Показатели содержатся в документах, являющихся наиболее распространенным носителем исходной и результатной информации. В системе налогообложения функционирует унифицированная система документации, которая отвечает определенным требованиям к форме, содержанию, порядку заполнения документов. Унифицированные документы используются на всех уровнях системы. К ним можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная от бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплательщиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, составляемой налоговыми органами. Информационные потоки представляют собой направленное стабильное движение документов от источников их возникновения к получателям. Информационные потоки дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно - временные и объемные характеристики, отражается динамичность информационных процессов и их взаимодействие. Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы. Документы и содержащаяся в них информация классифицируются:
а) по отношению к входу и выходу:
б) по срокам представления:
К документам, выдаваемым по регламенту, можно отнести, например, отчеты «О поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджеты РФ», «О результатах контрольной работы налоговых инспекций», «Структура поступлений основных видов налогов», «Недоимка по платежам в бюджет» и другие статистические отчеты, составляемые в налоговых органах;
в) по функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции:
Группирование документов по функциональным направлениям в соответствии с особенностями и назначением содержащейся в них информации определяет основные потоки информации в структуре управления функционированием налоговых органов.
Важной составляющей внемашинного
информационного обеспечения
Внутримашинное информационное обеспечение формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей пользователей системы налогообложения. Оно включает все виды специально организованной информации для восприятия, передачи и обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде массивов, баз данных, банков данных. По содержанию внутримашинное информационное обеспечение должно адекватно отражать реальную деятельность налоговых органов. Массивы, также как и содержащиеся в них данные, по степени устойчивости можно разделить на переменные и постоянные. Переменные содержат информацию, объем изменений в которой в течение года превышает 20 % годового объема. Массивы, содержащие остальную информацию, считаются постоянными (условно - постоянными). В переменных массивах содержится информация: